double arrow

Реформы 60-70-х гг. в области образования, суда, местного самоуправления, печати и военного дела


Крестьянская реформа 1861 г. и ее историческое значение

Общественное движение на рубеже 50 - 60 гг. XIX в.

Особенностью русского общественно-политического движения в период подготовки “великих реформ” явилось единое требование отмены крепостного права представителями различных идейных течений. В 1853 г. в Лондоне А. И. Герцен и Н. П. Огарев создали “Вольную русскую типографию”, издания которой — альманах “Полярная звезда” и газета “Колокол” (с 1857 г.) — разрабатывали теорию народнического общинного социализма. Отмена крепостного права была первым требованием “Колокола”. Другими необходимыми реформами издатели “Колокола” считали введение гласности и отмену цензуры, преобразование судебной системы, введение суда присяжных, изменение порядка местного самоуправления, отмену рекрутчины в армии. Получив известие об отмене крепостного права, издатели “Колокола” приветствовали этот акт и назвали Александра II “Освободителем”.

В “Современнике” Н. Г. Чернышевского публиковались записки и статьи с обоснованием необходимости освобождения крестьян с землей за минимальный выкуп. Ценности свободы личности, свободы совести и слова отстаивала славянофильская периодика, хотя идеологами славянофильства проповедовалась незыблемость самодержавной власти. После отмены крепостного права общественное движение утратило некоторую общность позиций, в нем углубился раскол между приверженцами социалистической идеи (демократами), сторонниками постепенных реформ в России “сверху” (либералами) и консерваторами, поддерживавшими только те преобразования, которые помогали сохранить самодержавие.

5 марта 1861 г. в России были обнародованы подписанные Александром II 19 февраля 1861 г. документы, провозгласившие отмену крепостного права, — “Манифест” и “Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Новое крестьянское законодательство объявляло освобождение личности крестьянина, который теперь мог от своего имени заниматься торгово-промышленной деятельностью, вести судебные дела, распоряжаться недвижимым имуществом. Помещик терял право вмешиваться в семейные дела крестьян, дарить, продавать, закладывать их.

Реформа закрепила общинную собственность на землю и самоуправление с выборными должностями сельского старосты, а на уровне волости — волостного старшины. Общинное начальство становилось теперь вместо помещика ответственным за сбор с крестьян податей и прочих сборов.

Помещики, жившие расточительно, привыкшие паразитировать на подневольном труде крепостных, оказались неспособны рационально перестроить свое хозяйство.

Как бы ни была ограничена (малоземелье крестьян, отягощение их повинностями и выкупными платежами), реформа все же явилась великим актом освобождения личности, создавала предпосылки для образования рынка свободного труда и капиталов, превращения России из феодально-крепостнической в буржуазную страну.

В 1863 г. Александр II подписал новый Университетский устав. Высшей школе возвращались права автономии, которых она лишилась за годы николаевского царствования. Администрация в лице министра просвещения и попечителя учебного округа на могла вмешиваться в учебную деятельность. В университет принимались юноши, достигшие 18 лет и успешно сдавшие вступительные экзамены. Сословная принадлежность теряла значение. В 1864 г. появилось положение о народной начальной школе, учреждаемой на средства казны. Допускалось открытие частных учебных заведений.

Освящение всеславной народной школы в 1880 г. в присутствии цесаревича Александра Александровича (сына Александра II, с 1881 г. император Александр III)

Судебная реформа 1864 г. создавала принципиально новый суд. Судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. Для уголовных дел был принят суд с участием присяжных заседателей. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Суд стал бессословным.

Более ограниченной была цензурная реформа. Новый закон (6 апреля 1865 г.) устанавливал право министра внутренних дел выносить предостережения, приостанавливать издания за “вредное направление”. Некоторую “льготу” столичная печать все же получила: серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без цензуры. В случае обнаружения в них “вредного” направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом.

Военная реформа была проведена в 1874 г. Вместо рекрутчины вводилась всеобщая воинская повинность “без различия состояний” и сословий. Служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (6—7 лет) и в запасе (3—9 лет). Семейное положение (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давало льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока.

Проведенные сверху, реформы 60—70 гг. XIX в. создавали условия для развития общественной деятельности на принципах сословного равенства, гласности и законности. В этом заключалась их прогрессивная историческая роль. Но самодержавие не желало каких-либо перемен в системе власти, не отказывалось от репрессивно-полицейского характера своей политики, что являлось источником последующего углубления конфликтов в стране.

Развитие пореформенной экономики России сдерживалось пережитками крепостничества. Вместе с тем освобождение личности крестьян меняло характер труда - подневольный, а потому малопроизводительный, труд был заменен свободным трудом наемных рабочих. Сняты основные препятствия для накопления капиталов и их свободного использования. Россия встала на путь индустриализации.


Сейчас читают про: