Аннотация дисциплины.
Дисциплина может читаться без привлечения технических средств, однако желательно наличие видеотехники и проекционных средств для демонстрации соответственно видео- и фотоматериалов. Необходимый минимум знаний определяется основами базовых дисциплин (см.выше)
Место дисциплины в учебном плане
Москва 2009 г.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Факультет психологического консультирования
ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
Кафедра мировой психотерапии
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность 030301 Психология
Специализация – психологическое консультирование
Специальность 030302 Клиническая психология
Специализация – психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия
Автор и составитель программы
канд. психол. наук
Гриншпун И.Б.
1. Автор и составитель программы – кандидат психологических наук
И.Б. Гриншпун
Рецензент: кандидат психологических наук А.В. Соломатина
Общее количество часов по дисциплине:
По специальности «Психология» – 180 часов,
По специальности «Клиническая психология» – 130 часов.
Продолжительность дисциплины – 64 часа.
Лекции – 48 часов,
Семинары – 16 часов.
Дисциплина читается в 5 семестре. Дисциплина является обязательной.
Базовыми для данной дисциплины являются следующие: история; культурология; религиоведение; философия; этика; общая психология; психология развития и возрастная психология.
По завершении дисциплины студент должен:
· знать основные этапы развития психологии как науки и практики, основные направления и школы отечественной и зарубежной психологии в их историческом становлении, основные историко-биографические и научно-биографические сведения о ведущих психологах мира, содержание их важнейших трудов.
· уметь анализировать современные психологические представления с точки зрения их историко-научного происхождения,соотносить тенденции развития психологии с общеисторическими, культуральными и общенаучными тенденциями
· владеть методами историко-психологического анализа
Целью дисциплины «История психологии» является систематизированное ознакомление учащихся с основными этапами становления и развития психологии как науки и практики. Разумеется, в рамках даже достаточно большого учебного курса невозможно охватить все линии исторического движения психологии; в связи с этим главное внимание уделяется оформлению общепсихологических идей и их воплощению в базовых отраслях психологии – как научно-теоретической, так и прикладной и практической. Программа ориентирована прежде всего на анализ развития западноевропейской, российской и североамериканской психологии. Психологические идеи и практики, сформировавшиеся в русле восточных религиозно-философских традиций, а также мистико-эзотерических учений (в том числе европейских), рассматриваются не специально, а в связи с их влиянием на те или иные направления, сложившиеся в психологии России, Западной Европы и США.
Задачами дисциплины выступают:
* Ознакомление учащихся с основными этапами становления предмета психологии как науки.
* Анализ кризисных периодов в развитии психологической науки и практики.
* Рассмотрение становления основных научных школ в их взаимодействии в контексте общекультурной и общенаучной ситуации того или иного этапа.
* Анализ жизненного и научного пути выдающихся психологов.
* Анализ основных линий влияния психологических идей прошлого на современную психологическую науку и практику.
Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем дисциплины.
С учетом будущей специализации учащихся основное внимание уделяется периоду конца XIX в. и развитию психологии в XX в., т. е. ее развитию как самостоятельной научной дисциплины и научно обоснованной практики, в том числе прикладных аспектов, ориентированных на педагогическую практику. Структурно дисциплина разделена на 26 тем, первые пять из которых посвящены введению в историю психологии и так называемому «донаучному» периоду развития психологии; остальные – общей картине развития психологии в конце Х1Х и в ХХ в. и истории становления основных направлений психологической мысли и практики (каждому из ведущих направлений психологии отдана отдельная тема).
4а. Тематический план и расчет часов по видам занятий учебной дисциплины «История психологии» для обучающихся по специальности «Психология»
Номера и наименования тем | Всего | Лекц. | Сем. | Сам. работа |
Тема 1. История психологии как наука | ||||
Тема 2. Развитие психологических представлений в рамках античного мировоззрения | ||||
Тема 3. Психологические воззрения в эпоху средневековья и Возрождения | ||||
Тема 4. Психологические воззрения в Новое время (ХУП-ХУШ вв) | ||||
Тема 5. Развитие психологии в Х1Х в.(до становления самостоятельной наукой) | ||||
Тема 6. Психология в период ее становления в качестве самостоятельной науки и практики | ||||
Тема 7. Общая характеристика периода «открытого кризиса» | ||||
Тема 8. Психоанализ и его дериваты | ||||
Тема 9. Бихевиоризм | ||||
Тема 10. Гештальтпсихология | ||||
Тема 11. Французская социологическая школы и близкие к ней направления французской науки | ||||
Тема 12. Жан Пиаже и его роль в психологии | ||||
Тема 13. «Понимающая психология» | ||||
Тема 14. Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии | ||||
Тема 15. Американская «гуманистическая психология» | ||||
Тема 16. Когнитивная психология | ||||
Тема 17. Трансперсональная психология. | ||||
Тема 18. Особенности развития психологии в России в ХХ в. | ||||
Тема 19. Г.И.Челпанов, его роль в становлении отечественной психологии. | ||||
Тема 20. Л.С.Выготский и его школа | ||||
Тема 21. Философско-психологические воззрения С.Л.Рубинштейна | ||||
Тема 22. И.П.Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию | ||||
Тема 23. Б.М.Теплов, его роль в отечественной психологии. | ||||
Тема 24. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа | ||||
Тема 25. Д.Н.Узнадзе и «теория установки» | ||||
Тема 26. Психологические идеи в русской философии ХХ столетия | ||||
Всего |
4б. Тематический план и расчет часов по видам занятий учебной дисциплины «История психологии» для обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Номера и наименования тем | Всего | Лекц. | Сем. | Сам. работа |
Тема 1. История психологии как наука | ||||
Тема 2. Развитие психологических представлений в рамках античного мировоззрения | ||||
Тема 3. Психологические воззрения в эпоху средневековья и Возрождения | ||||
Тема 4. Психологические воззрения в Новое время (ХУП-ХУШ вв) | ||||
Тема 5. Развитие психологии в Х1Х в.(до становления самостоятельной наукой) | ||||
Тема 6. Психология в период ее становления в качестве самостоятельной науки и практики | ||||
Тема 7. Общая характеристика периода «открытого кризиса» | ||||
Тема 8. Психоанализ и его дериваты | ||||
Тема 9. Бихевиоризм | ||||
Тема 10. Гештальтпсихология | ||||
Тема 11. Французская социологическая школы и близкие к ней направления французской науки | ||||
Тема 12. Жан Пиаже и его роль в психологии | ||||
Тема 13. «Понимающая психология» | ||||
Тема 14. Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии | ||||
Тема 15. Американская «гуманистическая психология» | ||||
Тема 16. Когнитивная психология | ||||
Тема 17. Трансперсональная психология. | ||||
Тема 18. Особенности развития психологии в России в ХХ в. | ||||
Тема 19. Г.И.Челпанов, его роль в становлении отечественной психологии. | ||||
Тема 20. Л.С.Выготский и его школа | ||||
Тема 21. Философско-психологические воззрения С.Л.Рубинштейна | ||||
Тема 22. И.П.Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию | ||||
Тема 23. Б.М.Теплов, его роль в отечественной психологии. | ||||
Тема 24. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа | ||||
Тема 25. Д.Н.Узнадзе и «теория установки» | ||||
Тема 26. Психологические идеи в русской философии ХХ столетия | ||||
Всего |
Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется во время семинарских занятий. Степень активности студента во время семинара и его подготовленность к занятию оценивается преподавателем.