double arrow

Перечень вопросов для подготовки к экзамену. Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий


Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

Санкт-Петербург

Аракерей тарауы

Азақстанның ашық кітапханасы

Бұрынғылар айтады екен: «Алшын болсаң, Адай бол, // Арғын болсаң, Алтай бол, // Үйсін

болсаң, Сиқым, Жаныс, Ботбай бол, // Найман болсаң, Қаракерей, Матай бол! // Өзгең

қалай болсаң, солай бол!» - дейді екен.

[Жанарыс - Аққожа - Найман - Шұбартай - Төлегетай - Қаракерей - Е.Ж.]. Қаракерейді

сөйлейік. Қаракерей баласы: Ерторы, Байторы. Ерторы баласы: Қызылым, Жиренім.

Жиренім баласы - Байасық (Байсыйы), өздері беске бөлінеді: Мыңдыбай (Меңдібай),

Төбет, Жаңғұлы, Жаңбыршы. Жаңбыршыны: «Ақбелбеу, - деп атайды, Қарамолда - үш

қатынның баласы. Бұларды: «Семіз Найман» - дейді.

Байторыдан: Тайлақ, Жайнақ, Айрам, Майрам. Айрамнан - Қожамбет. Майрамнан -

Байыс. Байасық малы қолға түссе, Байыс ата малындай көріп, төлеу бермей кетеді екен.

Байыстан бесеу: Сыбанқұл, Ақымбет, Мәмбетқұл, Сары, Тоқабай. «Тоқабай Сарыны сәнге

сабайды» - делінген сөз мәтел болып қалған. Тоқабайдың жуаны - Кегенбай бай ел

болады: «Білсең, Кегенбаймын, білмесең, Дегенбаймын», - дейтұғыны тағы бар.

«Қаракерей Қабанбай батыр - осы Тоқабайдан, онан бергісі Кегенбайдан шыққан», -

деседі.

Байыстың бір баласы - Сыбанқұл: бұл «Сыбан - Найман» атанды, бір баласы - Мәмбетқұл,

бұл жасында асқа өкпелеп, қыржиып отыра бергеннен, «Қыржы» атанды.

Және бір қатыннан: Алдаберді, Әлмәмбет. Әлмәмбеттен - Шораңтай.

Шораңтайдан: Мұңайтпас, Тума.

Мұңайтпастан - Тоқпақ. Тоқпақ, Тума - екі болыс ел. «Мақта апай» - деген бір ұрғашы аты шыққан. «Байыспен бір туысқан - Майрам қызы», - деп біреу сөйлейді. [Оны]

Түркістандық - Тоқтар қожа алып, екі бала туған: Жанжігіт, Байжігіт. Байжігіт Мақта

апайдың қолында қалып, Жанжігіт қожаға еріп кеткен» - деседі. Байжігіттен өрбіп-өнген

сегіз болыс ел Темірсу бойында. «Байысұлы Ерсары - Мұрын» - атанған ел осы Ерсарыдан

өскен», - дейді. Мұрын - Ерсарының бәйбішесі, аты «Ақбике» екен, мұрыны зор

болғандықтан, байының аты қалып, бәйбішенің мұрнымен атанып кеткен. «Мұрында сегіз

болыс ел бар» - деседі. «Мен көппін!» - деп, Байжігіт: Қызайдың Байжігіті мақтанады.

«Мен көппін!» - деп, Мұрын-Сыбанның Мұрыны мақтанады. Үй саны мен жан санына

қарағанда, Мұрын көп.

Жоғарғы Матайдың үш баласы: Аталық, Кенже, Қаптағай. Күллі Найманға ұран болған

Қаптағай - осы. Аталықтың қатынының аты - Қызай: мұның атымен тұқымы «Қызай» -

атанды. «Білсең Қызайыңмын, білмесең, Құдайыңмын!» - дейтұғын есер осының

ұрпағынан шыққан. Байжігіт, Жанжігіт, Бура, Көкжарлы

http://ikitap.kz/book/m_kopeiuli_kazak_shejiresi_birinshi_nuska/files/assets/basic-html/toc.html

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Рассмотреть этапы экономического развития общества в контексте общественно-исторических процессов, выделить экономические факторы, определяющие конкретно-исторические формы организации общества. Результатом освоения данной дисциплины является привитие навыков историко-экономического подхода к познанию объективной реальности общественных процессов и общественного развития.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Знание общегражданской истории, географии, экономической географии, обществознания в пределах курса средней школы, владение навыками и культурой речи.

1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ОКБ-5 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности;

ПК-1 – владеет основными теоретическими экономическими концепциями, способен выявить и провести анализ взаимосвязей, возникающих в экономических системах различного уровня.

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

– получить навыки работы с источниками по экономической истории;

– выработать способность применять инструментарий экономической теории для анализа исторических процессов;

– сформировать представления о причинно-следственных связях в экономике;

– знать принципы и подходы классификации и периодизации экономического развития;

– уметь анализировать экономические факты, характеризующие динамику и направленность изменений в хозяйственной жизни.

1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

В виде самостоятельного задания каждому из обучающихся поручается проведение учебно-исследовательской работы по одной из актуальных тем курса «Экономическая история». В зависимости от темы и индивидуального задания, обучающийся составляет план работы, согласовывает его с преподавателем, изучает дополнительную литературу, нормативные акты, архивные документы, статистические материалы. Результатом работы обучающихся по основной образовательной программе 080100 «Экономика» является доклад, в тезисах к которому излагаются основные положения и выводы по изученным материалам.

На семинарских занятиях по основной образовательной программе 080100 «Экономика» обучающийся представляет доклад (или часть материала по теме, если предполагалась работа группы студентов). При выступлении используются презентации. На каждом из занятий предполагаются выступления оппонентов, назначенных преподавателем. На семинарских занятиях предполагается обсуждение представленных материалов. В течение семестра обучающиеся составляют хронологические таблицы по экономической истории (каждый студент составляет таблицу по одному из регионов). Предполагается проведение сравнительного анализа изучаемого материала, обсуждение и анализ экономической политики государств, экономических реформ, последствий войн, революций, научных открытий для экономик зарубежных стран, России и человеческого сообщества в целом.

На семинарских занятиях также предполагается задание ряда кейсов по изучаемым темам, например:

1. «Развитие сельского хозяйства в США и Российской империи в XIX веке». Первая группа студентов изучает факторы развития сельского хозяйства в США, вторая группа – в Российской империи. Собранные материалы представляются на семинарском занятии в виде презентаций, студентам предлагается обсудить и провести сравнительный анализ двух моделей развития аграрного сектора и его влияние на развитие экономик этих стран.

2. «Действия Временного правительства в условиях финансово-экономического и политического кризиса 1917 года». Группа студентов изучает конкретную экономическую ситуацию в Российской империи, план действий Временного правительства, его реализацию, достижения и просчеты и представляет изученные материалы в виде презентации.

Семинарские занятия по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 080500 «Бизнес-информатика» учебным планом не предусматриваются, самостоятельно подготовленные обучающимися материалы могут быть использованы при подготовке части курсовой работы по дисциплине, для выступления на студенческих научных конференциях, в студенческих научных кружках.

1.6. 1. Организация учебных занятий обучающихся по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисцип-лины, практики и т.п Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация
по формам обучения
М-I: Доиндустриальная эпоха развития мировой экономики                  
М-II:   Индустриальная эпоха развития мировой экономики                
     
ИТОГО:                
                                       

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной

аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
М-I     Оценка выступлений студентов на семинарских занятиях, тестирование 1-4 недели
М-II     Оценка выступлений студентов на семинарских занятиях, тестирование 5-16 недели
  Экзамен 18-21 неделя    
очно-заочная форма обучения
         
         
заочная форма обучения
         
         

1.6. 2. Организация учебных занятий обучающихся по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 080500 «Бизнес-информатика»

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т. п. Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация
по формам обучения
М-1: Экономическое развитие в древнем мире и в средние века               0,5    
     
М-2: Формирование мирового рынка, возникновение современной промышленности               0,5    
М-3: Индустриализация и рост мировой экономики                    
                       
ИТОГО:                  
                                       

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
М-1: Экономическое развитие в древнем мире и в средние века     Тестирование по изученным темам модуля 1 1 – 5 неделя
М-2: Формирование мирового рынка, возникновение современной промышленности     Тестирование по изученным темам модуля 2 6 – 10 неделя
М-3: Индустриализация и рост мировой экономики       Тестирование по изученным темам модуля 3 11 – 16 неделя
  Экзамен 18-21 неделя    
очно-заочная форма обучения
         
         
заочная форма обучения
         
         

1.7. 1. Структура и содержание учебных занятий обучающихся по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»

Модуль I. Доиндустриальная эпоха развития мировой экономики

Лекция 1, часть 1:

Предмет и метод курса «Экономическая история». Источники информации и способы их анализа и обработки. Проблемы и критерии периодизации. Экономический рост, экономическое развитие. Показатели экономического роста. Структура и задачи курса.

Тема 1. Экономика древнего мира

Лекция 1, часть 2: Общая характеристика первобытнообщинного способа производства. Причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству. "Неолитическая революция". Основные палеолитические культуры мира, палеолитические культуры на территории России. Формирование сельскохозяйственной общины. Этапы развития и условия разложения первобытнообщинного способа производства. Роль государства и религии в регулировании хозяйственной жизни на Востоке. "Речные цивилизации". Экономические отношения общины и государства. "Азиатский способ производства", восточная деспотия. Восточная стагнация, её причины.

Лекция 2: Классическое рабовладение как форма хозяйствования (античное рабство). Становление античности, крито-микенская культура. Общая характеристика экономики греческого полиса. Экономика Древней Греции. Формы собственности в экономике Греции. Великая греческая колонизация, развитие ремесла и торговли. Экономика империи Александра Македонского. Сущность эллинизма.

Экономика Древнего Рима. Царский период. Период республики. Развитие сельского хозяйства Древнего Рима, экономика латифундии. Военно-экономическая экспансия. Экономика Древнего Рима периода империи. Экономические отношения Древнего Рима с провинциями. Кризис античного рабовладения. Генезис колоната. Падение Западной Римской империи (внутренние и внешние причины).

Семинар: Рабовладение как форма хозяйствования

  1. Характеристика экономик Шумера, Междуречья, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта.
  2. Общая характеристика экономики греческого полиса (на примере Афин, Спарты).
  3. Экономические реформы Солона и Клисфена.
  4. Сущность эллинизма.
  5. Экономическая программа Гракхов.
  6. Рабовладение в славянской и германской общине.
  7. Экономика Византии.

Тема 2. Возникновение и развитие феодализма

Лекция 3: Общая характеристика феодализма. Личная и поземельная зависимость. Развитие аграрных отношений в Западной Европе. Коммутация ренты. Франция – страна "классического" феодализма. Особенности английского феодализма, возникновение парламента. Национальные особенности эволюции феодальных отношений на территориях Испании, Германии, Киевской Руси, Индии, Китая и Японии.

Семинар: Национальные особенности эволюции феодальных отношений

  1. Особенности экономического развития Испании.
  2. Особенности экономического развития Франции.
  3. Особенности экономического развития Англии.
  4. Особенности экономического развития Голландии.
  5. Экономические причины и значение Реформации.

Лекция 4: Экономика феодальных городов. Цеховой строй и его эволюция. Коммунальные революции. Становление Европейской абсолютной монархии. Экономические причины религиозных войн. Влияние религиозных войн на экономику Западной Европы. Развитие товарно-денежных отношений. Средиземноморская торговля. Ганзейский союз. Предпосылки первоначального накопления капитала. Экономика Московского государства и экономическая политика Ивана III (Великого); экономические реформы Ивана IV (Грозного). Великие географические открытия и их роль в укреплении феодально-абсолютистских монархий. Экономические последствия великих географических открытий. "Революция цен". Разложение феодальных отношений.

Семинар: Особенности эволюции феодальных отношений в России

  1. Особенности хозяйственного развития Великого Новгорода и Пскова.
  2. Экономическая политика монгольских завоевателей на покоренных территориях.
  3. Великие географические открытия: А. Никитин и Р. Ченслер.
  4. Денежная система древней и средневековой Руси.
  5. Становление феодальной экономики и особенности феодального хозяйства Росси. «Уложение о службе с вотчин и поместий» Ивана IV (Грозного).
  6. Соборное уложение 1649 г. Экономика России во второй половине XVII в.
  7. Развитие внешнеэкономических связей и русский меркантилизм.

Модуль II. Индустриальная эпоха развития мировой экономики

Тема 3. Развитие товарно-денежных отношений. Становление и развитие капитализма

Лекция 5: Текстильная промышленность как монокультура; её роль в развитии капитализма. Значение рынка шерсти и сукна для развития капитализма в Европе. Шерсть как стратегический товар эпохи феодализма, анализ рынков Англии и Фландрии (VIII-XIV вв.), Италии, Испании и Португалии. Развитие хлопчатобумажной промышленности от Древности до Нового Времени. Промышленный переворот в текстильной промышленности. Лёгкая промышленность и стереотипы экономического поведения.

Семинар: Особенности развития экономики неевропейских государств

  1. Экономика стран Востока в эпоху колониализма. Исторические формы колониализма. Колониализм в XVI-XVII вв. Колониализм периода промышленного капитализма.
  2. Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-XV вв.) и в эпоху Могольской империи (XVI-XVIII вв.).
  3. Экономика Китая (XIII-XIX вв.).
  4. Экономика Японии в эпоху зрелого феодализма.

Лекция 6: «Экономическое чудо» Нидерландов и Голландии в XVI-XVII вв. Роль торговли в формировании первоначального накопления. Развитие международной торговли. Меркантилизм как экономическая политика. Национальные формы меркантилизма (Испания, Англия, Франция, Россия). Мануфактура как форма организации производства. Буржуазная революция в Нидерландах (1566-1609 гг.).

Семинар: Зарождение современной промышленности

1. Мануфактура как форма организации производства. Особенности развития мануфактурного производства в странах Западной Европы (Англии, Голландии, Франции, Германии).

2. Экономические причины Реформации и Крестьянской войны.

3. Экономические причины и последствия «второго издания»крепостничества.

Тема 4. Экономика Нового времени

Лекция 7: Предпосылки перехода от аграрного производства к индустриальному. Первая технологическая революция – общая характеристика. Экономическое развитие Англии. Английская буржуазная революция и ее результаты. Промышленная революция в Англии. Генезис западноевропейского капитализма в конце XVII-XVIII вв. Банк Англии. Банки во Франции. Государственные долги. Векселя и акции. Коммерческие афёры. Организация бизнеса и промышленные технологии. Капитализм и сельское хозяйство. Англия – "мастерская мира". Ведущие отрасли и социально-экономические последствия промышленного переворота.

Семинар: Предпосылки перехода от аграрного производства к индустриальному

1. Реформы Генриха VIII, их значение для развития английской экономики. Экономическая политика Елизаветы I (Английской).

2. Внешние экономические отношения Англии в XVI –XVII веках. Роль внешней торговли в формировании первоначального накопления.

3. Аграрный переворот в Англии XVI-XVIII вв.

Лекция 8: Экономика Российской империи XVIII в. Основные направления реформ Петра I. Политика расширения государственной территории в эпоху Петра I. Изменения социальной структуры населения. Строительство Санкт-Петербурга. Реформы административно-государственной системы. Система налогообложения. Экономические последствия петровских реформ. Положение дворянства в царствование Екатерины II, усиление крепостного права. Банки и бумажные деньги. Государственный кредит. Место Российской империи в международных экономических отношениях на рубеже XVIII-XIX вв.

Семинар: XVIII век: век просвещения, «золотой век российского дворянства»

  1. Общая характеристика эпохи.
  2. Присоединение новых территорий (XVIII в.) и их значение для экономики Российской империи.
  3. «Жалованная грамота городам», социально-классовая структура населения Российской империи.
  1. Развитие внутренней и внешней торговли.
  2. Состояние промышленности Российской империи накануне промышленного переворота.

Лекция 9: Экономические предпосылки и последствия Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Этапы и экономическая политика революции, военная диктатура во Франции. Экономическая политика Наполеона. Экономические последствия Отечественной войны 1812 г. Экономическое положение Германии в конце XVIII-первой половине XIX в. Аграрный переворот и особенности проведения аграрной реформы в германских государствах. Таможенный союз и его роль в развитии национальной экономики. Особенности промышленного переворота и отраслевой структуры германской экономики.

Семинар: Экономика Российской империи в конце XVIII – первой половине XIX в.:

  1. Предпосылки разложения крепостного хозяйства. Реформа управления государственными крестьянами.
  2. Общий кризис крепостного хозяйства. Подготовка и последствия реформы 1861 г.
  3. Состояние промышленности Российской империи в первой половине XIX в.
  4. Крымская война – экономический аспект.

Лекция 10: Колониальное хозяйство в Северной Америке. Экономические комплексы атлантического побережья. Специфика аграрного сектора экономики. Война за независимость. Экономическое развитие США в XIX в. Формирование территории. Специфика трудовых ресурсов и демографического потенциала. Решение земельного вопроса. Экономические причины и последствия Гражданской войны в США.

Семинар: Развитие Североамериканских территорий

  1. Развитие Североамериканских территорий в XVII-XVIII веках.
  2. Экономические причины и последствия войны за независимость (1775-1783 гг.). Экономическое развитие США.
  3. Экономика Конфедеративных Штатов Америки (КША).
  4. Гражданская война и ее экономические последствия.
  5. Период реконструкции.

Лекция 11: Развитие экономики ведущих капиталистических стран Западной Европы в последней трети XIX – начале XX вв. Железнодорожное строительство – стимулятор экономического роста. Золотой стандарт. Развитие капитализма в Российской империи. Вторая технологическая революция и дальнейшее развитие промышленности. Особенности развития мировой торговли в последней трети XIX –начале XX вв. Фритредерство и протекционизм.

Семинар: Развитие экономики ведущих капиталистических стран в последней трети XIX – начале XX вв.

  1. Развитие экономики Англии в последней трети XIX – начале XX вв.
  2. Развитие экономики Франции в последней трети XIX – начале XX вв.
  3. Развитие экономики Германии в последней трети XIX – начале XX вв.
  4. Развитие экономики США в последней трети XIX – начале XX вв.

Лекция 12:Империалистическая стадия капиталистического развития мировой экономики.

Барьеры для свободной конкуренции возникновение капиталистических монополий. Проникновение банковского капитала в промышленность, финансовая олигархия. Экспорт капитала и борьба за источники сырья и рынки сбыта на рубеже XIX-XX веков. Финансовая политика С.Ю. Витте в России. Денежная реформа 1895-1898 гг. Роль иностранного капитала в экономике России. Колониальный раздел мира. Империалистические войны и экономика. Экономические причины Великой (Первой мировой) войны.

Семинар: Империалистическая стадия капиталистического развития мировой экономики

  1. Сельское хозяйство Российской империи на рубеже XIX-XX веков.
  2. Экономический анализ данных переписи населения Российской империи 1897 года.
  3. Социально-экономический кризис 1905 года.
  4. Основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина. Результаты аграрной реформы и ее противоречия.

Тема 5. Мировая экономика в период между двумя мировыми войнами.

Лекция 13: Экономические последствия Первой мировой войны. Роль государства в укреплении национальных экономик. Европейская модернизация и этатизация. Состояние экономики Англии в межвоенный период. Состояние экономики Франции в межвоенный период. Новая экономическая политика (НЭП) в СССР. Экономика послевоенной Германии. Экономический блок Версальской системы. Восстановление экономики Германии: план Дауэса и план Юнга.

Семинар: Экономические последствия Первой мировой войны.

  1. Европейская модернизация межвоенного периода
  2. Состояние экономики Англии в межвоенный период.
  3. Состояние экономики Франции в межвоенный период.
  4. Милитаризация экономики в предвоенный период как общемировая тенденция. Экономическая природа фашизма.

Лекция 14: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. «Великая депрессия» в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Милитаризация экономики в предвоенный период как общемировая тенденция. Особенности экономического развития итальянского фашизма, японского милитаризма и германского национал-социализма. Коллективизация и индустриализация в СССР, построение командно-административной системы управления национальной экономикой.

Семинар: Экономика СССР в межвоенный период:

  1. Экономические последствия Первой мировой, гражданской войн и интервенции для российской экономики. Военный коммунизм.
  2. Новая экономическая политика (НЭП).
  3. Коллективизация и индустриализация в СССР, построение командно-административной системы управления национальной экономикой.
  4. Экономика СССР накануне Второй мировой войны (общая характеристика)

Тема 6. Экономическое развитие зарубежных стран после Второй мировой войны

Лекция 15: Экономические последствия Второй мировой войны. Коренные изменения в мировой экономике, политике, создание международных экономических организаций в послевоенный период (краткий обзор). Экономическое лидерство США. Экономические причины «холодной войны». Восстановление и развитие экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. Роль США в восстановлении экономики Западной Европы («план Маршалла»). Мировая экономика в конце XX – начале XXI вв.

Семинар: Экономические последствия Второй мировой войны

  1. Хозяйственные реформы Л. Эрхарда. Развитие ФРГ во второй половине XX века.
  2. Объединение Германии: экономические последствия.
  3. Особенности развития Японии после Второй мировой войны (антимонопольный закон, аграрная, налоговая, бюджетная реформы).
  4. Истоки и сущность «японского экономического чуда».
  5. Современное развитие японской экономики.

1.7.2. Структура и содержание учебных занятий обучающихся по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 080500 «Бизнес-информатика»

М-1: Экономическое развитие в древнем мире и в средние века

Введение:

Предмет курса "Экономическая история». Источники информации и способы их обработки. Проблемы и критерии периодизации. Экономический рост, экономическое развитие. Показатели экономического роста. Структура и задачи курса.

Тема 1. Первобытная эпоха и древний мир

Общая характеристика первобытнообщинного способа производства. Причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству, "неолитическая революция". Формирование сельскохозяйственной общины. Этапы развития и условия разложения первобытнообщинного способа производства. "Речные цивилизации", экономические отношения общины и государства (азиатский способ производства), восточная деспотия. Роль государства и религии в регулировании хозяйственной жизни. Восточная стагнация, ее причины. Характеристика экономик Шумера, Междуречья, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта. Роль Финикии в становлении экономики средиземноморского региона.

Тема 2. Экономика Древней Греции и Древнего Рима

Крито-микенская культура. Экономика Древней Греции. Классическое рабовладение как форма хозяйствования (античное рабство). Общая характеристика экономики греческого полиса. Великая греческая колонизация, развитие ремесла и торговли. Формы собственности в экономике Греции. Экономика империи Александра Македонского. Сущность эллинизма. Экономика Древнего Рима. Царский период. Период республики. Военно-экономическая экспансия. Экономика Древнего Рима периода империи. Экономические отношения Древнего Рима с провинциями. Развитие сельского хозяйства, экономика латифундии. Кризис античного рабовладения. Генезис колоната. Падение Западной Римской империи (внутренние и внешние причины).

Тема 3. Возникновение и развитие феодализма в Западной Европе

Общая характеристика феодализма. Личная и поземельная зависимость. Развитие аграрных отношений в Западной Европе. Коммутация ренты. Экономика феодальных городов. Цеховой строй и его эволюция. Коммунальные революции. Франция – страна "классического" феодализма. Развитие товарно-денежных отношений. Экономические причины религиозных войн. Влияние религиозных войн на экономику Западной Европы. Средиземноморская торговля. Ярмарки Шампани. Ганза. Предпосылки первоначального накопления капитала. Экономические причины и значение Реформации.

Тема 4. Великие географические открытия и их роль в укреплении феодально-абсолютистских монархий.

Роль Португалии в эпоху Великих географических открытий. Реконкиста и особенности экономического развития Испании. Экономические последствия великих географических открытий, "революция цен". Колониализм в XVI-XVIII вв. Экономическое развитие Нидерландов и Голландии в XVI-XVII вв.

М-2: Формирование мирового рынка, возникновение современной промышленности

Тема 1. Экономика Нового времени. Становление и развитие капитализма

Роль торговли в формировании первоначального накопления. Развитие международной торговли. Меркантилизм как экономическая политика. Мануфактура как форма организации производства, особенности развития мануфактурного производства в странах Западной Европы. Экономика неевропейских государств.

Тема 2. Экономическое развитие Англии.

Экономическое развитие Англии. Предпосылки перехода от аграрного производства к индустриальному. Первая технологическая революция – общая характеристика. Английская буржуазная революция и ее результаты. Промышленная революция в Англии. Англия как "мастерская мира". Ведущие отрасли и социально-экономические последствия промышленного переворота.

Тема 3. Предпосылки и последствия Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Экономика Франции в XVIII в. Причины буржуазной революции. Этапы и экономическая политика революции, военная диктатура во Франции. Экономическая политика Наполеона. Положение Германии в конце XVIII-первой половине XIX в. Таможенный союз и его роль в развитии национальной экономики. Особенности промышленного переворота и отраслевой структуры германской экономики.

Тема 4. Экономическое развитие США.

Развитие Североамериканских территорий в XVII-XVIII веках. Экономические причины и последствия войны за независимость (1775-1783 гг.). Гражданская война и ее экономические последствия. Особенности развития сельского хозяйства и промышленности США.

М-3: Индустриализация и рост мировой экономики

Тема 1. Вторая технологическая революция и дальнейшее развитие промышленности. Железнодорожное строительство – стимулятор экономического роста. Золотой стандарт.

Особенности развития мировой торговли в последней трети XIX – начале XX вв. Фритредерство и протекционизм. Барьеры для свободной конкуренции возникновение капиталистических монополий. Проникновение банковского капитала в промышленность, финансовая олигархия. Экспорт капитала и борьба за источники сырья и рынки сбыта на рубеже XIX-XX веков. Колониальный раздел мира.

Тема 2. Развитие мировой экономики в последней трети XIX – начале XX вв.

Развитие экономики Англии, Франции, Германии и США в последней трети XIX – начале XX вв. Экономическое развитие Японии в XIX - начале XX вв. Экономическое развитие Российской империи в XIX - начале XX вв. Экономические причины Великой (Первой мировой) войны.

Тема 3. Мировая экономика период между двумя мировыми войнами

Экономические последствия Великой войны. Роль государства в укреплении национальных экономик. Состояние экономики Англии, Франции и Германии в межвоенный период. Экономический кризис 1929-1933 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Смена социально-экономической системы в России, её хозяйственное развитие в 1917-1941 гг. Милитаризация экономики в предвоенный период как общемировая тенденция. Экономическая природа фашизма.

Тема 4. Мировая экономика после Второй мировой войны

Экономические последствия Второй мировой войны. Изменения в мировой экономике, политике, создание международных экономических организаций в послевоенный период (краткий обзор). Восстановление и развитие экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. Роль США в восстановлении экономики Западной Европы («план Маршалла»). Хозяйственные реформы Л. Эрхарда.

Тема 5. Мировая экономика во второй половине XX в.

Экономическое лидерство США. Экономические причины «холодной войны». Особенности развития Японии. Истоки и сущность «японского экономического чуда». Современное развитие японской экономики. Развитие экономики СССР в 50-е- 80-е годы XX в. Реформы в России и переход к рыночной экономике. Мировая экономика в конце XX – начале XXI вв.

Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

2.1. Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Мультимедийные презентации, раздаточный материал для проведения текущего контроля (тесты и задания).

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Учебник, учебно-методические пособия (в т.ч. рабочие тетради).

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы:

1. Место истории экономики в экономической науке.

2. Подходы к периодизации экономического развития общества.

3. Хозяйственная жизнь первобытного общества (общая характеристика).

4. Причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству. «Неолитическая революция».

5. Особенности экономического развития древневосточных обществ («азиатский способ производства»). Экономическая роль государства, понятие восточной деспотии.

6. Развитие экономики Двуречья (Месопотамии).

7. Экономика Древнего Египта.

8. Экономика Древнего Китая.

9. Особенности экономического развития государств Восточного Средиземноморья .

10. Основные черты и этапы экономического развития Древней Греции.

11. Социально-экономическое развитие полисного строя (на примере Афин). Влияние законов Драконта и реформ Солона и Клисфена на развитие экономики.

12. Греческая экономика классического периода: торговля, ремесло, сельское хозяйство. Греческая демократия и рабство.

13. Причины упадка полисного строя в Древней Греции.

14. Экономические причины и основные направления греческой колонизации.

15. Экономическое развитие в эпоху эллинизма (конец IV – I вв. до н.э.).

16. Основы периодизации экономической истории Древнего Рима.

17. Экономика Рима в Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).

18. Экономика Рима в период Республики (510- 31 г. до н.э.).

19. Экономика Римской империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

20. Роль провинций в экономике Римской империи.

21. Специфика землевладения в Римской империи.

22. Кризис античного рабовладения. Экономическая природа и генезис колоната.

23. Восточная Римская Империя (Византия) и особенности ее экономического развития.

24. Экономические причины падения Римской империи.

25. Великое переселение народов. Основные направления передвижения и расселения племен (народов) на территории Западной Европы.

26. Основные черты и этапы развития западноевропейского феодализма

27. Формирование системы личной и поземельной зависимости. Феодальное хозяйство (манор, марка, сеньория).

28. Развитие ремесел в средние века (общая характеристика, региональные особенности). Экономические причины становления и эволюция цехового строя.

29. Развитие городов в средние века. «Коммунальные революции».

30. Феодальная экономика Франции X-XV вв. Особенности французского феодализма.

31. Особенности зарождения и развития феодализма в Германии. Священная Римская Империя германской нации.

32. Феодальная экономика Англии в XI-XV вв. Особенности английского феодализма.

33. Экономические причины религиозных войн («Крестовых походов»).

34. Экономическое развитие городов Северной Италии (Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза). Ремесло, торговля, денежное обращение.

35. Межрегиональная торговля в средние века. Торговые монополии и международные торговые союзы в средневековой Европе. Ганза.

36. Великие географические открытия: причины, основные направления, последствия для европейской экономики.

37. «Революция цен»: сущность, причины и последствия.

38. Экономика Нидерландов и Голландии (XVI-XVII вв.). Буржуазная революция в Голландии (1566-1609 гг.) и ее значение для развития экономики Голландии.

39. Причины экономического упадка Голландии во второй половине XVII века.

40. Особенности развития экономики Англии в XV-XVI вв. Аграрный переворот в Англии XVI-XVIII вв.

41. Реформы Генриха VIII, их значение для развития английской экономики.

42. Экономическая политика Елизаветы I.

43. Внешние экономические отношения Англии в XVI –XVII веках.

44. Роль внешней торговли в формировании первоначального накопления (на примере Англии).

45. Мануфактура как форма организации производства, особенности развития мануфактурного производства в странах Западной Европы (Англии, Голландии, Франции, Германии).

46. Экономические причины Английской буржуазной революции, ее последствия.

47. Промышленное развитие в Англии в XVII-XVIII веках. «Промышленная революция».

48. Экономические причины Реформации и Крестьянской войны. «Второе издание»крепостничества.

49. Особенности экономического развития Германии XVI-XVIII вв.

50. Включение в мирохозяйственные связи американского континента. Колониализм и рабство в истории американской экономики.

51. Экономические причины и последствия войны за независимость 1775-1783 гг., образование США. Экономическое развитие США в первой половине XIX века.

52. Экономические причины и последствия Гражданской войны 1861-1865 гг. в США.

53. Внешнеэкономические связи и колониальная экспансия Британской империи. Экономические причины «опиумных войн».

54. Особенности социально-экономического развития Франции в XVII-XVIII вв. Особенности развития мануфактурного производства во Франции.

55. Экономические причины Великой Французской революции. Экономическая политика Наполеона.

56. Особенности экономического развития Франции во вт. половине XIX – нач. XX вв.

57. Особенности развития Германии к началу XIX века. Германский союз (1815 г.), создание Таможенного союза государств Северной Германии (1833 г.).

58. Промышленный подъем 50-60-х годов в Германии и его причины.

59. Историческая обусловленность реформ Петра I. Итоги преобразований Петра I.

60. Особенности развития промышленности Российской империи во второй половине XVIII в. Торговля Российской империи во второй половине XVIII в. Денежная система Российской империи во второй половине XVIII в.

61. Экономические последствия Отечественной войны 1812 г.Международное положение Российской империи в первой половине XIX века.

62. Реформа государственных крестьян 1838 года.

63. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.

64. Особенности промышленного развития Российской империи в первой половине XIX в. Экономические предпосылки отмены крепостного права.

65. Ход и социально-экономические последствия реформы 1861 г.

66. Структура внешней торговли Российской империи на протяжении XVIII-XIX вв.

67. Сельское хозяйство в пореформенный период (1861-1890-е гг.).

68. Экономическая и финансовая политика начала 80-х годов, подготовка к денежной реформе. Налоговая реформа Н.Х. Бунге.

69. Экономические реформы С.Ю.Витте.

70. Значение иностранных капиталов в развитии русского народного хозяйства на рубеже XIX–XX вв.

71. Столыпинская аграрная реформа, реализация ее основных положений.

72. Экономические причины и последствия франко-прусской войны (1870-1871 гг.).

73. Особенности экономического развития Германии в последней трети XIX - начале XX веков (1871 – 1914 гг.). Монополизация, экспансия германского империализма.

74. Вторая научно-техническая революция, ее основные направления и значение для развития мировой экономики.

75. Особенности экономического развития ведущих европейских стран и США, процессы концентрации и монополизации производства и капитала в последней трети XIX – начале XX веков.

76. Колониализм периода промышленного капитализма. Роль колоний в экономической жизни метрополий в последней трети XIX – начале XX веков.

77. Структура мировых рынков и их передел в конце ХIX – начале ХХ вв. Экономические причины Первой мировой войны.

78. Экономическое положение Российской империи накануне Первой мировой войны.

79. Государственное регулирование экономики во время Первой мировой войны.

80. Экономические причины Февральской революции в России. Основные причины Октябрьской социалистической революции. Главные установки советской власти в сфере экономики.

81. Национализация и экспроприация экономики. Причины гражданской войны и ее последствия.

82. Основное содержание политики военного коммунизма и ее ограниченность.

83. Объективные условия введения новой экономической политики (НЭПа).

84. Индустриализация и свертывание НЭПа.

85. Коллективизация и государственное планирование.

86. Механизм и структура управления экономикой СССР в 1928-1940 гг.. Основные направления индустриализации народного хозяйства. Итоги развития СССР к 1940 году.

87. Развитие экономики США после Первой мировой войны, «просперити».

88. Экономической кризис 1929-1933 гг. («Великая депрессия»): причины и экономические последствия.

89. «Новый курс» Ф. Рузвельта и его роль в стабилизации экономики США.

90. Экономика Великобритании и экономика Франции в межвоенный период.

91. Экономика Германии после Первой мировой войны. Мировой кризис 30-х годов в Германии. Возникновение фашизма.

92. Экономические причины Второй мировой войны.

93. Экономика стран Западной Европы после Второй мировой войны (общая характеристика экономик Великобритании, Франции, Германии). Европейская экономическая интеграция.

94. Бреттон-Вудская валютная система

95. Экономика США после Второй мировой войны. Роль США в восстановлении экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. План Маршалла.

96. Особенности экономического развития Западной Германии после Второй мировой войны. Экономические реформы Л. Эрхарда.

97. Экономическое положение Японии после Второй мировой войны. Программа экономической стабилизации («Линия Доджа»). Японская модель развития экономики («японское чудо»).

98. Холодная война», ее влияние на экономику СССР.

99. Состояние советской экономики в 70-80-е гг. ХХ века. Перестройка советской экономики.

2.1.3.1. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания знаний обучающихся по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»

Методику приема экзамена определяет лектор на первом занятии. Общая аттестация складывается из следующих компонентов:

1. Итог экзаменационного задания (письменного ответа на закрытые и открытые вопросы экзаменационного теста).

2. Итоги текущего контроля (баллы за семинарские занятия выставляются на основе учета трех факторов: посещаемости, ответов на устные и письменные вопросы в ходе семинарских занятий, качества и количества подготовленных докладов и выступлений в дискуссиях).

3. Самостоятельное выполнение домашних заданий по разделам программы.

Элементы методики
1. Вид экзаменационного задания Экзаменационное задание состоит из экзаменационного теста, содержащего как закрытые (30), так и открытые (2) вопросы – всего 32 вопроса по всем темам курса
2. Количество вариантов заданий Количество вариантов экзаменационного задания определяется количеством студентов в группе
3. Требования к содержанию и оформлению ответов на вопросы теста К ответам студентов предъявляются следующие требования: 1) понимание вопроса, соответствие содержания ответа вопросу (как к закрытым, так и открытым вопросам задания) 2) раскрытие содержания открытых вопросов (в пределах программы, материалов лекции и рекомендованной учебной и дополнительной литературы) 2) точность в изложении фактических данных 3) аргументированность суждений и обоснованность выводов 4) знание необходимых терминов и понятий
4. Правила проведения экзамена Экзамен начинается по расписанию деканата, для всех обучающихся одновременно, проводится без перерыва, возможность выхода не предусматривается, замена варианта теста не допускается, опоздание расценивается как неявка
5 Время проведения экзамена 45 минут
6.Использование технических средств Использование технических средств не допускается
7.Использование дополнительных источников информации Использование дополнительных источников информации не допускается
8.Критерии оценки экзаменационных заданий Указывается шкала оценки
9. Критерии выставления оценки за экзаменационную работу:
Ответы экзаменационного задания оцениваются: 1. По «закрытым» вопросам теста – правильный ответ – 1 балл, максимальное количество правильных ответов - 30 2. По двум открытым вопросам теста: 5 баллов за один ответ выставляется, если ответ на вопрос полностью соответствует указанным в п. 3 настоящей методики требованиям; 4 – если ответ в целом соответствует указанным в п. 3 настоящей методики требованиям, но дан недостаточно полно, содержит небольшие неточности; 3 – если ответ по большей части соответствует указанным в п. 3 настоящей методики требованиям, но не является в достаточной степени полным. Содержание ответа не полной мере соответствует вопросу, в нем допущены искажения в передаче фактических данных и неточности в использовании терминов и определений: 2 – если в ответе допущены значительные пробелы в освещении вопроса, имеются ошибки, 1 балл – если ответ демонстрирует общее понимание вопроса, но содержит лишь отрывочные сведения о рассматриваемой проблеме; 0 - если в ответе не обнаружено понимание вопроса или ответ отсутствует. Максимальное количество баллов за ответы на открытые вопросы теста – 10. Итоговая оценка за выполнение теста выставляется следующим образом: 1. Количество правильных ответов на «закрытые» вопросы теста. 2. Общее количество баллов за 2 открытых вопроса теста. Максимальное количество баллов за письменную экзаменационную работу (тест) – 40.
Итоговая оценка за дисциплину:
При выставлении итоговой оценки в зачетную книжку и ведомость учитывается работа студента на семинарах, результаты выполнения домашних и контрольных работ (общее максимальное количество баллов -10), а также результат, полученный за выполнение экзаменационного задания. Полученная сумма баллов соотносится со следующей шкалой: Отлично (A) – 46-50 баллов Очень хорошо (B) – 41- 45 баллов Хорошо (С) – 36-40 баллов Удовлетворительно (D) – 31-35 баллов Посредственно (E) – 21-30 баллов Неудовлетворительно (F) – 20 и менее баллов
Пересдача экзамена по дисциплине:
В случае, если экзаменационных тест выполнен студентом на 20 и менее баллов (курс усвоен на 50% и менее), выставляется неудовлетворительная оценка, и студент выполняет экзаменационную работу повторно (в соответствии с расписанием деканата). При выставлении итоговой оценки учитывается количество баллов, полученных студентом по результатам работы в семестре. В случае, если студентом (повторно) экзаменационный тест выполнен с оценкой 20 и менее баллов, студент направляется на переэкзаменовку в присутствии комиссии, и сдаёт экзамен в форме, определённой комиссией.

2.1.3.2. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания знаний обучающихся по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 080500 «Бизнес-информатика»

Текущий контроль успеваемости проводится во время собеседований в часы консультаций, а также методом тестирования по пройденному материалу в конце каждого модуля (6, 10 и 16 недели). По результатам тестирования определяется усвоение обучающимися пройденного материала, в случае необходимости рекомендуется дополнительная литература по пройденному материалу, проводятся дополнительные консультации (в дни, определенные расписанием работы кафедры, независимо от учебного плана). Повторное выполнение контрольных тестов (текущий контроль) предусматривается только в случае пропуска обучающимися занятий по уважительной причине. За контрольные работы (тесты) в течение семестра (текущий контроль) студент может получить от 0 до 30 баллов (от 0 до 10 баллов за каждую выполненную работу).

Промежуточная аттестация (экзамен) по дисциплине также проводится в тестовой форме.

Итоговая (семестровая) оценка по дисциплине состоит их 2-х частей: баллы за контрольные работы в течение семестра (текущий контроль) и оценки за экзаменационную работу:

1. Экзамен проводится в рамках экзаменационной сессии, по расписанию деканата. Во время экзамена студентам будет предложен тест по всем темам дисциплины (количество вариантов зависит от числа экзаменующихся), состоящий из 70 закрытых вопросов. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл. Время выполнения задания – 1 час (45 минут). Максимальная оценка за выполненную экзаменационную работу – 70 баллов.

Никакими источниками информации на экзамене пользоваться нельзя.

Результаты экзамена будут объявлены студентам через 4-5 часов после его проведения. В случае, если тестовое задание студенты будут выполнять во второй половине дня (по расписанию деканата), оценка будет объявлена на следующий за экзаменом день.

Итоговая оценка в зачетную книжку студента и в ведомость складывается из двух частей (сумма полученных баллов) и выставляется по следующей схеме:

Общее количество баллов Буквенное обозначение оценки Название оценки Традиционное название оценки
91-100 A Отлично отлично
81-90 B Очень хорошо хорошо
71-80 C Хорошо
61-70 D Удовлетворительно удовлетворительно
51-60 E Посредственно
50 баллов (и менее) F Неудовлетворительно неудовлетворительно

Переаттестация:

В случае, если во время письменного экзамена студентом будет дано меньше 50% правильных ответов на тестовое задание (меньше 35 правильных ответов), в сроки, установленные деканатом, студент будет выполнять тест (из 70 вопросов, по варианту, отличному от экзаменационного). При выставлении оценки все баллы, полученные студентом во время работы в семестре, учитываются по изложенной выше схеме.

В случае, если студентом будет получена неудовлетворительная оценка на повторном экзамене, оценка его знаний будет проводиться комиссией в той форме, в какой члены комиссии примут решение оценивать знания студента, о чём обучающемуся будет сообщено в установленном деканатом порядке.

2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы), пример:

1. Какие факторы способствовали «революции цен» в Европе XVI в.?

a. добыча серебра в Новом Свете

b. ввоз золота из Африки португальцами

c. порча монеты европейскими монархами

d. все указанное верно

2. Куда в середине XVI в. направлялась английская морская экспедиция, участником которой был Р. Ченслер, оставивший записки о Московии?

a. На поиск пути в Южную Америку

b. В Новую Англию.

c. На поиск Северо-Восточного пути в Индию.

d. В Сибирь.

3. Когда в Англии принимаются первые законы об ограничении (максимуме) заработной платы?

a. в 1085 г., по приказу Вильгельма I Завоевателя

b. после эпидемии чумы («Ордонанс о рабочих и слугах» Эдуарда III, 1349 г.)

c. в период революции 1642-1649 гг. (акт О. Кромвеля)

d. во время промышленного переворота (конец XVIII-XIX вв.)

4. По английскому статуту 1547 г. городские и приходские власти забирали от нищих родителей детей в возрасте от 5 до 14 лет и направляли их

a. в Новую Англию – колонии нуждались в переселенцах

b. продавали в рабство

c. отдавали в монастыри

d. отдавали на обучение земледелию или ремеслу в более благополучные семьи

5. Какую категорию крестьян во Франции называли «сервы»?

a. бывших колонов, они считались лично свободными держателями земли феодала и уплачивали ему оброк

b. потомков рабов, когда-то приобретенных землевладельцами

c. всех без исключения деревенских жителей

d. крестьян, которые на барщину являлись со своими инструментами (например, вилами)

6. Накануне Первой мировой войны во Франции в облигации внутренних займов и в иностранные ценные бумаги было вложено больше средств, чем в промышленность, примерно в 10 раз. Это происходило потому, что

a. французская промышленность не нуждалась в инвестициях

b. французское правительство ограничивало предпринимательскую деятельность

c. ценные бумаги приносили больший доход, чем вложения в национальные промышленные предприятия

d. во Франции почти все предприятия принадлежали семейным кланам – это ограничивало возможности вкладчиков

7. Во время «просперити» (процветания 1923-1929 гг.) в промышленности США

a. ничего не менялось, оборудование устаревало, наблюдался застой

b. наблюдался всеобщий спад (уменьшался выпуск продукции, увеличивалась безработица)

c. важнейшие отрасли тяжелой промышленности (сталелитейная, нефтедобывающая и т.п.) постепенно приходили в упадок, рост наблюдался только в текстильной промышленности

d. происходил рост энерговооруженности и внедрение новой техники

8. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта, получившие название «новый курс» ("New Deal") проводились

a. в промышленности, остальные сферы жизни американского общества не регулировались

b. в сельском хозяйстве – фермерам нужна была поддержка государства (в форме кредитов, государственных закупок и пр.)

c. в социальной сфере – были установлены пособия по безработице, урегулированы трудовые отношения и пр.

d. во всех сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, финансовой и банковской системе, а также в социальной сфере

9. После Второй мировой войны количество безработных в Японии составило 10 миллионов человек. В их число входили

a. демобилизованные солдаты и офицеры

b. работники военных предприятий, закрытых после капитуляции

c. японцы, депортированные из бывших колоний и оккупированных территорий

d. все перечисленные выше категории японского населения

10. Какое из перечисленных направлений в экономической политике Л. Эрхарда названо правильно?

a. Стабилизация денежного обращения.


Сейчас читают про: