Культура как пространство коммуникации
Религия и наука
В основе религии лежит вера в сверхъестественное. Сверхъестественным можно назвать то, что не объясняется с помощью известных науке законов. На протяжении всей человеческой истории многие факты действительности были непонятны людям. В то время, как наука, основывающаяся на доказательствах и экспериментах, не могла дать ответы на интересующие человечество вопросы, это делала религия. Источником религии является не объективная реальность, а знание, данное человеку свыше, от Бога. Такое знание не подвергается сомнению, а является высшей абсолютной истиной, которую разум человека понять в полной мере не может.
Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечая на вопросы, связанные с абсолютным идеалом. Наука же не исходит из абсолютных истин, ей свойствен критический взгляд. Тем не менее, наука и религия не исключают друг друга, а дополняют, давая человеку более полное представление об окружающем мире.
Вопросы к теме:
1. На чём базируется научное восприятия мира?
2. Что лежит в основании искусства как формы культуры?
3. Чем отличается религиозное отношение к окружающей действительности от художественного и научного?
4. Какие ранние формы культуры предшествовали возникновению религии?
5.
В Древней Греции существовал такой обычай: друзья, расставаясь, брали какой-нибудь предмет – глиняную лампадку, статуэтку или навощенную (покрытую воском) дощечку с какой-нибудь надписью – и разламывали пополам. По прошествии многих лет эти друзья или их потомки при встрече узнавали друг друга, убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое – символ.
Греческое слово «символ» означает «знак, примета». В эстетике, философии и культурологии это универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни, т.е. освоения ее с помощью образов, воплощенных в портретах, статуях и т.д. Символ как понятие следует отличать от знака.
Символ – объект, стереотип поведения, слово, которое указывает на некоторую значимость для человека, реальность, воспринимаемую условно.
Знак – минимальный носитель языковой информации.
Можно говорить о знаках, которые несут в себе определенное содержание, скажем, светофор или расписание поездов. Есть знаки, которые помогают сделать выбор (меню, прейскурант). Когда же знак наделяется эмоциональным, условным смыслом (красное знамя – обозначение революции), он становится символом. Знак становится символом тогда, когда он выражает общезначимую реакцию не на сам символический объект, а на отвлеченное значение, которое можно связывать с этим предметом.
Знак фиксирует в предметной, жестовой или интонационной форме сходство между вещами, ситуациями и переживаниями. Он указывает на внешнее и внутреннее сходство между объектами культуры, хотя реально такое сходство может отсутствовать. Просто люди готовы условиться, что это подобие действительно есть.
Знаковые системы являются языками культуры. Она «разговаривает» с людьми, пользуясь многочисленными символическими системами. Спектр культуры формировался исторически. Рождались знаковые комплексы, которые расширяли пространство культуры. Культура не может обойтись без знаков. Они несут информацию и смысл. Но этот смысл нередко оказывается многовариантным.
Человек, рожденный в определенной культуре, с младых лет усваивает смысл и назначение знаков, которые обусловливают общение людей. «Чужая» культура нередко кажется странной, непостижимой, поэтому вхождение в иную культуру сопряжено прежде всего с раскрытием ее знаковой системы.
Язык символов – это код, посредством которого мы выражаем наше внутреннее состояние так, как если бы оно было чувственным восприятием. Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума.
Уже упоминавшийся немецкий философ и психиатр К. Ясперс в работе «Общая психопатология» отмечал, что среди символов мы никогда не встретим, скажем, Аполлона или Артемиду, которые принадлежат истории и незаменимы. Их невозможно обнаружить даже в самых глубинных слоях бессознательного, а все, что мы о них знаем, дошло до нас благодаря преданию.
Между этими двумя крайностями находятся те особые символические формы, которые, хотя и неуниверсальны, но принадлежат одновременно многим культурам. (Голубь – символ мира.) Наконец, существует, по мнению Ясперса, ряд особых, специфических, содержательных элементов, которые встречаются, пусть не повсеместно, но настолько часто и широко, что их невозможно считать чисто историческими. Несмотря на всю их необычность, за ними следует признать относительную общезначимость как символов. (Башмак на шесте – символ крестьянской революции в средневековой Германии.)