Российская Федерация на современном этапе (2000-2010 гг.)
Первый указ предоставление президенту, прекратившему свою деятельность и членам его семьи пожизненную гарантию, неприкосновенность и пенсию. Учредил 7 федеральных округов Центральный, Северо-Западный, Южный. Поволжский, Уральский, Сибирский. Главы округов полномочные представители Путина. В округах созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Роль центра на местах. Роль федерального собрания не из губернаторов, а из представителей регионов и назначаемых глав администраций. Срок их полномочий 2 года. Судебная реформа- в едены суды присяжных с 2003 г. Новая символика, трехцветный флаг, герб в виде орла и новый гимн. Закон о политических партий- существование только тех, кого поддерживает народ.
Экономическая политика Путина. Право собственности на землю. Закон об обороте с\х земель назначения, купля продажа земли. Пенсионная реформа: накопительная часть пенсии и страховая. 2001-2004 г банковская реформа. Реформа налоговой системы, снижение налоговой нагрузки на предприятие, УСН. Доходы физлиц 13 % Отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы. 2002 снижена ставка налога на прибыль. Налог на автомобильные дороги заменен транспортным налогом. Акцизы на алкоголь платятся в федеральный бюджет, нефть в регионы. Увеличены расходы на оборону страны. Увеличивались пенсии. Увеличивался размер минимальной оплаты труда. Единый налог на вмененный доход. 100 чел оборот 15 млн в год 6: от оборота или 15 % от прибыли. Вместо ЕСН, налога на прибыль, НДС налог с продаж. Работоспособная налоговая система под европейский уровень. Монетизация льгот. Конвертируемость и стабильность рубля. Но вырос уровень коррупции.
Среднеассирийские законы (САЗ) в совокупности с
подтверждающими их хозяйственными и юридическими документами
являются важным источником по социально-экономической жизни
ашшурской общины третьей четверти II тыс. до н.э. 14 таблиц и
фрагментов законов, представляющих собой результат кодификации
юридических норм городской общины (в т.ч. частной), были
обнаружены в 1903 и 1914 гг.; в публикациях их принято
обозначать прописными латинскими буквами от А до О. По-видимому,
законы хранились по крайней мере в архиве городского ашшурского
суда и в храме Ашшура — городского бога-покровителя.
САЗ рисуют классический тип общества т.н. «номового» или
«городового» государства, представляющее собой, по сути, одну
большую общину с центром в крупном городе. Здесь нет крупного
государственного сектора, и именно поэтому в доминирующем
общинно-частном секторе очень интенсивно развиваются отношения
частной эксплуатации (за отсутствием сильного государства их
некому ограничивать). В частности, развивается закабаление в
различных формах («усыновления», «оживления», т.е. спасения от
голодной смерти, долговой кабалы и продажи в рабство члена
семьи). С другой стороны, по той же причине САЗ фиксируют весьма
архаические нормы патриархального устройства общины и семьи. В
целом ассирийское общество сер. 2 тыс. рисуется юридическими
документами как архаичная община, строящаяся на базе большой
семьи, однако пронизываемая значительно усилившимися по сравнению
с началом тысячелетия отношениями частной собственности на землю
и частной долговой зависимости.
В то же время САЗ отразили специфический этап развития
Ашшурского «номового» государства, когда его верховный глава —
«царь» — отрывается от общинной «номовой» олигархии и понемногу
встает над ней как глава обычного ближневосточного двора. Когда
этот процесс в Ассирии завершился, в основном за счет внешних
завоеваний, превративших «номовое» государство Ашшур в
Ассирийскую империю1 и позволивших царю создать огромный
государственный сектор на покоренных территориях, САЗ, отражающие
принципиально иную эпоху, выходят из употребления (их еще
копировали в XII—XI вв. до н.э., но в I тыс. до н.э.
переписываются и изучаются уже ЗХ — пусть чужие, вавилонские, но
зато отражающие жизнь централизованной империи, какой в это время
была и Ассирия).
Перевод Якобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего
Востока. 1. М., 1980. С.195-205) с незначительными изменениями.
Очевидные по контексту дополнения для удобства читателя вставлены
прямо в текст. Обработка перевода и комментарии Немировского А.А.
ЛИТЕРАТУРА: Дьяконов И.М. Средне-ассирийские законы //
Вестник древней истории, 1952, № 4. История Древнего Востока.
1/2. М., 1988.
§ 12. Если женщина — жена ли человека3, дочь ли человека —
вошла в храм и украла из храма нечто, принадлежащее святилищу, и
она была поймана с поличным, то, уличат ли ее под клятвой, или
докажут ее вину иным способом, поличное у нее должны забрать и
вопросить божество. Что оно повелит ей сделать, так с ней и
должно поступить.
§ 2. Если женщина — жена ли человека, дочь ли человека4 —
произнесла богохульство или непристойность, только эта женщина
понесет наказание. К ее мужу, ее сыновьям и к ее дочерям
претензий предъявлять не должно5.
§ 3. Если человек заболел или умер, а его жена украла нечто
в его доме и передала это человеку, или женщине, или кому-либо
другому6, то эту жену человека, а также и получателя, должно
убить.
А если жена человека, у которой муж здравствует, украла
что-то в доме своего мужа и передала это человеку, или женщине,
или кому-либо другому, муж должен клятвенно уличить свою жену и
подвергнуть ее наказанию, а получатель, получивший это из рук
замужней женщины, должен вернуть украденное, и то же самое
наказание, которое муж наложил на свою жену, должно наложить на
получателя.
§ 4. Если раб ли, рабыня ли приняли что-либо из рук замужней
женщины, рабу или рабыне должно отрезать нос и уши, а украденное
они должны вернуть. Человек может отрезать уши своей жене, но,
если он освободил свою жену и не отрезал ей уши, то не должно
отрезать нос и уши рабу или рабыне, а они не обязаны возвращать
украденное7.
§ 5. Если жена человека украла нечто в доме другого
человека, то если она взяла вещь стоимостью от 5 мин олова,
хозяин украденной вещи должен поклясться: «Я не позволял ей взять
это!», и еще так: «В моем доме — кража!» Если угодно ее мужу, то
он отдаст краденое и тем выкупит свою жену, и он отрежет ей уши.
А если ее мужу неугодно выкупить ее, хозяин украденной вещи может
сам забрать воровку (в рабыни) и отрезать ей нос.
§ 6. Если жена человека спрятала что-либо в другом месте,
получатель8 должен отвечать как бы за кражу.
§ 7. Если женщина подняла руку на мужчину и была в том
уличена, она должна уплатить 30 мин олова, и ей должно дать 20
палочных ударов.
§ 8. Если женщина в драке повредила семенник мужчины, ей
должно отрезать палец. А если несмотря на то, что врач наложил
повязку на семенник, второй тоже воспалился и омертвел или если в
драке поврежден и другой семенник, ей должно вырвать оба соска9.
§ 9. Если человек поднял руку на замужнюю женщину и ее
потискал10, и его в этом обвинили и уличили, ему должно отрезать
палец. А если он поцеловал ее, нужно притянуть его нижнюю губу к
лезвию топора и отрезать ее.
§ 10. Если мужчина ли, женщина ли вошли в дом человека и
убили мужчину ли, женщину ли, убийц должно передать хозяину дома.
Если ему угодно, он может их убить; если ему угодно, он может
возместить себе потерю, забрав все их имущество. Если в их доме
нет ничего, что можно было бы отдать, сына или дочь они отдадут
...
§ 11. (Разбито.)
§ 12. Если замужняя женщина шла по улице и мужчина схватил
ее и сказал ей: «Познаю-ка я тебя!» — то если она не согласилась,
оборонялась, но он взял ее силой и познал ее, и его застигли на
замужней женщине, либо же свидетели уличили его в том, что он
познал эту женщину (насильно) — то его должно убить, а женщине
наказания нет.
§ 13. Если замужняя женщина вышла из своего дома и сама
пошла к мужчине туда, где он живет, то, если он познал ее, ведая
о том, что она замужем, и мужчину, и женщину должно убить.
§ 14. Если человек познал замужнюю женщину, будь то в
корчме, будь то на улице, ведая, что она замужняя женщина, то с
познавшим ее должно поступить так же, как муж пожелает поступить
со своей женой. Если же он познал ее, не ведая, что она замужем,
то познавший ее — свободен, а муж может клятвенно обвинить свою
жену и поступить с ней как ему угодно11.
§ 15. Если человек застал мужчину со своей женой, клятвенно
обвинил его, уличил его и убил их обоих12, вины на нем нет. Если
же он схватил его и привел либо к царю, либо к судьям13,
клятвенно обвинил его и уличил, то, если муж убивает свою жену,
он может убить также и мужчину. Но если он только отрежет своей
жене нос, он может кастрировать мужчину и изуродовать все его
лицо. А если он отпустил свою жену, он должен отпустить и
мужчину.
§ 16. Если человек познал замужнюю женщину вследствие
дурноты ее уст14, то для мужчины наказания нет15. Муж может
покарать свою жену, как ему угодно. Но если тот овладел ею силой,
и его клятвенно обвинили и уличили, то его наказание должно быть
таким же, как и замужней женщине16.
§ 17. Если человек сказал другому человеку: «Твою жену все
имеют», а свидетелей нет, они должны заключить соглашение и пойти
к Реке17.
§ 18. Если человек сказал равному себе, будь то по секрету,
будь то (публично) во время ссоры: «Твою жену все имеют», и еще:
«Я сам клятвенно обвиню ее», но не обвинил и не уличил, должно
дать этому человеку 40 палочных ударов; он будет в течение месяца
выполнять царскую работу; его должно заклеймить, и он должен
уплатить один талант олова.
§ 19. Если человек тайно оклеветал равного себе, сказав:
«Его имеют», или во время ссоры публично сказал ему: «Тебя
имеют», и еще так: «Я сам клятвенно обвиню тебя», но не обвинил и
не уличил, должно дать этому человеку 50 палочных ударов, он
будет в течение месяца выполнять царскую работу, должно его
заклеймить, и он должен уплатить 1 талант олова.
§ 20. Если человек познал равного себе, и его клятвенно
обвинили и уличили, должно познать его самого и оскопить его18.
§ 21. Если человек ударил дочь человека и тем причинил ей
выкидыш, и его в том клятвенно обвинили и уличили, он должен
уплатить 2 таланта и 30 мин олова, ему должно дать 50 палочных
ударов, и в течение месяца он будет выполнять царскую работу.
§ 22. Если замужнюю женщину другой мужчина — не отец ее, не
брат ее, не сын ее — взял с собой в дорогу, не зная, что она
замужняя женщина, он должен поклясться и уплатить 2 таланта олова
мужу этой женщины. Если же он знал, что она — замужняя женщина,
он должен уплатить возмещение и поклясться так: «Клянусь, что я
не познал ее!» Но если замужняя женщина сказала так: «Он познал
меня!», то, уплатив возмещение мужу, он должен пойти к Реке в
обязательном порядке19. Если же он откажется от испытания Рекой,
с ним должно поступить так же, как муж поступил со своей женой.
§ 23. Если замужняя женщина взяла к себе в дом другую
замужнюю женщину и отдала ее мужчине, чтобы он познал ее, и
мужчина ведал, что она — замужняя женщина, то с ним должно
поступить как с познавшим замужнюю женщину, а со сводней должно
поступить так же, как муж поступил со своей неверной женой. Но
если муж женщины ничего не сделает со своей неверной женой, то не
должно ничего делать с познавшим ее и со сводней, их должно
отпустить. Но если замужняя женщина не ведала ничего, а женщина,
взявшая ее в свой дом, обманом ввела к ней мужчину, который
познал ее, и если, покинув дом, она сама заявила, что ее познали,
женщину должно отпустить, а познавшего ее и сводню должно убить.
Если же она ничего сама не сказала, муж может покарать ее, как
ему угодно, а познавшего ее и сводню должно убить.
§ 24. Если замужняя женщина самовольно ушла от своего мужа и
вошла в дом ашшурца в том же поселении, либо в другом, где ей
предоставили жилье, поселилась с хозяйкой дома и переночевала там
три-четыре раза, но хозяин дома не знал, что в его доме живет
замужняя женщина, то, после того, как она была обнаружена, хозяин
дома, чья жена самовольно его покинула, может ее изрезать и не
забирать обратно к себе. Замужней же женщине, у которой жила его
жена, должно отрезать уши. Если ее (беглянки?) муж пожелает, он
может уплатить 3 таланта 30 мин олова, или, если он пожелает,
можно забрать его жену20. Но если хозяин дома знал, что в его
доме, с его женой живет замужняя женщина, он должен уплатить
втройне... Если же он это отрицает, говоря: «Я не знал», то
должно пойти к Реке. И если человек, в чьем доме обитала замужняя
женщина, отказался от испытания Рекой, он уплатит втройне. Если
же человек, чья жена самовольно ушла, отказался от испытания
Рекой, то тот человек, в чьем доме жила чужая жена, свободен, а
потерпевший муж должен возместить все расходы по проведению
испытания. Но если человек, чья жена самовольно ушла, свою жену
не изуродовал, а забрал обратно к себе, то не будет никакого
наказания и для прочих.
§ 25. Если женщина живет еще в доме своего отца, а муж ее
умер, и братья его не разделили наследство21, и сына у нее нет,
то неразделенные братья ее мужа могут забрать все брачные дары,
которые ее муж надел на нее, и которые не пропали. По поводу
остального они могут выступить перед (домашними) богами22,
потребовать и забрать. Их не должно принуждать ни к Реке, ни к
клятве.
§ 26. Если женщина живет еще в доме своего отца, а муж ее
умер, то все брачные дары, которые ее муж надел на нее, могут
забрать сыновья ее мужа, если они есть. Если же сыновей ее мужа
нет, она сама их заберет.
§ 27. Если женщина живет еще в доме своего отца, и ее муж
постоянно к ней приходил, то все подарки, которые муж ей дарил,
он может забрать как свою собственность. Но он не может
предъявлять претензий к дому ее отца.
§ 28. Если вдова вошла в дом человека и принесла с собой
своего сына от первого мужа, и тот вырос в доме взявшего ее, но
не была написана табличка о его усыновлении, он не может взять
долю наследства из дома взрастившего его и не должен отвечать за
его долги. Он должен получить причитающуюся ему часть из дома
своего (действительного) родителя.
§ 29. Если женщина вошла в дом своего мужа, ее приданое и
все, что она принесла из отцовского дома, а также и все, что ее
свекор ей дал при вступлении в дом, свободно для ее сыновей.
Сыновья ее свекра не могут предъявлять на это претензий. Но если
ее муж ее прогонит (?), он может отдать из этого сыновьям что ему
угодно.
§ 30. Если отец принес в дом тестя своего сына брачные дары,
но женщина не была отдана еще его сыну, а другой его сын, чья
жена еще живет в доме своего отца, умер, он может отдать жену
своего умершего сына в жены своему другому сыну, за которого он
принес брачные дары в дом его тестя. Если же хозяин дочери,
который получил брачные дары, не желает отдать свою дочь, то
отец, который принес дары, может, если пожелает, забрать свою
невестку и отдать ее своему сыну. Либо, если он пожелает, он
может забрать все, что он принес, олово, серебро, золото, все,
что несъедобно, целиком. Он не может предъявлять претензий по
поводу съедобного.
§ 31. Если человек принес брачный дар в дом своего тестя23,
а затем жена его умерла, но у его тестя есть другие дочери, то,
если тесть пожелает, этот человек может взять в жены другую дочь
своего тестя взамен своей умершей (нареченной) жены, либо, если
пожелает, он может забрать обратно отданное им серебро24. Ему не
будут отданы ни зерно, ни овцы, ни что бы то ни было съедобное;
он получит лишь серебро.
§ 32. Если женщина еще живет в доме своего отца и если
подарки ее ей уже даны, то, принята ли она в дом своего свекра,
или не принята, она должна отвечать за долги, прегрешения и
преступления своего мужа.
§ 33. Если женщина еще живет в доме своего отца, а муж ее
умер, но у нее есть сыновья, она может жить в одном из их домов,
где пожелает. Если же у нее нет сыновей, ее свекор может отдать
ее тому из своих сыновей, кому пожелает,... либо, если он (этот
сын?) пожелает, он может отдать ее в жены ее свекру25. Если и ее
муж и ее свекор умерли, и сыновей у нее нет, то она — вдова, она
может идти, куда пожелает.
§ 34. Если человек взял к себе вдову без брачного договора,
и она прожила в его доме два года, то она — его жена, она не
должна уходить.
§ 35. Если вдова вошла в дом человека, все, что она
принесла, все это принадлежит ее мужу. Если же человек вошел к
вдове, все, что он принес, все это принадлежит женщине.
§ 36. Если женщина еще живет в доме своего отца, либо ее муж
поселил ее в другом месте (?), и если ее муж удалился и не
оставил ей ни масла, ни шерсти, ни одежды, ни пищи, ни чего бы то
ни было, и она не получает никакой пищи (?), эта женщина должна
ждать своего мужа пять лет, она не может жить с другим мужем.
Если у нее есть сыновья, пусть они нанимаются и зарабатывают,
женщина же должна ждать своего мужа и (вообще) не может жить с
другим мужем. Если же сыновей у нее нет, она должна ждать своего
мужа пять лет. По наступлении шестого года она может уйти жить с
мужем, который ей угоден. Ее прежний муж, если он вернется26, не
может ее потребовать назад, она свободна для своего второго мужа.
Если же он опоздал сверх пяти лет, но задержался не по своей
воле, болезнь (?) ли его поразила, или он вынужден был
задержаться, или его ошибочно схватили как вора, то по
возвращении он может доказать это, дать взамен своей жены другую
женщину и забрать свою жену. А если это царь послал его в другую
страну, и он задержался сверх пяти лет, его жена должна его
ждать, она не может жить с другим мужем. Если она до истечения
пяти лет стала жить с другим мужем и родила, ее муж по
возвращении может, поскольку она не ждала его согласно договору,
но была взята замуж, забрать ее вместе с ее (незаконно прижитым)
приплодом.
§ 37. Если человек отвергает свою жену, то, если он
пожелает, он может дать ей что-нибудь; если не пожелает, может не
давать ей ничего, она уйдет ни с чем.
§ 38. Если женщина живет еще в доме своего отца, а ее муж
отвергает ее, то украшения, которые он надел на нее, он может
забрать. Брачный дар, который он принес, он не может потребовать
обратно, он сохраняется за женщиной.
§ 39. Если человек отдал замуж не свою дочь, а еще до этого
ее отец, задолжав, ее заложил27, и теперь пришел прежний
заимодавец28, он может получить возмещение цены женщины у
отдавшего ее замуж. Если возместить нечем, он может забрать
самого отдавшего замуж. Но если она была «оживлена», она свободна
для своего оживителя. А если взявший женщину замуж удовлетворил
заимодавца по поводу цены женщины — написал ли он (новый
долговой) документ, или удовлетворил иск иначе — тогда отдавший
ее замуж свободен29.
§ 40. Женщины, будь то замужние, будь то вдовы (?), будь то
... выходя на улицу, пусть не держат своих голов незакрытыми.
Дочери человека... будь то покрывалом, будь то одеждой, будь то
... должны быть закрыты, пусть они не держат своих голов
незакрытыми.... не должны закрываться, но, когда они одни
выходят на улицу, они должны быть закрытыми. Наложница, которая
ходит по улице со своей госпожой, должна быть закрыта. Храмовая
блудница, которая взята замуж, на улице должна быть закрыта, но
та, которая не взята замуж, на улице должна быть с непокрытой
головой, она не должна быть закрыта. Простая блудница не должна
быть закрыта, ее голова должна быть открыта. Тот, кто увидел
закрытой простую блудницу, должен ее схватить, представить
свидетелей и притащить ее ко входу во дворец. Не должно забирать
ее украшений, но схвативший ее может забрать ее одежду. Ей должно
дать 60 палочных ударов и облить ее голову смолой. Но если
человек увидел простую блудницу закрытой и отпустил ее, не привел
ее ко входу во дворец, этому человеку должно дать 50 палочных
ударов, донесший на него может забрать его одежду, ему должно
проткнуть уши, пропустить через них веревку и завязать ее на его
затылке, и в течение месяца он должен исполнять царскую работу.
Рабыни не должны быть закрыты; кто увидел закрытую рабыню, должен
схватить ее и привести ко входу во дворец. Ей должно отрезать
уши, а схвативший ее может забрать ее одежду. Если же человек
увидел рабыню закрытой и отпустил ее, не привел ее ко входу во
дворец, и его в том клятвенно обвинили и уличили, ему должно дать
50 палочных ударов, ему должно проткнуть уши, пропустить через
них веревку и завязать ее на его затылке, донесший на него может
забрать его одежду, и в течение месяца он должен исполнять
царскую работу.
§ 41. Если человек желает «закрыть» свою наложницу30, он
должен созвать 5-6 однообщинников (?) и «закрыть» ее в их
присутствии, говоря: «Она—моя жена». После этого она — его жена.
Наложница, которая не была «закрыта» при свидетелях, чей муж не
сказал: «Она — моя жена», — не супруга, но наложница.
Если человек умер, а у его «закрытой» 31 жены нет сыновей,
сыновья наложницы — его сыновья, они получат долю в наследстве.
§ 42. Если человек в день, предназначенный для помазания,
возлил масло на голову дочери человека либо принесет блюда (?)
для угощения32, возврата быть не может.
§ 43. Если человек возлил масло на голову дочери человека
либо принес блюда (?) для угощения, а сын, которому он
предназначал жену, умер или пропал, он может отдать ее, кому
пожелает из прочих своих сыновей, от старшего до самого младшего,
которому десять лет. Если отец умер и сын, которому он
предназначал жену, тоже умер, но у умершего сына остался сын,
которому 10 лет, он может взять ее. Но если сыновья умершего сына
моложе 10 лет, отец дочери может, если пожелает, отдать свою дочь
одному из них, либо, если пожелает, может вернуть дары, равные
тем, что получил. Если сына нет, отец жениха должен вернуть
столько же, сколько получил: драгоценные камни и все прочее
несъедобное полностью, но он не должен возвращать съедобное.
§ 44. Если ашшурец или ашшурийка, живущие в доме человека в
качестве залога за их цену, были взяты за полную цену33, то
заимодавец может их бить, таскать (за волосы), калечить (?) или
протыкать их уши.
§ 45. Если женщина отдана замуж, но ее мужа забрал враг, а
свекра или сына у нее нет, она должна два года оставаться верной
своему мужу. Если в течение этих двух лет у нее не окажется еды,
она должна пойти и объявить об этом. Если она — приписная (??)
дворца34, то... (начальник??) ее должен ее кормить, а она должна
работать на него. Если же она — жена хупшу35, то его...
(командир??) должен ее кормить, а она должна работать на него. А
если ее муж нес в своем общинном поселении повинность36 за поле и
дом, она должна пойти и объявить судьям так: «Мне нечего есть!»
Судьи должны вопросить старосту и старейшин общинного поселения37
и, поелику он нес повинность за поле в этом общинном поселении,
должно выдать ей поле и дом для ее содержания на два года и
передать ей. Она должна там жить, и ей должны написать табличку.
По истечении двух лет она может поселиться с новым мужем по
своему желанию, и ей должны написать табличку, как вдове.
Если затем ее отсутствовавший муж возвратился в страну, он
может забрать свою жену, которая вновь вышла замуж. Он не может
потребовать детей, которых она родила новому мужу, но лишь новый
муж может их забрать. Поле и дом, которые были проданы за полную
цену ради ее пропитания, он, если он не поступает вновь на
царскую службу, может выкупить за ту же цену и забрать. Если же
он не возвратился, умер в другой стране, царь может отдать его
поле и дом, куда захочет38.
§ 46. Если женщина, чей муж умер, не уходит из своего дома
после смерти своего мужа, а ее муж ничего не отписал ей, она
может жить у одного из своих сыновей, по своему желанию. Сыновья
ее мужа должны ее кормить, они должны заключить соглашение по
поводу ее пищи и питья, как бы для любимой невестки. Если же она
— вторая жена, а сыновей у нее нет, она может жить у одного из
сыновей мужа, а они должны сообща ее кормить. Если сыновья у нее
есть, а сыновья первой жены не желают ее кормить, она может жить
в доме одного из своих собственных сыновей, где пожелает. Ее
собственные сыновья должны ее кормить, а она должна работать для
них. Но если один из сыновей ее мужа принял ее39, тот, кто ее
принял, будет ее кормить, а ее собственные сыновья не обязаны ее
кормить.
§ 47. Если человек или женщина40 изготовили колдовское
зелье, и оно было обнаружено в их руках, и их клятвенно обвинили
и уличили, этого чародея должно убить. Человек, который видел
изготовление колдовского зелья или слыхал об этом из уст очевидца
приготовления зелья, сказавшего ему: «Я сам видел это», - этот
свидетель должен явиться и сказать царю. Если очевидец отрицает
сказанное царю, доноситель должен сказать перед богом Быком,
сыном Шамаша: «Клянусь, он мне сказал!» — и он будет свободен.
Очевидца же, который говорил, а потом отрицал, царь пусть
допросит хорошенько, как пожелает, и допытается до его задних
мыслей. Жрец-заклинатель в день, когда он творит очищение, должен
заставить этого человека говорить и должен сказать ему так: «Ни с
кем41 вы не освободитесь от клятвы во имя царя и его сына, коей
ты теперь будешь связан, ты будешь связан словами этой таблички,
которые свяжут тебя во имя царя и его сына».
§ 48. Если человек, в чьем доме живет по причине долга дочь
его должника, спросит ее отца, он может выдать ее замуж, но если
ее отец не согласен, он не должен ее выдавать. Если же отец ее
умер, он должен спросить одного из ее братьев, а тот должен
сказать прочим ее братьям. Если кто из братьев сказал: «Сестру
мою в течение одного месяца я освобожу», и если в течение одного
месяца он не освободил, кредитор, если пожелает, может ее
очистить от долга и выдать ее замуж...
§ 49. (Непонятен из-за сильных повреждений)
§ 50. Если человек ударил жену человека и причинил ей
выкидыш, должно поступить с женой человека, причинившего выкидыш
жене другого человека, так, как он поступил с ней. За ее плод он
должен возместить жизнь за жизнь. Если же эта женщина умерла,
человека должно убить, а за ее плод он должен возместить жизнь за
жизнь. А если муж этой женщины не имел сына, а тот ударил его
жену, и она выкинула, за плод ее ударившего должно убить, но если
ее плод — девочка, он должен возместить жизнь за жизнь.
§ 51. Если человек ударил женщину, которая не выращивает
детей, и причинил ей выкидыш, наказание таково: 2 мины олова он
должен отдать.
§ 52. Если человек ударил проститутку, и причинил ей
выкидыш, должно нанести ему удар за удар, и он должен возместить
жизнь за жизнь.
§ 53. Если женщина самовольно причинила себе выкидыш и ее в
том клятвенно обвинили и уличили, должно посадить ее на кол и не
хоронить. Если она по причине выкидыша умерла, должно тем не
менее посадить ее на кол и не хоронить. Если эту женщину, когда
она выкидывала, скрыли и не сказали царю...
§ 54. (Разбито.)
§ 55. Если человек дочь человека, которая живет в доме
своего отца и которую еще не сватали у отца, которую не лишили
невинности, не взяли замуж и по поводу которой истец не
предъявлял требований к роду ее отца, — если человек, будь то в
поселении либо вне его, будь то ночью на улице, будь то в амбаре,
будь то во время праздника в поселении, силой принудил девушку и
обесчестил ее, отец девушки может взять жену человека,
обесчестившего девушку, и предать ее бесчестию. Он не обязан
возвращать ее ее мужу, может ее забрать. Отец может отдать в жены
свою обесчещенную дочь обесчестившему ее. Если жены у него нет,
обесчестивший должен уплатить втройне серебро — цену девушки;
обесчестивший ее должен взять ее в жены и не может ее отвергнуть.
Если отец не желает, он может получить втройне серебро — цепу
девушки и отдать ее, кому пожелает.
§ 56. Если девушка по своей воле отдалась человеку, человек
должен в том поклясться и не должно трогать его жену.
Обесчестивший девушку должен уплатить втройне серебро — цену
девушки, а ее отец может поступить со своей дочерью как ему
угодно.
§ 57. Будь то избиение, будь то... жены человека, что
записаны в табличке (в виде наказания), должно совершаться перед
судьями (?)42.
§ 58. При всех наказаниях, будь то вырывание, будь то
отрезание чего-либо у жены человека, пусть будет извещен и
жрец-каллу, пусть он придет, как записано в табличке.
§ 59. Сверх наказаний для жены человека, записанных в
табличке, человек может бить свою жену, таскать за волосы,
повреждать и прокалывать ее уши. Вины в том нет.