double arrow

Скульптура рубежа XIX-XX вв


Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.

Особенности художественного процесса и художественного авангарда в 1910-е годы. Связь русского авангарда с европейскими художественными течениями.

Движение К.С. Малевича к беспредметности в искусстве. Увлечение импрессионизмом. «Цветочница». «Девушка без службы». «Бульвар». «На бульваре». Влияние фовизма. «Автопортрет» (1908). Обращение к примитивизму. «Полотеры». «Провинция». Кубизм в произведениях «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Точильщик», «Жница», «Уборка ржи», «Лесоруб». «Жизнь в большой гостинице». Алогизм форм в работах «Корова и скрипка», «Англичанин в Москве». Создание супрематизма. «Черный квадрат». «Красный квадрат». «Супрематизм (с синим треугольником и черным прямоугольником)» (1915). «Супрематизм» (1916).

Сподвижники и последователи Малевича. И.В. Клюн. «Граммофон». «Озонатор». «Супрематизм» (1915). И.А. Пуни. «Супрематический рельеф». «Супрематическая композиция». «Мытье окон».

В.Е. Татлин - один из вожаков русского авангарда. Учеба в Пензенском художественном училище. Влияние импрессионизма: «Гвоздика», «Букет». Противостояние методов Татлина и Малевича. На пути к конструктивизму. «Продавец рыб». «Матрос. Автопортрет». «Натурщицы» 1912-1913 гг. Контррельефы (после 1914 г.).




«Амазонки» русского авангарда. Л.С. Попова. Отголоски фовизма в ранних работах: «Портрет девочки на фоне печки». Обращение к кубизму: «Итальянский натюрморт», «Композиция с фигурами (Две фигуры)», «Дама с гитарой», «Портрет философа», «Скрипка». Живописные архитектоники 1916-1917 гг. О.В. Розанова. «В кафе». «Валет червей». «Натюрморт». «Супрематизм» (1916). «Беспредметная композиция (Полет аэроплана)» и другие беспредметные композиции 1916 года. Н.А. Удальцова. «Синий кувшин». «Гитара.(Фуга)». «Ресторан». Натюрморты 1914-1915 гг. А.А. Экстер. «Город ночью». «Флоренция». «Натюрморт с яйцами». Оформление спектакля «Фамира-кифаред».

Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В. Кандинский. Его принадлежность к русской и немецкой художественной культуре. Обучение в школе Ашбе (г. Мюнхен). Участие в художественном объединении «Синий всадник» (Германия). Разработка самостоятельной теории живописи в книге «О духовном в искусстве». Эволюция творчества от предметности к беспредметности. «Дамы в кринолинах». «Озеро». «Мурнау». «Импровизация» (1910). «Композиция VII». «Москва. Красная площадь». «Сумеречное». «Синий гребень».

Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З. Шагала. Витебские корни его сюжетов и мировосприятия. Влияние на творчество Шагала парижской школы и русских художников. «Женщина с корзинкой». «Мясник». «Ночная сцена». «Дождь». «Я и деревня». «Палатка». «Танцовщица». «Путешественник». «Парикмахерская» «Отец». «Зеркало». «Над Витебском». «День рождения». «В ногу. У дома». «Над городом». «Прогулка». «Окно на даче. Заолшье».



Своеобразие живописи П.Н. Филонова. Его аналитический метод и пророческая нацеленность. Выработка теоретической программы и расцвет творчества в ранний период 1912-1915 гг. «Восток и Запад». «Пир королей». «Крестьянская семья (Святое семейство). «Коровницы». «Победитель города».

Особенности развития русской скульптуры в конце XIX - начале XX века. Жанры и направления. Петербургская школа скульпторов. В.А. Беклемишев: «Деревенская любовь». «Как хороши, как свежи были розы». Р.Р. Бах: Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе. Д.С. Стеллецкий: «Знатная боярыня (Марфа-посадница Борецкая)».

Московский скульптор и педагог С.М. Волнухин: памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, портрет П.М. Третьякова.

Импрессионизм в скульптуре. П.Л. Трубецкой: «Московский извозчик», памятник Александру III в Санкт-Петербурге, портреты Левитана, Шаляпина, Боткиной, Толстого. А.С. Голубкина: «Марья», «Сидящий человек», «Идущий», портреты Лермонтова, Андрея Белого, А.М. Ремизова, В.Ф. Эрна.

Творчество учеников Волнухина и Трубецкого. М.А. Андреев: памятник Н.В. Гоголю в Москве, портрет Н.Н. Баженова. А.Т. Матвеев: надгробие Борисову-Мусатову, «Спящие мальчики», «Сидящий мальчик», «Юноша», «Женская фигура (сидящая)», «Надевающая чулок». С.Т. Коненков: «Рабочий-боевик», «Атеист», «Паганини», «Нике», «Лада», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Эос», «Женский торс», «Автопортрет». Д.С. Эрьзя (Нефедов): «Эрзянка». И.С. Ефимов: «Зверь (Львица)».







Сейчас читают про: