double arrow

Общие и специфические функции менеджмента


1. Школа научного управления.

2. Сущность менеджмента. Необходимость и пути его совершенствования. Школы научного управления.

3. Основы менеджменты. История менеджмента.

Менеджмент – это управление, вид деятельности по руководству людьми и процессами в организации. Также менеджмент – это область знаний о том, как осуществлять процессы управления.

Управление – это не единовременное действие, а сложный процесс, состоящий из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое действие является самостоятельным процессом и называется управленческой функцией.

Менеджмент не только практическая деятельность, это и область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию, которые составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Это социально-гуманитарная дисциплина, т.к. в центре ее внимания — человек. Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

Людей профессионально занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается определенная категория людей и аппарат управления конкретной фирмой. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.




Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Под функциями понимают основные задачи, стоящие перед менеджментом, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления имеет пять взаимосвязанных функций, а именно: планирование; организация; координация; регулирование; мотивация; контроль.

Реализуя планирование, предприниматель формулирует стоящие перед фирмой цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.



Планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации.

Задачей функции организации является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

Сущность функции координации и регулирования заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров. Цели координации и регулирования — установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, документы.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Важнейшая особенность контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Специфические функции определяются объектом управления.

Конкретные (специфические) функции управления – представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, координацию, регулирование, мотивацию и контроль.

Специальные функции являются подфункциями конкретной функции. Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или специфическими) функциями являются:

- оперативное планирование и управление производством;

- управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства;

- управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания;

- прогнозирование и технико-экономическое планирование;

- управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;

- управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг);

- управление капитальным строительством и реконструкцией;

- управление финансовыми ресурсами и учет;

- управление хозяйственным обслуживанием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев И.А. История Отечества. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997.

2. Мунчаев Ш.М. Отечественная история. Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Радугин А.А. История России. Курс лекций. М.: ЦЕНТР, 1997.

4. Леванов Б.В. История России IX-XX вв. урс лекций. М.: ЗелО, 1997.

5. Данилов А.А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: ВЛАДОС, 1997.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: