double arrow

Драматургия и театральная теория Б. Брехта


Одним из крупнейших драматургов ХХ века справедливо может считаться Бертольт Брехт, создавший теорию «эпического театра». Согласно ей спектакль и драма должна воздействовать прежде всего на разум зрителей. Действие должно проявляться в активности персонажа, а не в самоуглублении. Вот почему он отрицательно относился и выступал против реалистической, психологической драмы.

Драматургия Брехта - решительный поворот, революция в многовековом, традиционном развитии драмы. Его новая драматургия окончательно порывает с аристотелевским принципом «подражания действием действию». Он выдвигает принцип «неаристотелевского» типа конфликта, который не обязательно происходит на сцене (у Брехта зачастую в зале) и не в форме действия, а повествования. Мимесис у Брехта заменяет диегесис: персонаж излагает факты, вместо того, чтобы представить их в драматической форме.

Кроме того, развязка пьесы заранее известна, многочисленные вставки разрушают цельность действия, препятствуют всякому увеличению драматического напряжения. Эпический театр подчеркивает необходимость определенной точки зрения на фабулу и на ее сценическое воплощение. Сцена не скрывает свою материальность, а подчеркивает; не «преображается», а «обнажается». Актер не должен до конца идентифицироваться со своим персонажем, он должен отчуждать его от себя, т.е. не перевоплощаться, а демонстрировать образ.

Во всех диалогах непременно должно присутствовать полемическое начало, отсюда пьесы назывались им «судебное разбирательство». Во время представления зрителям постоянно напоминали, что они находятся театре и все что происходит, происходит на сцене, для того, чтобы зритель смог делать рациональные суждения относительно представленного материала. Он назвал этот прием «Verfremdungseffekt» - «эффект отчуждения». Этот принцип предстает в пьесах в виде зонгов (от англ. song - песня), фабульных и расширенных ремарок, прямых обращений к зрителю, интермедий в драме, а в спектакле - при помощи плакатов и надписей.

Его основная цель заключается в том, чтобы вызвать у зрителей критическое и аналитическое отношение к изображаемому на сцене. Поэтому он в театре видел не объединяющую, а разъединяющую силу. Брехт показывает в театре средство осознания, которое не объединяет, но глубоко разделяет публику, углубляет ее противоречия. Он считал, что драма могла бы инструктировать и изменять общество, поэтому она должна быть политической. По его мнению, эффективный театр должен привести аудиторию к сути решения проблемы и действия.

Использование голой сцены, выставленного освещения и театрального оборудования, коротких сцен, сопоставление «действительности» с театральным представлением - методы, довольно обычные сегодня - в значительной степени результат влияния Брехта. Тем не менее, некоторые критики утверждают, что даже его наиболее известные пьесы - «Мамаша Кураж и ее дети» (1941) и «Трехгрошовая опера» (192l) - не соответствуют полностью его теориям. Возможно, это ощущал и сам Брехт, употребляя термин «диалектический» театр, стараясь сгладить противоречие между «показывать» и «отождествляться». Дискуссия на тему значения драматургии Брехта в истории и теории театра, прежде всего, должна решить вопрос: реформы Брехта - это антитеатральная революция или определенный случай театрального представления?




Драматургия «сердитых молодых людей». Ее вклад в английское театральное искусство

В 50-е годы в английской литературе видное место занимает новое течение, получившее название «сердитые молодые люди». Идейно-художественное своеобразие этого течения определилось после выхода в свет романа Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим», романа Джона Уэйна «Спеши вниз», пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», романа Джона Брейна «Путь наверх» (Room at the Top, 1957).

Писатели, которых называют «сердитыми молодыми людьми», не составляют какой-то единой творческой группы. Творчество каждого из них развивается вполне самостоятельно. Они не зависят друг от друга и не пытаются создать определенной школы. Тем не менее в их произведениях, опубликованных в 50-е годы, есть общие черты.



Творчество «сердитых молодых людей» развивается в русле критического реализма. Однако оно отличается своеобразными чертами, определяющими его особое место в истории критического реализма в Англии после второй мировой войны. Реализм «сердитых» отличается большой эмоциональной силой осуждения общества; вместе с тем он лишен положительной программы. Если классический реализм подвергал критике основы буржуазной системы, то реализм «сердитых» гневно обличает все стороны буржуазного общества, не доходя, однако, до корней и причин социального зла. Классический реализм намечал перспективу общественного развития, утверждал положительный идеал, противопоставляемый бесчеловечности капиталистического строя; реализм «сердитых» негативен, он не видит перспектив и не отстаивает каких-либо положительных ценностей.

Социальные истоки возникновения литературы «сердитых молодых людей» заключаются в крахе лейбористского «социализма», обещавшего создать после войны «общество всеобщего благоденствия». Надежды на существенные перемены в послевоенной действительности, о которых говорилось в романе Пристли «Трое в новых костюмах» (1945), сменялись разочарованием и отчаянием «сердитых молодых людей», жизнь которых оказалась скучной и неинтересной, полной неудовлетворенности, страха перед угрозой атомной войны.

Литература «сердитых» отражала умонастроение целого поколения мелкобуржуазной молодежи. Бесцельное существование вызывало у молодежи гнев и протест против буржуазных порядков и буржуазной морали. Однако ее бунт индивидуалистичен, он направлен также и против прогрессивных сил общества, против социалистического и рабочего движения. В этом ограниченность и слабость критицизма в произведениях «сердитых». Отсутствие глубоких убеждений и передовых идей приводит к тому, что это литературное течение заходит в тупик.

Обличительный пафос ранних произведений «сердитых» сменяется кризисным мироощущением. Выход из кризисного состояния можно было найти в переходе на прогрессивные позиции и в развитии основных принципов критического реализма. По этому пути пошли Джон Уэйн и Джон Осборн. Кингсли Эмис и Джон Брейн встали на путь компромисса с буржуазным обществом. Так литературное течение «сердитые молодые люди» изжило себя уже в 50-е годы. Творчество бывших его представителей развивается на основе различных эстетических взглядов.

В первом романе Кингсли Эмиса (Kingsley Amis, p. 1922) «Счастливчик Джим» (Luky Jim, 1954) определились характерные черты прозы «сердитых»: в качестве главного героя выступает молодой интеллигент, приключения которого переданы в пикарескной фабуле и комических ситуациях. Герой романа Джим Диксон служит в провинциальном университете.

Этот начинающий преподаватель чувствует, что совершенно никому не нужен, что его работа никого не интересует. Это вызывает у него недовольство всем, что он видит вокруг. Университет представляется ему кладбищем; ученые кажутся монстрами. Он едва сдерживает себя в присутствии своего профессора, который вызывает у него отвращение. Бунт героя, однако, проявляется в нелепых формах. Так, в своей первой лекции, на которой присутствуют как студенты, так и преподаватели, он несет чушь и смешно пародирует лекторскую манеру наиболее известных ученых университета.

Острота критики снижается компромиссным финалом. Конфликт завершается примирением героя с действительностью. Это отражает реальное положение мелкобуржуазной молодежи в Англии. Однако Кингсли Эмис не смог сам возвыситься над ситуацией примирения конфликта и не дал ей верной эстетической оценки. В конце романа Джим Диксон охотно сближается с Кристиной, дядюшка которой богач Гор-Эркварт предлагает ему выгодное служебное место.

В последующих романах Эмис отходит от критического пафоса и юмора своей первой книги. В романе «Мне нравится здесь» (I Like it Here, 1958) герой - писатель и критик Боуэн -не очень сердит на действительность. У него богатая теща, на деньги которой он может отдыхать за границей. В этом произведении, в сущности, нет никакого конфликта.

Роман «Толстый англичанин» (One Fat Englishman, 1963), рассказывающий о поездке малопривлекательного англичанина в Америку, написан в духе заурядного юмористического чтива. В романе «Лига против смерти» (The Anti-Death League, 1966) изображение тайных военных приготовлений Англии сменяется в финале темой благоразумия британского командования.

Кингсли Эмис сам оказался в положении своих героев. Он примирился с буржуазным обществом, дойдя до оправдания американской агрессии во Вьетнаме. Эмис занялся писанием детективных романов об агенте 007, Джеймсе Бонде, продолжив тем самым серию романов умершего Яна Флеминга, романов, отличавшихся антикоммунистической тенденциозностью. Для творчества Джона Уэйна (John Wain, p. 1925) характерна более серьезная тематика. В его первом романе «Спеши вниз» (Hurry on Down, 1953) сатирически изображаются многие стороны современной английской действительности. В романе проходит вереница сатирических образов. Это писатель-модернист Фрулиш, делец Блирни, капиталист Родрик, гангстер Бандер, сноб-обыватель Фарклс.

На широком общественном фоне показана судьба главного героя Чарлза Ламли. Окончив университет, он не желает служить буржуазному обществу. Ламли хочет быть независимым. И вот начинается полная приключений жизнь молодого бунтаря. Он работает мойщиком окон, шофером, санитаром. Какое-то время Ламли был связан с контрабандистами. Порывая с буржуазной средой, он не желает сближаться с «красными», то есть рабочими. Однако позиция нейтралитета оказалась шаткой. Нейтралитет в конце концов приводит героя к примирению с буржуазным обществом: Ламли идет на службу в радиокомпанию, которая хорошо оплачивает сочинение радиопередач сомнительного содержания. Ламли достигает благосостояния, однако он чувствует, что попал в клетку, откуда невозможно выбраться.

Большой талант Джона Уэйна проявился в «Балладе о майоре Изерли» (The Song about Major Eatherly, 1959) и романе «Убей отца» (Strike the Father Dead, 1962). В балладе писатель осудил американскую военщину в образе летчика Изерли, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму. В романе «Убей отца» Уэйн протестует против расовой дискриминации.

Мировоззрение Уэйна противоречиво. Он испытывал подчас влияние буржуазной пропаганды. После поездки в Советский Союз в 1960 г. он опубликовал в журнале «Обзервер» «Открытое письмо Алексею Суркову», в котором допустил антисоветские выпады. Антисоветский характер носит и его роман «Молодые гости» (Young Visitors, 1965), представляющий в карикатурном виде советских студентов. Надо сказать, что Уэйн очень скоро понял опасность того пути, на котором он оказался, и в последующих произведениях он вернулся на позиции писательской честности и художественной правды.

Большой творческой удачей Уэйна стал роман «Меньшее небо» (The Smaller Sky, 1967). Писатель рассказал в нем о трагедии отчуждения человеческой личности в современном буржуазном обществе. Сорокапятилетний ученый Артур Джири неожиданно и, казалось, беспричинно оставляет семью, работу и поселяется в лондонской привокзальной гостинице, проводя целые дни среди толпы пассажиров. Только в сутолоке вокзальной жизни он обретает спокойствие и сознание своей общности с людьми. Постепенно в романе появляются намеки на истинные причины отчуждения героя.

Джири ушел в себя еще тогда, когда выполнял какие-то секретные исследования в институте. Его скрытность и замкнутость не исчезли и после того, как он избавился от этих тяготивших его исследований и занялся другой работой. Рутина повседневной жизни сковывает его, и он почти бессознательно стремится к другой жизни, где был бы простор, где были бы высота неба и ширь полей. Застекленные своды вокзала Пэддингтон создают для Джири иллюзию высокого неба. Но в действительности это меньшее небо, символ смутных и ограниченных представлений героя о жизненном идеале, по которому он томится.

Поведение Джири не похоже на действия окружающих его людей, и это вызывает у них подозрения в том, что он сумасшедший. Общество преследует этого человека, старавшегося найти душевное равновесие. Дельцы от телевидения хотят сделать сенсацию, предав широкой гласности судьбу Джири. Спасаясь от преследования журналистов и операторов, Джири взбирается на стеклянную крышу вокзала, откуда падает и разбивается насмерть. Поэтический образ неба и снега, символ настоящей жизни с возвышенными идеалами, появляется в заключительной главе романа. Джири видит, наконец, то прекрасное, к чему стремился, но уже слишком поздно. Он гибнет, преследуемый равнодушными, черствыми людьми, которые хотели сделать сенсацию из его страданий и мучительного одиночества. Роман «Меньшее небо» - одно из лучших произведений критического реализма в английской литературе наших дней. Трагедия личности является обвинением бездушным, стандартизированным порядкам современного буржуазного общества.

Значительным шагом в развитии реалистического метода Уэйна явился его роман «Зима в горах» (А Winter in the Hills, 1970). В этом произведении писатель показал классовую борьбу в современной Англии. В центре романа конфликт между простыми жителями Уэльса и богатыми хищниками, скупающими местный транспорт в городе Кэрфенае. Шофер валлиец Гарет борется против капиталиста Шарпа. Гарету помогает интеллигент Роджер Фернивал. Англичанин Роджер Фернивал приехал в Кэрфенай изучать валлийский язык. Он мучительно переживает свое одиночество: недавно умер его брат. Выходом из состояния одиночества стало участие в борьбе тружеников-валлийцев против капиталиста Шарпа. В этом романе Уэйн преодолел ограниченность критицизма «сердитых молодых людей» и дал социальный анализ противоречий капиталистического общества. В романе «Зима в горах» выражены положительные идеалы: герои, люди труда, стремятся к солидарности, к товариществу, находят радость в борьбе за равенство и свободу.

Важную роль в движении «сердитых молодых людей» сыграли пьесы Джона Осборна (John Osborne, p. 1929). Значение его творчества выходит за пределы этого течения. Пьесы Осборна стимулировали подъем в развитии английской драматургии 60-х годов.

В 1956 г. в театре «Ройал-Корт» была поставлена пьеса Осборна «Оглянись во гневе» (Look Back in Anger), которая имела шумный успех. Драматург очень точно передал настроения английской молодежи того времени. Главный герой пьесы Джимми Портер окончил университет. Но ему приходится служить в кондитерской лавке. Недовольство своей жизнью Джимми выражает в грубой и насмешливой критике всего, что его окружает. В своих длинных монологах он осуждает существующие в обществе порядки, буржуазную прессу с ее официальным лицемерием, снобизм богатых. Гнев Джимми переходит в раздражительность и ожесточенность.

Он мучает свою молчаливую жену Элисон, изменяет ей с ее подругой-актрисой. Критический пафос пьесы заключен в страстных монологах героя, в которых проявились бунтарство, радикальные настроения и отчаяние мелкобуржуазной молодежи. Этот бунт Джимми Портера индивидуалистичен, так как не связан ни с активным действием, ни с положительными идеалами. В пьесе «Неподсудное дело» (Inadmissible Evidence, 1964) в несколько условной форме, основанной на смешении сна и реальности, Осборн воссоздает сцену суда, в которой герой адвокат Билл Мэйтленд страстно и непримиримо осуждает свои пороки и пороки буржуазного общества.

Джон Осборн - сторонник театра, выступающего с критикой социальных порядков в капиталистическом мире. Свою позицию драматурга Осборн определил в следующем высказывании: «Мне не нравится общество, в котором я живу. И не нравится все больше и больше. Театр же постепенно становится тем, чем я его всегда мечтал видеть, - оружием. Я уверен, что он может быть самым убедительным оружием времени».

Пьесы Джона Осборна определили пути развития английской реалистической драматургии 60-х годов. Актуальным социально-критическим содержанием насыщены пьеса Шейлы Дилени «Вкус меда»; трилогия Арнольда Уэскера «Куриный суп с перловкой», «Корни» и «Я говорю об Иерусалиме»; трилогия Дэвида Мерсера «Поколения». В этих пьесах изображаются жизнь простых людей, судьбы рабочих семей, ставятся важные социальные проблемы.

Американский театр первой половины XX века. Творческая деятельность Ю. О'Нила

ОНИЛ Юджин (1888-1953), американский драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и гротеск, социальные характеристики и фрейдистское понимание личности. Основные проблемы: трагическая несовместимость прекрасной мечты и повседневности («За горизонтом», 1920); разрушение личности, захваченной преуспеванием («Душа поэта», опубликована 1957); межрасовые конфликты («У всех детей Господа Бога есть крылья», 1924); безысходное противостояние поколений («Долгое путешествие в ночь», постановка 1956). Монументальные мифологические и аллегорические трагедии «Траур — участь Электры» (1931), «Разносчик льда грядет» (постановка 1946). Нобелевская премия (1936).

Родоначальник и реформатор американской драмы

Как художник О"Нил сложился в атмосфере ширившегося в начале 20 в. осознания необходимости коренных перемен в искусстве. Он ощущал настоятельную потребность в поисках новых путей, понимая, что либо драма родится как вид искусства, либо она, вечно угождая публике, откажется от притязаний на художественную значимость. В 1910-е гг. он сближается с радикальными кругами, в том числе с Дж. Ридом. Именовавший себя анархистом О"Нил отошел затем от политического движения, но крайне негативное отношение к государству как орудию подавления личности и буржуазному обществу, которое, презрев духовные ценности, обольстилось ценностями материальными, сохранял всю жизнь.

Выступив в двойной роли родоначальника и реформатора отечественной драмы, О"Нил не замкнулся в рамках «чистого искусства» — для задуманных им преобразований такой масштаб был тесен. Он отверг мелодраму и другие равно далекие от жизни жанры, царившие на Бродвее, соединив художественный эксперимент с обращением к основам бытия, и отважился показать изнанку жизни, поставив в центр пьес изгоев общества и сцены — матроса, фермера, негра, рабочего, проститутку. Новаторское осмысление национального опыта в драматургии О"Нила привело к утверждению в американском театре эстетики реализма.

Уже в ранних, далеких от совершенства пьесах в выборе темы, героев, среды ощутима самобытность его подхода (сборник «Жажда», 1914, и др.). Заметно приблизился он к воплощению своих творческих устремлений в цикле «морских» пьес. Постановка одной из них, «Курс на восток, в Кардифф», в театре «Провинстаун-Плэйерс» (они сотрудничали до середины 1920-х гг.) в 1916 считается датой рождения драмы в Америке. Обжигающая подлинностью неприглядная обстановка, жестокие нравы, грубая речь — все это в отсутствие занимательного сюжета, легко узнаваемых положений и типажей было внове для американской сцены, цеплявшейся за традиции «благопристойности», отринутые прозой и поэзией. В них не просто удачно воссозданы реалии и дух жизни, тонко схвачена атмосфера. При всей заземленности действия пронизанные глубокой человечностью пьесы обретают поэтическое звучание. Отразилось в них и трагическое видение мира, придавшее масштабность драматическим коллизиям лучших творений О"Нила, определив его своеобразие как художника.

Творческая зрелость

1920-е гг., период творческой зрелости О"Нила, прошли под знаком поисков формы современной трагедии. С нею связаны и его высшие художественные достижения — «Император Джонс» (1920), «Косматая обезьяна» (1922), «Всем детям Божьим даны крылья» (1923), «Любовь под вязами» (1924), «Странная интерлюдия» (1928), «Траур — участь Электры» (1931), «Продавец льда грядет» (1939, опубликована в 1946), «Долгое путешествие в ночь» и др. Воплощая конфликты современного мира, неизменно обрекающие человека на поражение, уходя корнями в действительность, его трагедии устремлены к вневременным, универсальным проблемам бытия. За любым конкретным сюжетом у О"Нила встает трагедия отчужденного человека. Столкновение с миром порождает необратимую деформацию сознания героя. Утратив цельность, он пребывает в вечном конфликте с самим собой и гибнет, истощив силы в бесплодной внутренней борьбе.

Так, Император Джонс, сам испытав расовый гнет и бесправие, мечтая о свободе и достоинстве, становится тираном и, воспроизводя ненавистный ему порядок — единственный, какой он знает, — погибает в ужасе перед возмездием, справедливость которого осознает. Наделенный горделивым сознанием творца, своим трудом приводящего в движение весь мир, кочегар Янк, даже на нижней ступени социальной лестницы, чувствует себя властелином вселенной. Случайная встреча с дочерью миллионера открывает ему глаза на то, что подлинный хозяин мира — денежный мешок. Янк жаждет восстановить надлежащий порядок, но его одинокий бунт обречен. Нет ему и пути назад — пытаясь обрести единение с природой, он находит смерть в объятиях гориллы.

В «Любви под вязами» любовные переживания участников драмы осквернены корыстью, а сами они видят друг в друге лишь орудие для достижения своих целей. Обзаведясь молодой женой, старый Эфраим Кэбот намерен навек закрепить власть над фермой, где с восхода до заката гнут спину его старшие сыновья, оставив ее будущему сыну. Эбби, чтобы завладеть фермой, решает соблазнить этого сына Кэбота, а тот мечтает отомстить отцу за горячо любимую им мать. Но, действуя «по схеме», герои попадают в ловушку собственных расчетов. Проснувшееся чувство ломает их планы, принеся не радость взаимной любви, а мучительные подозрения, отчуждение, неприязнь. Стремление искупить прошлые прегрешения толкает Эбби на еще более страшный шаг — убийство младенца, «обеспечившего» ей право на ферму. Лишь осознание героями своей вины приносит в финале мгновение трагического просветления.

Истоком крушения могущественного клана Мэннонов в монументальной трилогии «Траур — участь Электры» предстает пуританство Новой Англии и дух индивидуализма, иссушившие их сердца, лишив способности любить. Ее действие происходит после окончания Гражданской войны в США, но, как и в «Любви под вязами», перекликается с античным мифом. Неимоверным усилием воли героиня трагедии, Лавиния, разрывает тянущуюся из глубин прошлого кровавую цепь причин и следствий, добровольно приняв смерть при жизни — войдя в опустевший дом, она велит заколотить его.

Этот период отмечен у О"Нила необычайно активными экспериментами с драматургическими формами. Сохранив верность реализму, он идет путем первооткрывателя, добиваясь синтеза выразительных средств, чтобы полнокровно воплотить современный мир с его резкими контрастами, всеобщим распадом связей, дисгармонией, острой динамикой, напряжением. Следуя в русле исканий современного театра, вводя новые приемы построения действия и диалога, маски, символы, внутренний монолог, зрительные образы, О"Нил в корне изменил театральный язык американской драмы. Его художественный и общественный радикализм устраивал не всех — премьеры часто сопровождались запретами, публичными скандалами, судебными исками. Нередко он подвергался нападкам критики, особенно за приверженность жанру трагедии, не свойственной якобы американской жизни, и чрезмерную мрачность пьес.

Порвав с середины 1930-х гг. связи с театром, О"Нил работает над грандиозным «Циклом» (в целом — 11 пьес, охватывающих более полутора веков американской истории) и параллельно — над группой автобиографических и циклом одноактных пьес. Болезнь не позволила осуществить эти замыслы. О"Нил уничтожил незавершенные пьесы «Цикла» — уцелела лишь «Душа поэта» (1943, опубликована в 1957). При жизни драматурга были поставлены всего две из его последних вещей: философская притча «Продавец льда грядет», главная тема которой — иллюзия как единственная опора человека во враждебном мире, в 1946 и «Луна для пасынков судьбы» (1943) в 1947, обе неудачно.

Художественное наследие

Поворотным моментом в судьбе его художественного наследия стала посмертная публикация и постановка в 1956 автобиографической по характеру пьесы «Долгое путешествие в ночь», которая наряду с «Продавцом льда» считается вершиной его творчества и всей американской драмы. Осуществивший ее Хосе Кинтеро поставил тогда ряд поздних пьес, по сути открыв для театра неизвестного О"Нила.

С 1920-х гг. пьесы О"Нила, лучшие из которых вошли в золотой фонд мировой драматургии 20 в., идут в крупнейших театрах мира. Их ставили Дж. К. Кук, Дж. Лайт, Ф. Меллер, Т. Манн, Г. Клерман, оформляли Р. Э. Джонс (часто и удачно соединявший это с режиссурой), Б. Эдварде, Д. Хэйс. В них выступали многие прославленные актеры — Полин Лорд, Поль Робсон, Линн Фонтенн, Алфред Лант, Алла Назимова, Джейсон Робардс, Коллин Дьюхерст, Лив Ульман, Гленда Джексон, Лоренс Оливье, Кевин Спейси и др. Выдающимся художественным достижением явились спектакли Камерного театра, поставленные А. Я. Таировым с участием А. Г. Коонен и сценографией В. и Г. Стенбергов — «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами (обе — 1926) и «Негр» («Всем детям Божьим даны крылья» (1929).

Пьесы О"Нила неоднократно экранизировались: «Анна Кристи» (1930) с Г. Гарбо (1930), «Император Джонс» (1933) с П. Робсоном, «Долгий путь домой» (1940, режиссер Дж. Форд), «Странная интерлюдия» (1932, телеверсия с Г. Джексон — 1988), «Продавец льда грядет» (1960, режиссер С. Люмет с участием Дж. Робардса и Р. Редфорда, «Долгое путешествие в ночь» (1962, режиссер С. Люмет с участием К. Хепберн и М. Ричардсона, несколько телеверсий) и др.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: