Предпосылки становления христианства на Руси

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Крещение Руси. Причины, ход, итоги.

Выполнила: студентка группы

заочной формы обучения С.Ф. Данилова

Руководитель: Павенков В. Г.

Санкт-Петербург

Оглавление

1. Введение

2. Предпосылки становления христианства на Руси

3. Причины принятия восточного христианства

4. Ход крещения Руси

5. Сопротивление новой вере в Киевской Руси

6. Последствия Крещения Руси

7. Культурные последствия

8. Политические последствия

9. Заключение

Введение.

В данной работе мне бы хотелось изложить суть такого явления в истории российского государства как Крещение Руси.

До сих пор историки не могут остановиться на одном мнении о времени и месте крещения. Сколько версий существует о том, когда же началась история христианства на Руси. Чтобы рассмотреть эти вопросы главным источником для написания является «Повесть временных лет».

Поэтому задачами этой работы является анализ причин принятия христианства, хода христианизации Руси, а так же исследование роли и значении христианизации для дальнейшего хода Российской истории.

Так же необходимо отметить актуальность выбранной темы: христианизация Руси является событием, значение которого трудно недооценить. Она очень важна, так как выбор веры во многом определил стратегию развития Русского государства на многие века и отголоски того события мы ощущаем и сейчас. Крещение Руси стало поворотным пунктом в истории страны.

В этой работе будет рассматриваться только начальный период становления христианства на Руси, связанный с деятельностью непосредственно самого князя Владимира.

На основе всего вышесказанного можно отметить, что целью данной работы является изучение такого явления в русской истории, как Крещение Руси и рассмотрение его причин и последствий.

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение, имела его религиозная реформапринятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д.).

До крещения Русь проявляла большой интерес к исламу, к иудаизму, распространённым в соседних странах.

Христианство - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Христианство принимали воины, купцы, имевшие возможность познакомиться с новым вероучением. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Константинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II.

Приняв христианскую православную веру, князь Владимир решился обратить Русь в христианство. Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ведь для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическими духовным потребностям государства.

В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: