Европа в период Реставрации

21.02.2012

Новая история запада XIX век

До середины XIX века Европа жила революцией, ее отголоски сказывались до 1848 года. После уничтожения империи Наполеона началась эпоха Реставрации. Реставрация относится в первую очередь во Франции, где в 1815-30 годах была восстановлена власть Бурбонов.

Главная идея Реставрации – восстановление законной монархической власти в Европе, восстановление дореволюционного порядка. Реставрация разворачивалась постепенно по мере отступления Наполеона из европейских государств. Восстановление старых порядков началось еще в 1813 году, а после сражения под Лейпцигом приобрела массовый масштаб. Уже в 1814 году были восстановлены прежние династии в Италии – в королевстве обеих Сицилий, Савойе, Риме, Испании, и в итоге завершилось реставрацией Бурбонов во Франции по итогам Парижского мира.

Речь шла не только о восстановлении прежних монархий, но и о восстановлении границ. Венский конгресс восстановил прежние исторические границы. «Священный союз» должен был охранять этот «незыблемый» порядок.

Главными носителями идей реставрации была возвращавшаяся из эмиграции аристократия и монархическая власть, стремившаяся изжить республиканские идеи, что выливалось в демонстративные попытки преодолеть наследие революции и империи Бонапарта. Реставрация стала ответом на революцию, это была реакция европейского абсолютизма. Однако полное возвращение старого порядка было невозможным. 20 лет революций и империй повлекли слишком серьезные трансформации общества.

Людовик XVIII, прибыв в Париж с союзными армиями, понимал, что возвращение старых порядков не даст ему широкой социальной базы в стране. Его вступление на престол было предварено выпуском конституционной хартии, которая частично ограничила монархию и закрепила принципы парламентаризма. Главный политический вес в стране получили роялисты, буржуазия была оттеснена на старые позиции. Роялисты занимали более реакционную позицию, чем даже сам король.

Помимо Франции конституции были приняты в Финляндии, Польше, отдельных германских княжествах – тех, которых изменения революции были наиболее сильны. В других государствах, таких как Испания, реставрация была более жесткой. Фердинанд VII отказался от обещания соблюдать конституцию 1812 года. Конституции в итальянских королевствах были отменены, в германских княжествах были всего лишь восстановлены ландтаги. В Австрии и Пруссии не произошло никаких изменений. Абсолютная монархия была восстановлена по всей Европе, причем в еще более жестком варианте, чем дореволюционная просвещенная монархия. Единственным исключением была Англия с ее парламентскими традициями, но и там доминировали консервативные тенденции. Было провозглашено, что в Англии уже была революция, и больше изменений Англии не нужно.

Реставрация проникала из политики также в культуру и идеологию, где ее главной опорой стала католическая церковь. Французские революционеры, пытавшиеся заменить религию, сами заложили симпатии к преследуемой церкви. Вокруг духовенства стал складываться ореол мученичества, коснувшийся даже папской власти. Поражение революции привело к краху атеистической идеологии и привело к образованию идеологического вакуума. С середины 90-х годов XVIII века религия стала постепенно восстанавливать свои позиции. С 1814 года началось восстановление позиций католичества. Был восстановлен орден иезуитов и инквизиция, вновь начались суды над еретиками. Начался массовый переход людей в католичество. Католичество вновь стало межнациональной религией, новая идеология требовала распространить католицизм на наибольшие территории, подчинить национальные церкви Риму, восстановить примат Папы над светской властью. Религия также заполнила идеологический вакуум. Новой идеологией Европы стал консерватизм. Этот термин был введен в обиход в 1815 году французским писателем, основавшим журнал «Консерватор». Консерваторы заявляли, что просвещение несло смуту в умы людей и нарушили естественный ход истории. Именно идеи просветителей привели к распространению террора. Эти мысли впервые высказал англичанин Берк, обвинивший революционеров в том,что они не ценят традиций и порядка, их представления о свободе были нереальны и толкали Францию в пучину тирании. Основываясь на тезисах Берка, консерваторы апеллировали к традиционализму, требовали следовать сложившемуся историческому опыту.

Если просветители настаивали,что только разум может дать новое, то консерваторы настаивали,что рационализм ведет к деградации человеческой природы. Единственной прочной опорой, по мнению консерваторов, считается вера. Главные идеологи консерватизма жили именно в католических странах. Консерваторы идеализировали прежние времена, требовали отказаться от просвещения и вернуться назад. Де Ниостро выдвинул тезис о тесной связи реставрации и католицизма. По его мнению,человек, ограниченный в возможностях богом, не мог сотворить революцию. Для Франции революция стала карой за отказ исполнять предназначенное ей богом, искупительной жертвой для возвращения Франции на старый путь. Он считал, что революция рано или поздно исчерпает себя. Он полагал, что главной опорой нового строя должна стать католическая церковь, как несущая божественную истину, и которая должна вернуть себе средневековое могущество. Главной идей де Баналя было ограничение индивидуализма просветителей. Свобода, проповедуемая революционерами, дала негативные последствия – исказил божественный замысел, потому необходимо ограничить свободу интересами общества, которое должно было стать залогом стабильности. Только воля общества является отражением воли бога. Отдельный человек не может дать основу государства, такая основа дается только богом, потому революция лишена смысла, она ведет к установлению деспотии. Карл Людвиг Галлер в то же время опубликовал свое произведение «Реставрация политической науки», в котором призывал к восстановлению средневековых порядков в Европе и заявлял,что неравенство людей имеет естественную основу. Именно бог устанавливал свободу деятельности отдельных лиц. Носители власти получают ее по милости бога как дар или исторически обретенное право, потому государи могут пользоваться властью по своему усмотрению. Единственной сдерживающей силой правителя является его интере и религия. Государь должен сдеживать народное своеволие, опираясь на духовенство.

В Германии консервативны еидеи развивались в форме философского и литературного движения романтизма. Романтизм отразил разочарование в идеалах бесклассового общества. Главной идеей романтизма была критика бездуховности, по их мнению материадльное стало подавлять духовное, что и привело к революции. Романтики стремились отвергать универсальные законы, обращались в познании человека к природе. Человек по их мнению – микрокосм, через который можно познать все общество.

Особое место в период Реставрации заняла история, ставшая объяснять причины произошедшего. Романтики стремились к реальному восприятию прошлого, считая, что прошлое необходимо переосмыслить. Романтики именно в прошлом видели идеал общества. Поэт Навалис называл идеалом средневековую Европу, именно в Средние Века Европа представляла из себя единое целое, сплоченное католической религией. Во главе Европы стоял Папа Римский, объединявший различные политические силы. Духовенство было открыто для каждого человека. Эта «духовная империя» наиболее соответствовала природе человека и способствовала развитию его способностей. В основе государства должна лежать вера, лишь тогда государство будет справедливым.

В то же время в Германии Гуго и Савиньи создают «школу права», в основе которой было право, основанное на исторических традициях. Право возникает само по себе через развитие норм, обычаев и правил в ходе жизни народа. Каждый народ при этом получал собственное право, потому отрицались искусственные конституции.

Эти теории нашли поддержку в широких слоях населения, консерватизм отражал взгляды, традиционные для масс.

Революция повлекла достаточно большой сдвиг в идеологии, потому кроме консервативных идей предпринимались попытки закрепить достигнутые революцией идеи. Идеи просвещении сохранились, главной стала идея свободы, легшая в основу европейского либерализма, также возникшего в начале XIX века, впервые этот термин появился во время составления конституции Испании, где либералами назвали себя сторонники конституционной монархии. Именно в противостояии либерализма и консерватизма прошел XIX век.

Либералы пропагандировали индивидуализм, частную собственность, идеи ерховенства права. В то же время либералы отвергали идею Руссо. Была выдвинута концепция «государства – ночного сторожа». Государство должно лишь охраняи=ть права и свободы граждан и поддерживать порядок в стране, в остальном индивид независим от общества и государства.

Английский либерализм основывался на средневековых традициях, во Франции либерализм основывался на идеях просвещения и революции. Главным идеологом либерализма стал Констан, разработавший концепцию свободы индивида. Он заметил, что идеи просветителей и революционеров не соответствовали современному положению дел, основываясь на античных представлениях. Констан настаивал на том, что свобода политическая и гражданская разграничены, свобода воспринимается как личная независимость, она означает независимость всех граждан от власти, а человека от общества. Народный суверенитет Руссо представляет главную опаснот ьдля свободы. Гражданское общество должно быть отделено от государства и стоять над государством. Для поддержания этого проядка нужна определенная сила. Власть необходимо разделить на пять ветвей, кроме трех ветвей Руссо должна иметься королевская воасть как гарант стабильности, а власть аконодательня должна делиться на 2 ветви, отражающие интересы аристократии и общества. Монарх должен поддерживать стабильность системы и выступать арбитром между слоями населения. Участие в политической жизни должно быть ограничено имкщественным цензом, так как только собственники желают поддерживать порядок.

Схожие идеи пропагандировали «доктринеры» - умеренные либералы. Их идеологами были Пъер Поль Рое-Колар и Франсуа Гизо. Они осуждали принципы Руссо, ассоциируя их со всевластием толпы. Колар заявлял, что волю большинства нужно сдерживать волей монарха. Король должен уравновешивать политическую систему, являться символом единства нации. Королевская власть опирается на традиции и авторитет.

Тем не менее, радикальные идеи революции не были полностью уничтожены. Методы роялистов, стремящихся упрочить свое положение вело к ухудшению жизни и стимулировало развитие радикальных натроений. Уже в первые годы реставрации начинается подьем рабочего движения, развивавшееся под влиянием профсоюзов и социалистов. На континенте носителями радикальных идей стали тайные общетва, которые начали возникать повсеместно с 1815 года – масонские кружки,офицерские общества. В годы революции в армию начали проникать недворянские элементы, особенно ярко это проявилось в южной Европе и Латинской Америке. Наиболее известны общества карбонариев, возникшие из французских офицеров и распространившиеся по всему средиземноморью, достигнув также России.

Появились также первые социалистические организации в Италии, Греции (филики этерия). Эти общества вели террористическую борьбу. Именно эти общества послужили основой для первой волны европейских революций, прокатившихся по Европе в первой половине 20-х годов.

Мероприятия, проводимые реставраторами подтачивали Реставрацию изнутри и постепенно Реставрация начинает ослабевать. Во Франции и Англии либералы боролись за ослабление реакции, кризисом стала волна революций 20-х годов, которые, хотя и потерпели поражение, но ослабили реакцию и к концу 20-х годов в западных странах общественные настроения стали склоняться в сторону изменений.

Конец режиму реставрации во Франции положила июльская революция 1830 года, после чего во Франции установилась ограниченная монархия. Аналогичные революции прошли в Бельгии и германских княжествах, в Англии оппытка революции была остановлена реформами, восстание в Польше было подавлено. Власть в Еврропе практически повсеместно перешла в руки буржуазии, прежние режимы сохранились в Австрии, Пруссии и России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: