Религиозные верования восточных славян.
1. неодушевленные предметы – (родники, деревья) например, камень в Погранкондушах.
В карелии – сосна (в соснике родиться, в березнике влюбиться, в ельнике удавиться)
2. появление рода – славянский тотемизм – звери, волк, вепрь, тур, ворон, кукушка, петух.
Взаимоотношения земной и загробной жизни. Человек теряет свою телесную оболочку при смерти. Образ прародителя – пращура. Чур (щур0 – предок, самый главный, сильный покровитель.обряды сохраняются до конца 19 века в Белорусси(ключевский). Табуирования – самоубийца не найдет успокоения – символ злаю
3. от Чура – отраслевые божества – пантеон (те кто в нарративах):
Сварог – бог всего сущего (приближение к монотеизму) охватывает все, его сыновья – сварожичи.
Даждьбог – бог Солнца.
Хорс – у южан бог Солнца.
Семаргл – подземное царство.
Макош – покровительница женского начала – мать сыра земля.
Велес (Волос) – скотий Бог (на севере самый важный).
Перун – княжий бог(дружинный).
Лель, Ярило, Лада,,Колида – придуманы в историч произведениях 19 века.
Зреет идея, что от язычества надо отказаться, тк в христианстве все это есть.
С пазвитием язычества увелич число волхвов (жрецов) – талантливые.
Напр: волхвы облако-гонители, исчисляли аграрный календарь, волхвы лечебных свойств – гомеопаты(чародеи, исп заговоры).
1068 – восстание под предводительством волхвов в Ростове.
10 век – когда укрепляется княж власть начинается обозначаться противоречия князей и волхвов, тк вторые снижают княж власть.
«Норманнская теория» - во второй половине 20 века попытка объяснить, почему в 9 веке формируется государственность у славян.
Миллер, Байер, Шлецер. Ломоносов критикует.
19 век – начинает развивается археология, раскопал Ладогу – территория символична. Гос-ть зарождается под возд кросс-культурных связей в старой ладоге выявлены связи в ладоге.
Затем в новгороде и киеве раскопки – нельзя отрицать норманнского влияние.
В 20 веке – отношение меняется, никто не говорит теперь, что норманны создали гос-во, тк гос-во нельзя привлечь, гос-во продукт развития социума.
Тк изменения в социуме – социальные, экономические, политические, культурные(религиозные).
1. социальные. – революция. Догосударственный период.
Роды объединяются в племена, наличие патриархальной семьи – родо-племенной строй. ----- распад рода на семьи (малые и большие)----- переход к соседской общине ---- вервь ---- рождение мирской практики самоуправления на основе численной системы управления (входят отдельные верви (имела десятского, потом сотского от племени и тысяцкий (земля)-----вече эффективно работает: вервь(сход) ---- сход племени ---- вечевые собрания (центры земель и княжеств) – демократические принципы – связь центра и мест – хорошая. Для ополчения использовалась численная система, иначе не смогли бы возделать земл – напали бы на них. когда прибыли норманны – уже были союзы племен, те была социальная организация.
2. экономические изменения (ускоритель, который привел к социальныи сдвигам)
Агрореволюция(4-5-6 вв.) – изменил орудия сх труда, усложнил структуру хоз-ва(землепаш, жив-во, добывающ промыслы) подъем пашен на юге ---- резко возрос прибавочный продукт (это взорвало равенство рода) – меняется и демографическая обстановка. Восточная европа оживает --- прибавочный продукт ---- имущ нер-во ---- социальное нер-во.
3. политические предпосылки
Когда социальные противоречия внутри общества накалены, то требуется сила, которая над обществом ---- князь(+дружина) ---- праобраз гос аппарата.
4. система языческих верований ---- отраслевые боги
Оч серьезное норманнское влияние…
Официальные этапы:
1. начало формирования гос-ти – этап образования союзов племен(новых территориально-политических единиц)----княж власть усиливается.
6 век – внешние, экзогенные факторы – степь –
- авары
- хазары с 7 века (еще оч рыхлое гос-во) не продвинулись на Балканы – центр – низовья Волги.
В 8 веке – корректируется ситуация в восточной Европе ----наступает счастливая пора для славян, когда они могут колонизировать ослабевший коридор (иртыш, сев кавказ, яик, низ волги, преднепровье). Поднеровье – наиб продвижение в эк и полит плане, но это тяжело, тк хазары взимали дань и хотели подчинить.
2. усложнение гос структур – образование Русской земли (8 – нач 9 вв)
«союз союзов племен».
Русская земля – территория сренего течения Днепра(чернигов, киев, юж переяславль) специфика – резкое усиление власти князя и дружина, появляются первые варяжские конунги.
Устойчивое предстваление о ядре русской земли, ведущее место – поляне и рось.
Было объединено, тк выявлены сходные захоронения(археологически)
Подтверждение супер-союзов – источники в византии и хазарском каганате.
В 8 веке – хазары принимают их Херсонеса инженеров для строительства крепостей – чтобы обороняться от супер-союзов(нарастание военной мощи).
3. образование двух протогосударств
Из книги – книга пределов мирас востока. Гос-ва реально сущ-ли.
Куяба – киев (ср. приднепровье) и Славия (Артания) –совр Ростов(волга и ока)
- гос-во сущ-ло в 8-10 вв. у западных славян с центром на о. Рюген(апполон кузьмин) северо-балт присутствие на основе артефактов.
Южное Куяба.
Оскольд и дир(конунги их призвали) был даже рынок конунгов, приглашали достойных и успешных)
861 – признание киевской руси (поход на константинополь)
Возн-е киевской руси на пол столетия раньше
- походы на Херсонес(конец – реальные договоры – начало международной дипломатической деятельности – свойственно грамотность в решении конфликта. Источник – житие житие степана суровского
- поход на мастриду (ст. Пафлагоний) к югу от Херсонеса (кабатажное плавание) цель – оформление межгосударственных отношений.
6. Образование Древнерусского государства: историография проблемы.
882 – 1132 – киевское (древнерусское гос-во).
ФРОЯНОВ – 882 г. – киевское гос-во – рыхлый союз племен. К. Р. Относится к гос-ву, где доминируют архаичные пережитки во всех сферах сущ-я, представляет собой супер-союз племен, рыхлый, поддерживающийся силой меча. важный фактор – угроза степи. После призвания Рюрика угроза норманнских вторжений не существует. Киевское гос-во – имеют переходный период, многоукладный- общинный, рабовлад уклад (9-10 вв.), феодальный уклад (с 11 в.)
Раннее гос-в – раннефеодальное(в историографии – нес-ко точек зрения).
В 19 веке – западно-европейская историографии\ не знает термина феодализм. Гос-во рассматривали как раннесредневековое.
1917 – советская историография. Развитие древнерусского гос-ва проходит в общем русле западно-евпопе. Киев русь – феодальное гос-во.
30-40 е – Греко, Тихомиров – родонач советской историч школы. Киевская русь – гос-во феодальнон. Вопрос: где феоды? Нет письменных источников(нет княжеских вотчин – доменов).
На рубеже 60-70х 11 века – появляются фиксируемая вотчина. Когда они писали о княгине ольге, говорили, что у нее ксть с. Ольджичи. Но княж были распросранены, но были ли там пашни, были ли холопы – нам не известно.
60-е-киевская русь – раннефеодальное гос-во. Генезис - феодальные отношения возникают и развиваются, но говорить об этом очно невозможно, нельзя сказать о завершении генезиса. Боярская вотчина распространение получает в киеве на рубеже 11-12 вв., ростово-сузд – сер 12 в., галицо-волынское – пер пол 12 в. – (аллодиальный характер – покупка земли у своих соседей – путь развития - снизу) - новгород – кон 12 – нач 13., феодальная боярская вотчина вырастала из земли старейшин (племенного старейшины).
На руб 11-12 в. – начинается финансовый кризис.
Виры – судопроизвол, уроки – торг операции, пошлины – пополнение казны, полюдье – повоз.
Десятские(группа общин), сотские, тысяцкие– численная система возникла из военных надобностей.
С 10 века собирают дань.
Киевское гос-во не распадалось, тк сущ-ло численная системаю
Встает вопрос за какой счет нужно содержать дружину, откуда брать деньги --- возникает раздача феодальных вотчин. Расселение в киевской руси распылено, земли не очень благоприятны, плодородн, е было интереса в завоевании этих земель, особенно тех земель, где не было деревень, сел. Начинается миграция (брожение народа).
К 1132 – распаду киевской руси, у новгород. земель, у суздаля не было феодальных вотчин. Поэтому киевское древнее гос-во называют раннесредневековое гос-во.
2 концепция- киевская русь – рабовладельческое гос-во (пьянков, горемыкина)
В русской правде более подробно описано пол-е рабов, виды рабов в киев руси. – военнопленные, чельдь – военный раб.
Долговое рабство- холопы
Наследственное рабство.
Антон горский – гос-во не класстческого типа.
7. Древняя Русь и Византия в IX – первой половине X века. Договоры Руси с греками.
- Установившиеся в 6-7 вв. политические и экономические сношения между восточными славянами и Византийской империей расширились и углубились после образования в 9 в. Киевского государства и были оформлены в договорах, заключённых киевскими великими князьями с Византией. Сохранились три договора с греками: князя Олега (911), Игоря (945) и Святослава (971); кроме того, в летописи упоминается "первый" договор Олега, якобы заключённый в 907, достоверность которого вызывает серьёзные сомнения. Существует, однако, мнение, что договору 911 предшествовали другие, более ранние договоры. Текст договора составлялся на греческом языке с одновременным переводом на славянский. Договоры заключались от имени "князя великого русского" и его вассалов: "всех светлых и великих князей", которые были "под рукой его"; послы "ото всего княжья" участвовали в заключении договоров наряду с "общими послами" великого князя. Договоры определяли обоюдные военные обязательства (договор 945 устанавливал формальный военно-оборонительный союз между Русью и Византией); важным пунктом был в договоре Игоря вопрос о защите крымских владений Византии от нападений кочевников и об ограждении их от нападений Руси, а также обязательства в отношении помощи греческим ладьям во время кораблекрушений. Договоры, далее, определяли порядок разрешения взаимных обид и исков между русами и греками. Очень подробно излагались условия допущения в Константинополь русских послов и гостей (купцов); они должны были предъявлять доказательства своего официального положения в виде золотых печатей (для послов) и серебряных (для гостей) и грамот великого князя с точным указанием числа посылаемых кораблей, чтобы греки знали, что они приходят "с миром". В Константинополе они должны были жить в определённом месте вне городских стен (в подворье монастыря св. Мамонта); в город русы впускались через одни ворота небольшими партиями (не более 50 чел.) без оружия, в сопровождении императорского чиновника. Такой порядок объясняется характерным для данной исторической эпохи взглядом на иностранцев, как на врагов. При этих условиях необходимо было точно установить права русских послов; они пользовались казённым содержанием и снабжались всем необходимым для обратного пути; купцы во всех отношениях приравнивались к послам. В договорах уделялось большое внимание вопросам торговых отношений между обоими государствами.
Договоры скреплялись клятвой. Русы-язычники клялись своими богами и оружием и произносили при этом магические формулы. Греки клялись по христианскому обряду, т. е. целовали крест; так же клялись те из русов, которые были крещены.
Договоры свидетельствуют о крупном международном значении и могуществе Киевского государства. Ими определялась политика киевских великих князей в отношении Византии. Так, в силу существовавшего договора Владимир I прислал императорам Василию и Константину в 987 или 988 вспомогательный отряд для подавления восстания Варды Фоки; по-видимому, в связи с этим был заключён новый договор (известия о котором сохранились у арабских историков), обусловивший эту помощь некоторыми обязательствами со стороны императоров (напр., брак Владимира с их сестрой); неисполнение обязательств повлекло разрыв союза и осаду Херсонеса Владимиром. При установлении правовых взаимоотношений между Русью и греками договоры исходили из "закона русского", т. е. народного русского права.