double arrow

Текущий контроль успеваемости


Аннотация дисциплины.

Дисциплина может читаться без привлечения технических средств, однако желательно наличие видеотехники и проекционных средств для демонстрации соответственно видео- и фотоматериалов. Необходимый минимум знаний определяется основами базовых дисциплин (см.выше)

Место дисциплины в учебном плане

Москва 2009 г.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Факультет психологического консультирования

ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

Кафедра мировой психотерапии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность 030301 Психология

Специализация – психологическое консультирование

Специальность 030302 Клиническая психология

Специализация – психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

Автор и составитель программы

канд. психол. наук

Гриншпун И.Б.

1. Автор и составитель программы – кандидат психологических наук

И.Б. Гриншпун

Рецензент:кандидат психологических наук А.В. Соломатина

Общее количество часов по дисциплине:

По специальности «Психология» – 180 часов,

По специальности «Клиническая психология» – 130 часов.

Продолжительность дисциплины – 64 часа.

Лекции – 48 часов,

Семинары – 16 часов.

Дисциплина читается в 5 семестре. Дисциплина является обязательной.

Базовыми для данной дисциплины являются следующие: история; культурология; религиоведение; философия; этика; общая психология; психология развития и возрастная психология.

По завершении дисциплины студент должен:

· знать основные этапы развития психологии как науки и практики, основные направления и школы отечественной и зарубежной психологии в их историческом становлении, основные историко-биографические и научно-биографические сведения о ведущих психологах мира, содержание их важнейших трудов.

· уметь анализировать современные психологические представления с точки зрения их историко-научного происхождения,соотносить тенденции развития психологии с общеисторическими, культуральными и общенаучными тенденциями

· владеть методами историко-психологического анализа

Целью дисциплины «История психологии» является систематизированное ознакомление учащихся с основными этапами становления и развития психологии как науки и практики. Разумеется, в рамках даже достаточно большого учебного курса невозможно охватить все линии исторического движения психологии; в связи с этим главное внимание уделяется оформлению общепсихологических идей и их воплощению в базовых отраслях психологии – как научно-теоретической, так и прикладной и практической. Программа ориентирована прежде всего на анализ развития западноевропейской, российской и североамериканской психологии. Психологические идеи и практики, сформировавшиеся в русле восточных религиозно-философских традиций, а также мистико-эзотерических учений (в том числе европейских), рассматриваются не специально, а в связи с их влиянием на те или иные направления, сложившиеся в психологии России, Западной Европы и США.

Задачами дисциплины выступают:

* Ознакомление учащихся с основными этапами становления предмета психологии как науки.

* Анализ кризисных периодов в развитии психологической науки и практики.

* Рассмотрение становления основных научных школ в их взаимодействии в контексте общекультурной и общенаучной ситуации того или иного этапа.

* Анализ жизненного и научного пути выдающихся психологов.

* Анализ основных линий влияния психологических идей прошлого на современную психологическую науку и практику.

Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем дисциплины.

С учетом будущей специализации учащихся основное внимание уделяется периоду конца XIX в. и развитию психологии в XX в., т. е. ее развитию как самостоятельной научной дисциплины и научно обоснованной практики, в том числе прикладных аспектов, ориентированных на педагогическую практику. Структурно дисциплина разделена на 26 тем, первые пять из которых посвящены введению в историю психологии и так называемому «донаучному» периоду развития психологии; остальные – общей картине развития психологии в конце Х1Х и в ХХ в. и истории становления основных направлений психологической мысли и практики (каждому из ведущих направлений психологии отдана отдельная тема).

4а. Тематический план и расчет часов по видам занятий учебной дисциплины «История психологии» для обучающихся по специальности «Психология»

Номера и наименования тем Всего Лекц. Сем. Сам. работа
Тема 1. История психологии как наука
Тема 2. Развитие психологических представлений в рамках античного мировоззрения  
Тема 3. Психологические воззрения в эпоху средневековья и Возрождения  
Тема 4. Психологические воззрения в Новое время (ХУП-ХУШ вв)
Тема 5. Развитие психологии в Х1Х в.(до становления самостоятельной наукой)  
Тема 6. Психология в период ее становления в качестве самостоятельной науки и практики  
Тема 7. Общая характеристика периода «открытого кризиса»  
Тема 8. Психоанализ и его дериваты
Тема 9. Бихевиоризм  
Тема 10. Гештальтпсихология  
Тема 11. Французская социологическая школы и близкие к ней направления французской науки
Тема 12. Жан Пиаже и его роль в психологии  
Тема 13. «Понимающая психология»
Тема 14. Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии  
Тема 15. Американская «гуманистическая психология»
Тема 16. Когнитивная психология  
Тема 17. Трансперсональная психология.  
Тема 18. Особенности развития психологии в России в ХХ в.  
Тема 19. Г.И.Челпанов, его роль в становлении отечественной психологии.  
Тема 20. Л.С.Выготский и его школа
Тема 21. Философско-психологические воззрения С.Л.Рубинштейна  
Тема 22. И.П.Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию  
Тема 23. Б.М.Теплов, его роль в отечественной психологии.  
Тема 24. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа  
Тема 25. Д.Н.Узнадзе и «теория установки»  
Тема 26. Психологические идеи в русской философии ХХ столетия
Всего

4б. Тематический план и расчет часов по видам занятий учебной дисциплины «История психологии» для обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Номера и наименования тем Всего Лекц. Сем. Сам. работа
Тема 1. История психологии как наука
Тема 2. Развитие психологических представлений в рамках античного мировоззрения  
Тема 3. Психологические воззрения в эпоху средневековья и Возрождения  
Тема 4. Психологические воззрения в Новое время (ХУП-ХУШ вв)
Тема 5. Развитие психологии в Х1Х в.(до становления самостоятельной наукой)  
Тема 6. Психология в период ее становления в качестве самостоятельной науки и практики  
Тема 7. Общая характеристика периода «открытого кризиса»  
Тема 8. Психоанализ и его дериваты
Тема 9. Бихевиоризм  
Тема 10. Гештальтпсихология  
Тема 11. Французская социологическая школы и близкие к ней направления французской науки
Тема 12. Жан Пиаже и его роль в психологии  
Тема 13. «Понимающая психология»
Тема 14. Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии  
Тема 15. Американская «гуманистическая психология»
Тема 16. Когнитивная психология  
Тема 17. Трансперсональная психология.  
Тема 18. Особенности развития психологии в России в ХХ в.  
Тема 19. Г.И.Челпанов, его роль в становлении отечественной психологии.  
Тема 20. Л.С.Выготский и его школа
Тема 21. Философско-психологические воззрения С.Л.Рубинштейна  
Тема 22. И.П.Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию  
Тема 23. Б.М.Теплов, его роль в отечественной психологии.  
Тема 24. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа  
Тема 25. Д.Н.Узнадзе и «теория установки»  
Тема 26. Психологические идеи в русской философии ХХ столетия
Всего

Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется во время семинарских занятий. Степень активности студента во время семинара и его подготовленность к занятию оценивается преподавателем.


Сейчас читают про: