Этапы формирования русского государства и их характеристика

Религиозные верования восточных славян.

1. неодушевленные предметы – (родники, деревья) например, камень в Погранкондушах.

В карелии – сосна (в соснике родиться, в березнике влюбиться, в ельнике удавиться)

2. появление рода – славянский тотемизм – звери, волк, вепрь, тур, ворон, кукушка, петух.

Взаимоотношения земной и загробной жизни. Человек теряет свою телесную оболочку при смерти. Образ прародителя – пращура. Чур (щур0 – предок, самый главный, сильный покровитель.обряды сохраняются до конца 19 века в Белорусси(ключевский). Табуирования – самоубийца не найдет успокоения – символ злаю

3. от Чура – отраслевые божества – пантеон (те кто в нарративах):

Сварог – бог всего сущего (приближение к монотеизму) охватывает все, его сыновья – сварожичи.

Даждьбог – бог Солнца.

Хорс – у южан бог Солнца.

Семаргл – подземное царство.

Макош – покровительница женского начала – мать сыра земля.

Велес (Волос) – скотий Бог (на севере самый важный).

Перун – княжий бог(дружинный).

Лель, Ярило, Лада,,Колида – придуманы в историч произведениях 19 века.

Зреет идея, что от язычества надо отказаться, тк в христианстве все это есть.

С пазвитием язычества увелич число волхвов (жрецов) – талантливые.

Напр: волхвы облако-гонители, исчисляли аграрный календарь, волхвы лечебных свойств – гомеопаты(чародеи, исп заговоры).

1068 – восстание под предводительством волхвов в Ростове.

10 век – когда укрепляется княж власть начинается обозначаться противоречия князей и волхвов, тк вторые снижают княж власть.

«Норманнская теория» - во второй половине 20 века попытка объяснить, почему в 9 веке формируется государственность у славян.

Миллер, Байер, Шлецер. Ломоносов критикует.

19 век – начинает развивается археология, раскопал Ладогу – территория символична. Гос-ть зарождается под возд кросс-культурных связей в старой ладоге выявлены связи в ладоге.

Затем в новгороде и киеве раскопки – нельзя отрицать норманнского влияние.

В 20 веке – отношение меняется, никто не говорит теперь, что норманны создали гос-во, тк гос-во нельзя привлечь, гос-во продукт развития социума.

Тк изменения в социуме – социальные, экономические, политические, культурные(религиозные).

1. социальные. – революция. Догосударственный период.

Роды объединяются в племена, наличие патриархальной семьи – родо-племенной строй. ----- распад рода на семьи (малые и большие)----- переход к соседской общине ---- вервь ---- рождение мирской практики самоуправления на основе численной системы управления (входят отдельные верви (имела десятского, потом сотского от племени и тысяцкий (земля)-----вече эффективно работает: вервь(сход) ---- сход племени ---- вечевые собрания (центры земель и княжеств) – демократические принципы – связь центра и мест – хорошая. Для ополчения использовалась численная система, иначе не смогли бы возделать земл – напали бы на них. когда прибыли норманны – уже были союзы племен, те была социальная организация.

2. экономические изменения (ускоритель, который привел к социальныи сдвигам)

Агрореволюция(4-5-6 вв.) – изменил орудия сх труда, усложнил структуру хоз-ва(землепаш, жив-во, добывающ промыслы) подъем пашен на юге ---- резко возрос прибавочный продукт (это взорвало равенство рода) – меняется и демографическая обстановка. Восточная европа оживает --- прибавочный продукт ---- имущ нер-во ---- социальное нер-во.

3. политические предпосылки

Когда социальные противоречия внутри общества накалены, то требуется сила, которая над обществом ---- князь(+дружина) ---- праобраз гос аппарата.

4. система языческих верований ---- отраслевые боги

Оч серьезное норманнское влияние…

Официальные этапы:

1. начало формирования гос-ти – этап образования союзов племен(новых территориально-политических единиц)----княж власть усиливается.

6 век – внешние, экзогенные факторы – степь –

- авары

- хазары с 7 века (еще оч рыхлое гос-во) не продвинулись на Балканы – центр – низовья Волги.

В 8 веке – корректируется ситуация в восточной Европе ----наступает счастливая пора для славян, когда они могут колонизировать ослабевший коридор (иртыш, сев кавказ, яик, низ волги, преднепровье). Поднеровье – наиб продвижение в эк и полит плане, но это тяжело, тк хазары взимали дань и хотели подчинить.

2. усложнение гос структур – образование Русской земли (8 – нач 9 вв)

«союз союзов племен».

Русская земля – территория сренего течения Днепра(чернигов, киев, юж переяславль) специфика – резкое усиление власти князя и дружина, появляются первые варяжские конунги.

Устойчивое предстваление о ядре русской земли, ведущее место – поляне и рось.

Было объединено, тк выявлены сходные захоронения(археологически)

Подтверждение супер-союзов – источники в византии и хазарском каганате.

В 8 веке – хазары принимают их Херсонеса инженеров для строительства крепостей – чтобы обороняться от супер-союзов(нарастание военной мощи).

3. образование двух протогосударств

Из книги – книга пределов мирас востока. Гос-ва реально сущ-ли.

Куяба – киев (ср. приднепровье) и Славия (Артания) –совр Ростов(волга и ока)

- гос-во сущ-ло в 8-10 вв. у западных славян с центром на о. Рюген(апполон кузьмин) северо-балт присутствие на основе артефактов.

Южное Куяба.

Оскольд и дир(конунги их призвали) был даже рынок конунгов, приглашали достойных и успешных)

861 – признание киевской руси (поход на константинополь)

Возн-е киевской руси на пол столетия раньше

- походы на Херсонес(конец – реальные договоры – начало международной дипломатической деятельности – свойственно грамотность в решении конфликта. Источник – житие житие степана суровского

- поход на мастриду (ст. Пафлагоний) к югу от Херсонеса (кабатажное плавание) цель – оформление межгосударственных отношений.

6. Образование Древнерусского государства: историография проблемы.

882 – 1132 – киевское (древнерусское гос-во).

ФРОЯНОВ – 882 г. – киевское гос-во – рыхлый союз племен. К. Р. Относится к гос-ву, где доминируют архаичные пережитки во всех сферах сущ-я, представляет собой супер-союз племен, рыхлый, поддерживающийся силой меча. важный фактор – угроза степи. После призвания Рюрика угроза норманнских вторжений не существует. Киевское гос-во – имеют переходный период, многоукладный- общинный, рабовлад уклад (9-10 вв.), феодальный уклад (с 11 в.)

Раннее гос-в – раннефеодальное(в историографии – нес-ко точек зрения).

В 19 веке – западно-европейская историографии\ не знает термина феодализм. Гос-во рассматривали как раннесредневековое.

1917 – советская историография. Развитие древнерусского гос-ва проходит в общем русле западно-евпопе. Киев русь – феодальное гос-во.

30-40 е – Греко, Тихомиров – родонач советской историч школы. Киевская русь – гос-во феодальнон. Вопрос: где феоды? Нет письменных источников(нет княжеских вотчин – доменов).

На рубеже 60-70х 11 века – появляются фиксируемая вотчина. Когда они писали о княгине ольге, говорили, что у нее ксть с. Ольджичи. Но княж были распросранены, но были ли там пашни, были ли холопы – нам не известно.

60-е-киевская русь – раннефеодальное гос-во. Генезис - феодальные отношения возникают и развиваются, но говорить об этом очно невозможно, нельзя сказать о завершении генезиса. Боярская вотчина распространение получает в киеве на рубеже 11-12 вв., ростово-сузд – сер 12 в., галицо-волынское – пер пол 12 в. – (аллодиальный характер – покупка земли у своих соседей – путь развития - снизу) - новгород – кон 12 – нач 13., феодальная боярская вотчина вырастала из земли старейшин (племенного старейшины).

На руб 11-12 в. – начинается финансовый кризис.

Виры – судопроизвол, уроки – торг операции, пошлины – пополнение казны, полюдье – повоз.

Десятские(группа общин), сотские, тысяцкие– численная система возникла из военных надобностей.

С 10 века собирают дань.

Киевское гос-во не распадалось, тк сущ-ло численная системаю

Встает вопрос за какой счет нужно содержать дружину, откуда брать деньги --- возникает раздача феодальных вотчин. Расселение в киевской руси распылено, земли не очень благоприятны, плодородн, е было интереса в завоевании этих земель, особенно тех земель, где не было деревень, сел. Начинается миграция (брожение народа).

К 1132 – распаду киевской руси, у новгород. земель, у суздаля не было феодальных вотчин. Поэтому киевское древнее гос-во называют раннесредневековое гос-во.

2 концепция- киевская русь – рабовладельческое гос-во (пьянков, горемыкина)

В русской правде более подробно описано пол-е рабов, виды рабов в киев руси. – военнопленные, чельдь – военный раб.

Долговое рабство- холопы

Наследственное рабство.

Антон горский – гос-во не класстческого типа.

7. Древняя Русь и Византия в IX – первой половине X века. Договоры Руси с греками.

- Установившиеся в 6-7 вв. политические и экономические сношения между восточными славянами и Византийской империей расширились и углубились после образования в 9 в. Киевского государства и были оформлены в договорах, заключённых киевскими великими князьями с Византией. Сохранились три договора с греками: князя Олега (911), Игоря (945) и Святослава (971); кроме того, в летописи упоминается "первый" договор Олега, якобы заключённый в 907, достоверность которого вызывает серьёзные сомнения. Существует, однако, мнение, что договору 911 предшествовали другие, более ранние договоры. Текст договора составлялся на греческом языке с одновременным переводом на славянский. Договоры заключались от имени "князя великого русского" и его вассалов: "всех светлых и великих князей", которые были "под рукой его"; послы "ото всего княжья" участвовали в заключении договоров наряду с "общими послами" великого князя. Договоры определяли обоюдные военные обязательства (договор 945 устанавливал формальный военно-оборонительный союз между Русью и Византией); важным пунктом был в договоре Игоря вопрос о защите крымских владений Византии от нападений кочевников и об ограждении их от нападений Руси, а также обязательства в отношении помощи греческим ладьям во время кораблекрушений. Договоры, далее, определяли порядок разрешения взаимных обид и исков между русами и греками. Очень подробно излагались условия допущения в Константинополь русских послов и гостей (купцов); они должны были предъявлять доказательства своего официального положения в виде золотых печатей (для послов) и серебряных (для гостей) и грамот великого князя с точным указанием числа посылаемых кораблей, чтобы греки знали, что они приходят "с миром". В Константинополе они должны были жить в определённом месте вне городских стен (в подворье монастыря св. Мамонта); в город русы впускались через одни ворота небольшими партиями (не более 50 чел.) без оружия, в сопровождении императорского чиновника. Такой порядок объясняется характерным для данной исторической эпохи взглядом на иностранцев, как на врагов. При этих условиях необходимо было точно установить права русских послов; они пользовались казённым содержанием и снабжались всем необходимым для обратного пути; купцы во всех отношениях приравнивались к послам. В договорах уделялось большое внимание вопросам торговых отношений между обоими государствами.

Договоры скреплялись клятвой. Русы-язычники клялись своими богами и оружием и произносили при этом магические формулы. Греки клялись по христианскому обряду, т. е. целовали крест; так же клялись те из русов, которые были крещены.

Договоры свидетельствуют о крупном международном значении и могуществе Киевского государства. Ими определялась политика киевских великих князей в отношении Византии. Так, в силу существовавшего договора Владимир I прислал императорам Василию и Константину в 987 или 988 вспомогательный отряд для подавления восстания Варды Фоки; по-видимому, в связи с этим был заключён новый договор (известия о котором сохранились у арабских историков), обусловивший эту помощь некоторыми обязательствами со стороны императоров (напр., брак Владимира с их сестрой); неисполнение обязательств повлекло разрыв союза и осаду Херсонеса Владимиром. При установлении правовых взаимоотношений между Русью и греками договоры исходили из "закона русского", т. е. народного русского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: