Китай
У большинства народов Южного Китая существует представление о множественности душ, свойственное многим архаичным культурам. В отличие от достаточно четко разработанной китайской философской традицией концепции о двух разных типах души («разумные» души хунь, и «животные» души по), южнокитайские представления об этом составляют разнородный комплекс отрывочных верований, варьирующихся в зависимости от конкретного региона.
В большей части южнокитайских систем верований обычно выделяется три типа душ, сосуществующих в человеческом теле, выполняющих различные функции после его смерти и имеющих каждая свою природу
Это, прежде всего, т.н. «человеческая душа» или «телесная душа», которая, как правило, локализуется в костях человека, после его смерти обитает на месте захоронения и выполняет охранительную функцию по отношению ко всему роду покойного.
Вторая душа после смерти перемещается в поминальную табличку с именем умершего и тесно связана с его семьей, охраняя непосредственно дом и его обитателей
И, наконец, третья душа соединяет человека с сакральным миром, именно она считается «хозяином» тела, а ее уход ведет к тяжелой болезни или смерти владельца. После смерти человека (в случае правильного соблюдения обряда перехода) эта душа попадает в тот или иной вариант загробного мира.
Перейдя в загробный мир, она, по различным представлениям, а) воссоединяется с предками (яо); б) остается, перейдя в разряд «благих» духов-шэнь (бай, ицзу); в) ждет перерождения (чжуан, некоторая частьнаси).
У некоторых народов Южного Китая существует представление о том, что души, как и тело человека, подвержены возрастным изменениям. Так, например, яо считают, что дети до одного года еще не имеют души, поэтому умерших младенцев хоронят внутри дома, закапывая в земляной пол рядом с постелью матери (не обладая душой и не являясь еще, по сути, человеком, младенец не может вредить живым после смерти и должен быть погребен вблизи от дома, как существо, принадлежащее к семье). У детей до четырнадцати лет (по другим сведениям, у мальчиков до семи и у девочек до двенадцати) душа существует в неоформленном состоянии, т.е. еще не разделившись на три категории. В случае преждевременной смерти души таких детей становятся блуждающими духами, и, чтобы избежать причиняемых ими несчастий, их тела хоронят вдали от деревни, обычно в горах.
Чжуанцы и ли острова Хайнань также верят в то, что душа маленького ребенка еще не настолько сильно привязана к телу, как у взрослого, и может уйти в любое время при малейшем «стрессовом состоянии», а потому детей особенно сильно берегут от испуга.
Души человека непосредственно связаны с его здоровьем, благосостоянием и самой жизнью. Естественным образом, уход души влечет за собой трагические последствия для ее владельца
По распространенным представлениям, основные ситуации, в которых душа может покинуть тело, сводятся к следующим:
1. Сон, считающийся «маленькой смертью». Во сне душа покидает тело и отправляется в странствия, отражением которых являются сновидения. Считается, что во сне душа может переноситься через пространство, представлять человека, улаживать его дела (в особенности, если они связаны с семьей)
2. Болезнь. В данном случае, тяжело сказать, болезнь ли заставляет душу покинуть тело или же уход души становится причиной болезни
3. Магия. В результате магических манипуляций можно заставить душу (свою или чужую) покинуть тело.
4. Состояние сильного испуга – обычно при стихийных бедствиях, сильной грозе или встрече со злоумышленником.
Во всех вышеперечисленных случаях душу можно вернуть обратно в тело, для чего существует целый ряд специальных мероприятий и правил.
5. Наконец, последним и, как правило, необратимым состоянием, при котором душа отделяется от тела, является смерть
У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований
Итак, душа по верованию египтян состояла из:
1. Ба - так называлось воображаемое существо, представляющие собой душу человека и душу бога. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего.
2. Ка - можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, что бы ка нашла там убежище.
3. Ах - слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно.
4. Шу - это слово можно перевести как "тень". Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона.
5. Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека.
6. Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплошение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее "священные останки".
По учениям, господствовавшим в древнем Египте, человек наделялся несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь. В гробницах помещение, где находились изваяния, именовалось «двором двойника».
6.Учение о психике в философской системе Йоги.
Начнём с того, что в йоге человек не рассматривается как нечто, ограниченное лишь рамками физического тела. С точки зрения йоги, сознание человека или его «я» – это независимое духовное начало, свободное от ограничений тела, чувств и ума. Предметом исследования в йоге как раз и является изучение природы «Я», а также взаимоотношений сознания с умом и его функциями.
Итак, «Я» – это чистое сознание, объединённое с физическим телом и тесно связанное с тонким телом, состоящим из чувств, ума, эго и сверхсознания. Место пребывания сознания и его психический механизм называется читта.
Читта состоит из трёх главных систем:
1.ум (манас)- управляет всеми действиями тела (сознательными и произвольными) и всеми ощущениями (осознанными и незаметными). Это первичная сила мыслящего принципа. Манас – это разум, сознание ума, мыслительная способность, процесс мышления, внимание, первичный аспект мышления. Он воплощает бессознательные, инстинктивные желания личности. Он стремится к удовольствиям, поэтому даёт начало основным влечениям к пище, сексуальному удовлетворению, агрессивности, всей сенсорной и моторной деятельности и немедленному стремлению достичь эмоциональных целей. Функцией манаса является формирование памяти, собирание мыслей, воображение и формирование идей и картин для удовлетворения сознания и устранения неблагоприятных ситуаций.
2.эго (ахамкара) - Знать реальность, представить реальное сознанию и вычеркнуть из жизни нереальное – это исключительные функции эго.Ахамкара – это самосознание. Она отбрасывает все желания, ощущения, воображения и представления, которые не являются реальными или которые могут оказаться вредными для существования «я». Цель ахамкары – не допустить траты психической энергии на желания, которые не реальны. Путём отмены неблагоприятных желаний, ахамкара через манас направляет психическую энергию против враждебных сил, создающих напряжение и неудовлетворённость.
3.сверхсознание (буддхи)- Главная цель буддхи – третьего и основного компонента читты – найти истину. Буддхи – раздел читты, который выносит решения об условной и безусловной истине, низшей и Высшей Истине, относительной и запредельной реальности. Буддхи обнаруживает единство внутреннего и внешнего и достигает единства Вселенной. Буддхи даёт человеку осознать, что нужно не только подчиняться принципам реализма (чтобы обрести наслаждение, покой и избежать страданий), но и стараться понять кармические законы природы и вести себя согласно моральным и этическим нормам. Буддхи – это интеллект, рассудок, различение, суждение. Буддхи – это то, что «знает, что я знаю».
Во избежание путаницы, сразу же следует сказать, что значение понятий «ум» и «эго» в йоге несколько отличны от принятых в психологии.
7.Понятия кармы и майи, их современное повседневное понимание.
Ка́рма («дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.
Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала.[1] Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.
Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы Согласно другой точке зрения, гуру, действуя как представитель Бога, может частично освободить ученика от его кармы
МАЙЯ (санскр.) — один из ключевых терминов индийской религиозно-философской традиции, буквально означающий «творение», «конструкция»; имеет несколько значений: магическая сила, процесс и результат процесса, иллюзия, видимость. Появляется уже в ведийский период; в ведийской литературе М. означает способность, преобразующую понятия творящего божественного ума в конкретные формы. Она приписывается богам и демонам, которые используют ее для разных целей: бог Варуна посредством М. творит соразмерный порядок в природе,а Индра использует ее для защиты от демона Вритры, превращая себя в другие формы.В упанишадах М. приобретает метафизический смысл: она начинает толковаться как эманация феноменального мира космической личностью Брахманом.
майя подрузомевает доктрину о том,что все ощущается в проявленном мире иллюзорно.иллюзия означает нечно реальность-существует,но мы воспринимаем и видим ее в неверных формах.
8.Учение о сущности индивидуальной души в буддизме.
Некоторые исследователи (например, Г. Ольденберг), считают, что "буддизм отрицает существование тела, но и душа как самостоятельный субъект тоже отрицается. Ей придается лишь назывательная функция, функция обозначения. Когда греческий царь Менандр спросил буддийского монаха Нагасену, что такое "Я”, тот ответил в том смысле, что "Я” - это ничто, мнимое множество. И проиллюстрировал свое утверждение сравнением человека с повозкой. Нет никакой повозки, заявил Нагасена, это всего лишь слово, а есть колеса, оси, кузов и прочее. То же и человек: есть зубы, мышцы, кишки, волосы, но нет некоей "телесности”.
"Нагасена - это только имя, название, обозначение, простое слово; субъекта же такового здесь нет”. Так Нагасена на образном примере разъяснил знаменитое поучение Будды об отсутствии у человека души как чего-то неизменного.
"В буддийских священных книгах душа исчезала, делясь на четыре элемента: ощущения, представления, желания и познание (или сознание).Исчезал в целом человек, в его сущность включалась помимо указанных элементов и телесность, но это не помогло целому возникнуть в качестве реально существующего явления.”.
Существуют и такие высказывания Будды, где прямо отрицается реальность личности и, следовательно, души.Смерть одного из своих учеников Будда так комментировал: "Когда исчезают жизненные позывы, стимулирующие силы, исчезает сознание; когда исчезает сознание, исчезает имя и образ… исчезают часть органов чувств… исчезает соприкосновение”. Далее идет перечисление того, что еще исчезает: ощущение, восприятие, охват (умственный), бытие, рождение, старость, смерть, горести, страдания, уныние.С разрушением тела, оказывается, гибнет не только несуществующее целое, исчезают и те элементы,которые составляют его действительное содержание.
Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть - необходимая ступень к Идеалу.
Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни.
После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану. Учение о переселении душ, еще до Будды существовавшее в брахманизме, говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и небожителях.
Умирая, личность (душа) распадается на сканды (составные элементы), но при следующем воплощении сканды вновь собираются определенным образом (своего рода кубик Рубика), сохраняя единство души. Правильная ее "сборка” обеспечивает непрерывность сущностного бытия личности, независимо от того, в какую материальную оболочку попадет душа после очередного перевоплощения.
Человек должен стремиться прервать цепь переселений, дабы слиться с богом-творцом Брахмой (в брахманизме), уйти в нирвану (в буддизме). Сделать "то можно только вступлением на "восьмеричный путь” праведной жизни. В промежутке между смертью и новым воплощением души грешников ждут суровые наказания в адских пещерах. Среди мук, уготованных им,- глотание раскаленного железного шара, поджаривание, дробление, замораживание, кипячение (очевидно, все это следует понимать аллегорически, поскольку речь идет о душе; это подтверждает и тот факт, что среди важнейших мучений грешников в аду упоминается и страх смерти!). Но и отбыв наказание в аду, душа не облегчает себе жизнь, ибо новые рождения - это не избавление от мук, а новые страдания.
Смерть и нирвана в учении Будды имеют двойственный характер. С одной стороны, нирвана - это такое качество мира, при котором исчезает вся привычная нам система координат и сенсорики бытия.
Поскольку нирвана - это конечная цель бытия, то и уходят в нее навсегда. Такая своеобразная черная дыра. С другой стороны, нирвана имеет информационную связь с вашим земным, чувственным миром;
Но еще парадоксальнее тот факт, что из нирваны можно вернуться в наш мир,- так делает сам Будда, возвращаясь из Махапаринирваны (великой совершенной нирваны) для нового воплощения на земле.
Судя по всему, нирвана не в состоянии уничтожить личность, растворив ее на составные элементы. Нирвана не болото, засасывающее навсегда. Скорее, она представляет собой некий информационно-энергетический максимум, абсолютно самодостаточный, находящийся в статическом состоянии, но способный в любое мгновение воссоздать любое вероятное состояние бытия. Говоря физическими терминами, нирвана - это пограничная область между энтропией и антиэнтропией, обладающая при том свойствами своих соседей. Таким образом, нирвана есть Великое Ничто и одновременно Великое Все.