Кемалисты, благодаря этому, остановили греков, а затем разбили их. В ноябре 1922 в местечке Муданья (Муданьиское перемирие, берег Мраморного года) было подп перемирие, которое подводило черту под греко-тур войной.
Существовала коммунистическая армия турок, но на территории России.
Марта 1921-советско-тур договор о дружбе и взаимопомощи. Москва выделила 10 млн руб золотом, оружие, снаряжение Турции. Турки воевали, тк Кемалю удалось сформировать спаянную, сплоченную армию (армия строилась за счет переформирования иррегулярных и регулярных армий). Пример-зеленая армия, созданная мусульм интеллигентами. Предполагалось опираться на раб крестьян, невозможность сосредоточения капиталов у верхов власти. Однако Кемаль запретил зеленую армию. Существовало народно-ком движение, но оно не имело большого значения.
Сент 1920 собрание турков-интернац-в по приглашению Кемаля. Был договор о том,что турки-интерн приедут в Турцию для обсуждения вопроса о взаимодействии турок-коммунистов и кемалистов. Но турки были убиты скорее всего по наущению Кемаля. Кемаль-"железный генерал"-не хотел разномыслия в стране. При советской поддержке Фр, Англ, Италия не могли осуществлять оккупацию. Страны начали весит переговоры с кемалистами. 20 окт 1921-подписано Ангорсое соглашение с кемалистами. Фр и др страны вывели свои войска, до этого продав снаряжение кемалистам.
Начася переход к строит-ву новой Турции. Турки-кемаоисты начали строит-во нов режима с раздела султаната и халифата. Тур султан б не только полит, но и главной фигурой в религ иерархии. Султанат был ликвидирован. Посл 36 султан Осман имп-Мехмед6-отбыл на Мальту. Новый халиф-Абдул Меджиде. Итоги были подведены на Лозаннской конференции 1922-подытожила осуществление целей нац обета: целостность этнич турец территории б признаны державами. Оттоманский долг был разнесен на все гос-ва, которые укрепились на костях Османской имп. В рез-те турки так и не выплачивали свой долг. Лозанна сформировала решение разрушит задач Кемалист рев. Открылись перспективы строит-ва нового режима.
21/11
Лозаннская конф 1922-23 гг состоялась, поскольку Севрский мир был не признан Турцией, признала решение разрушит задач революции. Надо было строить нечто новое на развалинах Османской империи. Главную цель подхода к решению конструктивных задач Кемаль сформулировал в 1913г-двух цивлизованностей не бывает. Цивилизованность-европейская. Туркам надо принять эту цивилизованность вместе с ее терниями и розами. Эта была установка на 100% вестернизацию. В этом суть идеологии кемализма. Идеология кемализма была сформулирована под названием национальный обет, принятый султанским меджлисом. В основе кемалистской идеологии лежат взгляды и подходы Зия Гекальпа (1875-1924). Зия Гекаль изложил филос основы кемализма в книге Основы тюркизма. Зия-любопытная фигура. Одни исследователи называют его иррационалистом и шовинистом. Другие с неменьшим успехом доказывают, что он был интернационалист и националист. Зия Гекальп испытал на себе сильное влияние социологической школы Дюркгейма: каждое человеч сообщество от маленького-семья до большого-цивилизация базируется на социально обусловленных представлениях. Необходимо уловить эти коллективные соц обусловленные представления на бессознат уровне, а затем на сознат уровне. Зия Гекаль использовал старую терминологию: ввел в оборот понятие меллиет-нация. Этим понятием обозначалась религиозная община. Зия Гекаль очнь интересно смотрел на религию: религиия социализирует индивида, обоеспечивает сохранение этоса нации-глубинного, скрепляющего нацию элемента, способствует межнац единству, но исходя из эотго, Зия Гекальп не призывал бороться с религией, а призвал к всяческому отделению религию от политики. Исламизма он бы не допустил (исламизм-политическая инструментализация ислама). зия очень интересно разводил понятия культура и цивилизация. ОН говорил, что культура-единство 8 основ соц жизни 1 нации (религиозной, экономич, политич и тд). Цивилизация-единство ряда основ соц жизни нескольких наций, уживающихся в одном сообществе. С точки зрения Зия Гокальпа, культура-национальна, а цивилизация-интернациональна. Чрезмерное развитие цивилизации вредно для развития культуры. Столкновение 2 цивилизаций (у 1-сильная культура, но слабая цивилиз, у 2-слаб культ, сильн цивилиз) побеждает 1.
Турция пребывает в рамках восточной теократической, основанной на синтезе византийского наследия и сильного арабо-персидского влияния цивилизации. Эта цивил мешает жизни нации, развитию нац культуры. Для блага нац культуры восточную теокртическую цивил нужно сменить на современную западную сикулярную цивилизац. По мнению Гекальпа, выделяются след элементы в вост текратич цивилиз: полит власть и религия. Понять всю логику кемалистских преобразований можно только с учетом установки на восприятие сикулярной цивилизации. Реформа языка предполагала переход на латиницу. Кемалисты отбивались от нападок, что они родное подавляют. Кемалисты говорили, что они остаются при турецк языке, но отказываются от сложной вязи.
Кемалистская революция
С точки зрения классового подхода, кемалистской рев не было. Не было перехода власти из рук одного класса в руки др класса. Революция практически была. Сопоставим англ рев середины 18в с большевист рев 1917. Это 2 полюса, поск англ рев не привела к значит измениям в структуре соц пирамиды, свойственной англии, рев открыло доступ новым соц группам к власти, но принцип изменений не было. Бльшевист переворот кард-но поменял всю символику, уничт господств класс и крестьянство. Соц и символич стороны подверглись ломке. Кемалист рев находится где-то посередине этих 2 полюсов. Делали ее военные, получившие современное образование. У них не было большого антагонизма к властной элите. Это была борьба внутри слоя бюрократии. Уничтожение буржуазии на 95% свалилось в руки, кемалисты многого в этом не сделали. Народ в Османской империи значит-го доступа к власти не имел. Кемалистам не надо было добиваться массовой поддержки. Отсюда кемалистская революция-это разрыв с прежним симовлич порядком.
Переворот в смысле символич структур. Легитимизирующим порядком в стране был ислам ранее. 1 из принципов кемализма (народно-респ партии Кемаля)-6 принципов Ататюрка (р,р,н,н,л-республиконизм, революц-ть, национ-зм, народность, лаицизм). Сначала партия была названа народной, а затем народно-республиканской.
Главным в кемалистских преобразованиях стало утверждение статуса религии:религия дб исключена из политики. Ее надо оттеснить в сферу частной жизни. Секуляризация-отделение церкви от гос-ва. Мусульманскую религию надо было всецело подчинить религии. В Турции кемалисты при совете министров создали совет по религиозным вопросам. Председатель назначался советом министров. Совет по религ вопросам контролировал всю религ жизнь. Ему подчинялись мюфтюлюк (там работало 52 тыс чиновников гос службы). Этот совет управлял чиновниками, которые контролировали каждый храм, каждую религ общину. В совете регламентировалось все: кол-во мечетей, религ училищ. Бесконтрольной религ жизни просто быть не могло. Несмотря на стремление кемалистов контролировать и исключить из жизни религ сообщества, они продолжали существовать. В начальные годы велась борьба против кемалистов и кемалистских реформ.
Все многочисл и любопытные преобразования в области культуры и быта работают на идею оттеснения религии в область частной жизни. На эту же идею работала и замена арабской вязи латинским шрифтом. С 1 января 1929г чиновникам предписывалось использовать только латинчский шрифт. Чиновник, не подчинившийся этому решению, мог быть жестоко наказан. На это же работал переход на европейский, григорианский календарь с воскресным выходным днем. К этому же имеет отношение запрет на прежние головные уборы, мужчинам было предписано не носить шляпки, кепки, фески (красн шапочки мусульман).
Введение фамилий-1934г. Поэотму фамилии красивые.
4-томная история Турции. Идея-турки носители древней, доисламской цивилизации.
Все реформы воспринимались легко.
Запрет на тессатюр-покрывание лица в общественых местах
Отмена титулов (паша), вместо этого-фамилии.
Какой-то классовой борьбы не проследивается за термином кемалистская революция. Если взглянуть на все происходящее с высоты, то можно говорить вот о чем: в османской империи ключевую роль играл бюрократ. Бюрократы-реформаторы, пришедш к власти в рез-те младотурецкой революции, не имели экономической пограммы. Ограничились политич программой: главная идея-спасение гос-ва. Во имя спасения гос-ва они постарались подчинить себе буржуазию. Буржуазия в этом гос-ве была преимущественна инонациональной и инорелигиозной. Борьба между бюрократ и буржуаз была перенесена в сферу инонац конфликта. Конфликт был перенесен в сферу этнорелиг конфликта. Кемалистские бюрократы-реформаторы после своей победы осознали необходимость экономич программы без ломки социальной программы. Так осуществлялся длительный путь развития. Этот эк курс не мог остаться незамеченным. В Советское время было написана масса работ (Данциг, Галиев), но эк курс Турции оказался непонятым.
Турки имели в программе НРП этатизм. Этатизм-повыш роль гос-ва в экономич жизни. Это не гос регулирование, а гос сектор, гос предпринимательства. Русские начали помагать туркам-делегация турков в Москву(метро, балет большого театра, советс пятилетн планы). Только пятилетние планы были приняты.
5-лет план индустриализации (включал 15 инвестиционных проектов). С помощью советских специалистов турки построили в рамках 5-летнего плана 2 крупнейш фабрики, которые к началу 2МВ покрывали потребность общество в хлопчатобум тканях.
Инновация была сформул на Эзмирском эк конгрессе 1923. Он учитывал, что нац обет 1920г был выполнен, нужно осуществлять экономический обет. На конгрессе наметилось 2 подхода к определению эк курса: либеральный-открытость страны, свободное предпринимательство. Раскрепощенный рынок сделает Турцию страной богачей (открытость страны, свободный рынок). Кемаль искренне хотел в возникшем диалоге открыть страну без режима капитуляций, выплаты налогов. Иностр капитал не хотел работать в новых условиях. В этом случае формулой эк политики турецкой респ в 1920 г стала автаркия+либерализм (попытка в закрытом эк хозве не открывать страну иностранному капиталу. Создание для турок предпринимательских условий). Всем гос чиновникам было предписан законом носить одежду только турецкого производства. С иностран капиталом при этом не порывали. Просто однажды взяли и выкупили табачную компанию, анатолийские жд.
Однако буржуазия не складывалась,поскольку внутр рынок был скуден. Бедность страны.
В 1930-е гг автаркия+лиерализм переходит в формулу автаркия+этатизм. Роль производства берет на себя казна. Это был трудный, но без притока капиталов извне, путь. Гос-во стимулировало ввоз технологий без тамож сборов, но ввозилось мало всего. Страна была закрытой, но зато не знала инфляции.
Аграрные преобразования
Советская историография создала жутко искаженную картину аграрных преобразований кемалистов. При общей верной характеристике состояния аграрного вопроса существовал полуфеодальный характер земльных отношений. Эта формула в рос сознании-помещик с землей, безземельное крестьянство. Помещика в Турции не было. Помещик-владелец крупных земельных латифундий в Турции был инородцем и иноверцем. Крупное землевладение было характерно для арабских территорий. Тимарная система была не феодальной, но фискальной. Турецкий крестьянин страдал не от помещичьего произвола. Сельское население страдало от безземелья и малоземелья. Когда турецкий крестьянин шел воевать под знамена Кемаля (Кемаль сказал:анатолийский крестьянин-соль земли), он мечтал, что за его вклад в победу госво расчитается с ним за борьбу с греками, армянами. Кемалисты направили развитие поземельных отношений в стране скорее по фермерскому пути. В стране существовал средневековый налог в натур форме. Налоги с опред территорий собирали откупщики. Ашар-средневек налог (десятина). По всей Турции ашар собирали 12 млн откупщиков. 18 млн лир поступало в казну, 52 млн зарабатывали откупщики. Откупщики были паразитическим слоем. Отмена ашара в 1925г была желанным событием для всего турецкого крестьянства. Был введен прогрессивный подоходный налог в денежной реформе. Анатолийский крестьянин, по мыслям Кемаля, носитель древней исламской цивилизации.
27/11
Кемлисты.
Кооперированием было охвачено 5-7% населения. Гос-во делает ставку на автаркию+либерализм в 1920. 1930: автаркия+...
1931г-новый налоговый закон. Подоходный налог в ден форме. Изменеия просматриваются в разделе льготы. Льготы по налогам предоставляются гос и муниц фермам, а гос-е или муниц фермы, а также образцовые хоз-ва. Образцов хозва-те хозва, которые принимают современную технику, разворачиваются крупно. Они в больших объемах начинают производить товарную продукцию. С/х в Турции развивалось очень медленнцми темпами. Крестьянство было нищим. Если большинство населения нищее, то узое внутр рынок для развития промышленности.
К моменту начала 2МВ (к 1932г) в Турции было 40 тыс деревень, в которых проживало 12 млн человек. Это сставляло 80% населения в Турции. 80% населения Турции в большинстве случаев пользовались примитивной деревянной сохой-карасапан. В деревне были проюлемы с водоснабжением, в деревне не было электричества. Одно из интересных средств втаскивание деревни с большинством населения в 20в-сельские институты. Эти институты стремились подготоить учителей для преподавания в деревне. Учителя обучали современным знаниям ветеринарии, агрономии. Учитель дб уметь при случаие дб оказать 1МВ.
В послевоенной Турции эти сельские институты будут преобразованы в начальные педагогические учебн учреждения.
Происходило окультуривание деревни, втаскивание боьшинства сельсвкого населения Анатолии в 20в.
Внешняя политика
Путь новой Турции несомненно дб внушать большие иллюзии СССР. Специфич, граничащ с безбожием, отношение к религии, 5-летние планы, кооперирование-все это придавало классовый характер кемилист реформ. Сами кемалисты называли их надклассовой теорией.
Кемаль охотно принимал название, заимствованное у советов. Таким же заимствованием формы стала советская власть. Шура-советы.
Шура была внесена в констиуцию 1923г.
Турция шла не к коммунизму, она шла в Европу. До 1936г, когда на коференции в Монтре, турки изменили дружбе Ленин-Ататюрк, Турция сотруднич с СССР. В 1932 Турция вступила в Лигу Наций, затем в Балканскую Антанту.
В 1930гг перед Турцией был троякий выбор: гг соперничества либеральной демократии, фашизм и нацизм, коммунизм. Если эти три либер демократии расположить под группами а,б,в,то мы увидим, что турок с б и в роднила система власти.
С коммунизмом турок кемалистских роднило общее антиимпериалистическое прошлое и наоборот совместная борьба отталкивала турок от либеральной демократии. Происходит торможение движения в Европу. Очень подрезало движение Турции в Европу ситуация, которая возникла в период мирового экономического кризиса.
Германия была без колоний и была заинтересована в турецк продукции. Одна лишь проблема, которая отталкивала Германию-нет валюты. Был придумана формула-клиринговые расчеты. Клиринг-взаимозачет, типо бартера. Расчеты ведутся в условных единицах.
От сближения с Германией еще отталкивала проблема с Италией. В Эгейском море находились додеканезские острова.
Конференция в Монтре в составе 9 государств-Англия, Франция,Япония. Остальные гос-ва-Черноморские. Пересмотр результатов Лозаннской конференции. Вопрос о ремилитаризации-укрепление вооружения проливов-прошел практически без возражений. Вопрос о проходе через проливы проходил с трудом. СССР, уповая на поддержку Турции, сформулировал свой вопорс так: Черноморские гос-ва свободно плавают через проливы, а для нечерноморских-ограничения. Англичане воспротивились: либо свободно все, либо ограничения для всех. В мирное время все гос-ва имеют право проводить свои корабли свободн, а для военных кораблей-ограничения: ограничивался тоннаж в транзите, ограничение тоннажа судов, находящихся в Черном море, ограничивалось кол-во дней пребывания в Черном море.
10 ноября 1938г после 2 лет тяжелой болезни скончался Мустафа Кемаль. Новым президентом стал Исмет Инюню. Он был человеком заслуженным, героем войны и революции, но не обладал той харизмой, какой обладал Кемаль. Вскоре Исмет Инюню объявил об окончании кемалистской революции.
В экономич курсе Турецкой респ ничего не изменилось: автаркия+этатизм. К концу 2 МВ-неуклонное падение нац дохода, сократился с середины 1930-до середины 1940 вдвое. Перед войной и в условиях начавшейся войны Турция рассматривалась как некий мост.
19 окт 1939г был подписан англо-франко-турецкий пакт о взаимопомощи. Турция не вступила в войну. Пакт дб вступить в силу в том случае, если немецкие войска достигнут болгаро-немецкой границы. Всю войну турки умудрялись получать займы и воен помощь от двух блоков., турков немцы рассматривали как мост для продвижения в СССР. Был подписан германо-турцкий договор о дружбе. Но в войну на стороне Германии Турция не вступила. В 1945г Турция объявила войну Германии. Турки впоследствии вступили в ООН.