double arrow

Культура России в первой половине XIX в.. Общественное движение во второй четверти XIX в


Общественное движение во второй четверти XIX в.

В период царствования Николая 1 крепостничество тормозило прогресс во всех областях общественного развития. Полицейско-бюрократическая система подавляла общественную мысль, что неизбежно углубляло конфликт власти и общества.

Внутренняя Политика Николая I (1825-1855 гг.)

Император Николай I награждает Сперанского за составление “Свода законов”. 1833 г.

Царствование Николая 1 началось в 1825 г. с расправы над декабристами и создания полицейско-репрессивного аппарата для того, чтобы не допустить нового заговора против самодержавной власти. Ее опорой стала бюрократия, всевластная, неконтролируемая каста чиновников. Установился жесткий цензурный режим. В 1833 г. опубликован “Свод” действующих законов в 15 томах, который становился юридическим источником для суда и управления. Однако упорядочение законодательства не предотвратило злоупотреблений, взяточничества и произвола чиновников.

В области просвещения Николай 1 до 1848 г. проводил умеренно охранительную политику, сочетая усиление административного контроля над университетами и школами. В 1835 г. был принят Университетский устав, ограничивший автономию университетов. Репрессивный характер политики Николая 1 в полной мере проявился в отношении Польши. Было жестоко подавлено польское восстание 1830 г., участники которого выступали за освобождение своей родины. С 1848—1849 гг., опасаясь влияния европейской революции на общественные настроения в России, Николай учредил особый комитет для тайного надзора за деятельностью цензуры. Был запрещен выезд за границу. Философия изгонялась из программ университетов. Жертвами политических репрессий стали многие представители творческой интеллигенции (П. Я. Чаадаев, Ф. М. Достоевский).

С 1830 — начала 1840-х гг. оформились западничество и славянофильство как два направления либеральной общественной мысли. Представители первого (В. Г. Белинский, В. П. Боткин, А. И.Герцен, Т. Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш и др.) считали, что Россия и Запад развиваются по общим законам, имеют общую историческую почву. Развитие России они видели в заимствовании европейского пути развития. Идеи свободы, прав человека, законности, парламентаризма были основой теорий западников. Славянофилы (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.) декларировали самобытность русского исторического пути. Их политический идеал — монархия. Реформы Петра представлялись им глубокой ошибкой, нарушившей гармонию естественного развития страны на традиционной, национальной почве. Но общим для обоих направлений были пропаганда идеала личной свободы и требование отмены рабства.




В 40—50 гг. А. И. Герцен заложил основы теории общинного социализма. Герцен считал, что крестьянская Россия, воплощая идеи народничества, избежит “пороков” западной цивилизации. Началом социализма в России он считал освобождение крестьян с землею. В общественном движении существовало (помимо либерализма западников и славянофилов, социалистического демократизма Герцена) третье охранительное или консервативное течение.

Просвещение и образование. Для детей крепостных крестьян школ не было, для детей государственных крестьян в начале XIX в. были открыты приходские школы с программой обучения на один год. Обучение было элитарным. Нередко дворяне давали своим детям домашнее образование, в программу которого входило обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам, рисованию. В Петеpбypгe открылись специальные высшие учебные заведения: Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты.



Наука. Первая половина века была отмечена успешным развитием русской науки. К.Ф.Рулье разрабатывал эволюционную теорию развития животного мира. Н.И. Лобачевский в 1826 г. создал “неэвклидову геометрию”. Физик Б.С. Якоби сконструировал первый в мире электромотор (1834). Отец и сын Черепановы на Урале создали железную дорогу и построили паровоз (1834). Н. И. Пирогов ввел в хирургию эфирный наркоз и применение антисептических средств Ф. Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду. Значительное развитие получила историческая наука. Н. М. Карамзин создал 12-томную “Историю государства Российского”.

Литература. Литература этого периода воспитывала гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания. Война 1812 г. способствовала появлению нового творческого метода в литературе - романтизма. Представителем “салонного” романтизма был поэт, переводчик, критик В. А. Жуковский. Сторонниками свободолюбивого романтизма являлись ранний А. С. Пушкин (ода “Вольность”), К.Ф. Рылеев.

Рождение нового литературного направления — критического реализма — было связано с появлением “Горя от ума” А.С.Грибоедова и драмы “Борис Годунов”, повести “Капитанская дочка”, “Евгения Онегина” А.С. Пушкина. Это направление утвердилось в творчестве М. Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.И.Герцена, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И. А. Гончарова.

Народным духом проникнуто музыкальное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А.Л.Гурилева. Оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила” сыграли выдающуюся роль в развитии отечественной ценной музыкальной и вокальной школ.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: