double arrow

Общественно-политическая мысль в России в 30-50-е гг. 19 века: консерватизм, либерализм, социализм


В 30-40-е гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое. Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов. Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I.

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), в социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Москвитянин» и «Русская правда». Западничество возникло в 30-40-е гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея – концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Аннеенков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ. Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштеин, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой). С зимы 1846г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян. Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм. В 1852г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе. Зачинателем русского революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.






15. Отмена крепостного права в России: причины, реформы, содержание, последствия.Причина отмены крепостного права: Военно-техническая отсталость России, что показала Крымская война;Духовное отчуждение от западных цивилизаций;кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования;

рост крестьянских восстаний, народного недовольства. Разработкой проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») занимались: главный комитет (1857-1858 – секретный комитет) и редакционные комиссии (при комитете).

19 февраля 1861г. – манифест Александра 2 об освобождении крестьян.

Основные положения реформы: личное освобождение крестьян; образование сельских обществ;учреждение мировых посредников;введение «временно-обязанных» отношений;выкупные платежи (за землю);правительство выдало помещикам 80% выкупной суммы, ее крестьяне должны были погашать (49 лет с %). Таким образом, крестьяне трижды переплатили за землю.Условия реформы: до выкупа крестьяне назывались временно-обязанными, 9 лет должны отрабатывать барщину (бесплатные работы на земле у помещика). Результаты реформы:



+ Крестьяне стали свободными;

+ Развитие рыночных отношений (хлебная торговля);

+ увеличилась продажа хлеба;

+ расширился внутренний рынок России;

+ началась экономическая специализация (деление территорий по отраслям): Черноземье – хлеб, Нечерноземье – животноводство, центр России – промышленность.

- равенства в правах не было (крестьяне – податное сословие, телесные наказания существовали только для крестьян);

- рекрутская повинность;

- крестьяне не получали землю в частные руки, а в ведение крестьянской общины (круговая порука помогала быстрее завершить выкуп);

- помещичье землевладение укрепилось;

- нехватка земли.

16.Буржуазные реформы 60-70-х гг.XIXв. Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны. Земская реформа 1864г.: изменила всю систему местного управления; в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах. Городская реформа 1870 г.: была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы; городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами; избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность. Судебная реформа 1864г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа: необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне; она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др. Реформы в системе образования: в сфере образования произошли значительные изменения; в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование; в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов. В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий. Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов. Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым). Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

17. Контрреформы 80-90-х гг. XIXв. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства) - выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. В городах были созданы всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа. Вводила принципиально новую систему судопроизводства: всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций (гражданские и т.д.). Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике.

Военная реформа. Цель - создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Введена всесословная воинская повинность мужчин, достигших 20 лет. проведено перевооружение армии (замена гладкоствольного оружия нарезным и др.), для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба. Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе и тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати. Фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий, но с конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Преобразования в стране осуществлялись "сверху", они способствовали активизации хозяйственной жизни и успехам экономики, влияли на развитие гражданского самосознания, распространение просвещения и, в целом, улучшили качество жизни, приблизив ее к европейским стандартам.

Внутренняя политика Александра II не была последовательной. В 60-х гг. преобладал реформаторский курс, затем стала проявляться консервативная охранительная тенденция, ставшая одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.

Александр III (1881-1894) расправился с народовольцами, участвовавшими в убийстве его отца, отправил в отставку либеральных министров Александра II (Д. А. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова). В то же время крестьян перевели на выкуп, сам выкуп снизили, отменили подушную подать, стали вводить рабочее законодательство

В 1884 г. начинается серия контрреформ (идеологи — Победоносцев, Катков), призванных ослабить либеральное начало преобразований Александра II.

Была резко ограничена автономия университетов. Повысилась плата за обучение.

В земствах вводился сословный принцип выборов, имущественный ценз для дворян понижался. Вместо мировых судей и мировых посредников появились должности назначаемых сверху земских начальников.

Сократилась компетенция судов присяжных. Повысился ценз присяжных. Ограничивалась гласность судов. Но в целом гласность, состязательность, независимость судов остались.

Усилилась цензура. Закрывались многие газеты и журналы, «крамольные» номера прошлых лет изымались из библиотек.

Контрреформы усилили роль бюрократии в управлении, но не ликвидировали полностью результатов «великих реформ».

Крестьянам предоставляли кредиты на покупку земли, поощряли их переселение в пустующие районы, но помещичьей земли им не давали. В 1891-1892 гг. Россию поразил голод, унёсший 600 тыс. чел.

Ограничивались права национальных окраин. Была урезана автономия Финляндии. Активно проводилась русификация на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Польше.

Революционное движение временно затихло, зато распространялись идеи марксизма. Либералы активно занимались просветительскою деятельностью. Интеллигенция, прежде готовая к сотрудничеству с властью, из-за ее притеснений становилась всё более оппозиционной.







Сейчас читают про: