КАК ПРОХОДИЛИ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.
По всем греческим городам разъезжали специальные послы. Они появлялись на городских площадях в Афинах и Спарте, их видели в греческих городах Малой Азии и на цветущих берегах Черного моря, населенных греками. Всюду, где только появлялись эти послы, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением.
Что же сообщали грекам эти послы, которых встречали с такой радостью и нетерпением? Они сообщали о дне предстоящего великого празднества — знаменитых олимпийских играх. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса через каждые четыре года. Это был общегреческий праздник.
Но не только о дне начала игр сообщали послы на площадях греческих городов. Они провозглашали условия священного мира, который объявлялся на время празднеств. Всякие военные действия, где бы они ни происходили, немедленно прекращались. На нарушителей этого условия налагался большой штраф. Для всех племен и народов, принимающих участие в празднествах, страна, где находится святилище Зевса, — священна и неприкосновенна. Всякий, кто обидит путника, направляющегося на олимпийские празднества, также подвергается проклятию и штрафу.
И вот уже со всех сторон потянулись в Элиду (область в Древней Греции, где находилась Олимпия) торжественные делегации и посольства. Ионическое море и широкое устье реки Алфея наполнилось празднично убранными кораблями, прибывшими сюда из многочисленных греческих колоний по берегам Азии, Африки, Италии и Сицилии. По всем дорогам Греции люди спешили на празднества в Олимпию. Некоторые ехали верхом или на повозках, но большинство народа шло просто пешком. Хотя в празднествах принимали участие и присутствовали только мужчины, все равно число гостей измерялось многими тысячами. Олимпийский стадион, где происходил бег и другие гимнастические упражнения, вмещал 40 тысяч человек и был всегда переполнен. На берегу реки Алфея во время празднеств вырастал целый город из палаток и шалашей. Вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, тут шла оживленная торговля самыми разнообразными предметами.
Путник, попавший в Олимпию после долгих дней пути, оглушен шумом многотысячной толпы, наполняющей священную рощу и достопримечательные места: храмы, жертвенники, стадион, ипподромы. Пока еще не начались игры, он спешит осмотреть эти достопримечательности. Вот священная роща Альтис, где стоят бронзовые статуи победителей на олимпийских играх. Вот алтарь Зевса, где в этот момент готовится жертвоприношение. К алтарю подходит торжественная процессия. Во главе ее должностные лица Элиды в белых одеяниях, расшитых золотом, с развевающимися пурпурными лентами. Вслед за ними идут члены посольства, совершающего жертвоприношение. Процессию замыкают рабы, несущие дары богам и подгоняющие жертвенных животных. А вот знаменитый зал Эхо, в котором можно слышать, как стены повторяют каждое сказанное слово семь раз. Вот, наконец, и главная достопримечательность рощи — храм Зевса с его статуей, изваянной величайшим греческим скульптором — Фидием.
Зародились Олимпийские игры в то время, когда в Древней Греции власть принадлежала аристократии, рассматривавшей совершенство тела и духа чуть ли не как свою наследственную принадлежность. Поэтому/с самого начала к участию в Играх не допускались рабы, иностранны и вообще люди, не обладающие всей полнотой гражданских прав. Однако и позднее, после установления во многих городах-государствах демократического строя, Олимпийские игры по-прежнему сохраняли элитарный характер. Во многом это определялось и тем, что подготовка к соревнованиям в палестрах или гимнасиях, путешествие в Олимпию, месячная подготовка в Олимпии и участие в состязаниях требовали исключительно много времени и обходились недешево. Поэтому далеко не каждый житель Греции, даже не ущемленный в гражданских правах, мог позволить себе подготовку и участие в олимпийских состязаниях. Однако постепенно, особенно в IV в. до н.э., в Играх стали принимать участие представители средних и низших слоев общества. Появились спортсмены из грекоязычных районов, не относящихся к Древней Греции.
Спортсмены-аристократы, доминировавшие на первых древних Олимпийских играх, не сошли со сцены, как иногда указывается в литературе. Утверждение, что спортсмены-аристократы постепенно вышли из олимпийского спорта, — не более чем миф. Другой миф заключается в том, что спортсмены-аристократы перешли на легкую атлетику, оставив тяжелые и "кровавые" виды спорта простому народу
К участию в Олимпийских играх не допускались те, кто пролил кровь и не искупил свою вину. Не имели права участвовать в Играх и те, кто совершил кражу в храме. Если выяснялось, что люди, совершившие такие преступления, проникали на Игры, то исключались не только они, но и целые общины. Вопрос о допуске к Олимпийским играм решали судьи-элланодики и их решение являлось окончательным.
Олимпийские игры посвящались верховному богу — громовержцу Зевсу. Замужним женшинам, согласно существовавшим в Древней Греции законам, запрещалось участвовать в любых торжествах в его честь. Поэтому гречанки не могли присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Лишь одной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем — жрице богини Деметры, святилище которой также находилось в Олимпии. Со временем стали допускать женщин к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве владелиц колесниц и лошадей. Первой женщиной, получившей право самой управлять колесницей, была Киниска, жена спартанского царя
Агесилая (IV в. до н.э.), а в 288 г. „до н.э. некая Белистиха из Македонии победила в гонках на колесницах, запряженных молодыми лошадьми.
Участники соревнований тренировались и выступали нагими, хотя первоначально на Олимпийских играх атлеты соревновались в набедренных повязках, а обнаженность считалась унизительной. Существует несколько версий о происхождении этого обычая. По одной из них, поначалу спортсмены носили набедренную повязку или небольшой передник из кожи, но в 720 г. до н.э. от них отказались, после того как один из бегунов во время забега потерял это прикрытие наготы, но не смутился и мужественно добежал до цели, опередив остальных. Другая версия более увлекательная: как известно, замужние женщины не имели права посещать Игры, однако Каллипетира, дочь знаменитого в Греции олимпио-ника Диагора с острова Родос, мечтала о такой же славе для своего сына и, когда он должен был выступать в Олимпии, пожелала непременно стать свидетельницей его успехов. Она пробралась на места для зрителей, переодевшись" тренером. Сын ее одержал победу, и.счастливая мать, позабыла обо всем, выбежала на стадией Но в тесноте и суматохе чей /порвали^ одежду, и ее тайна раскрылась. Уважая заслуги Диагора, судьи не наказали честолюбивую мать, однако, чтобы избежать повторения подобных инцидентов в будущем, постановили, что как спортсмены, так и тренеры должны являться на Игры нагими. Есть предположение, что обычай этот сложился под влиянием спартанцев, ведь в Спарте в торжественных шествиях, гимнастических упражнениях и плясках нагими выступали и юноши и девушки. Более вероятно все же, что для состязаний, требовавших немалой затраты сил, послужил образцом физический труд земледельца, которому Вергилий советовал: "Голый паши, сей голый". Больше всех устраивал этот обычай скульпторов, получавших прекрасную возможность созерцать человеческое тело, позы бегунов, метателей копий или дисков, борцов, их движения, напряжение мышц, дабы затем запечатлеть в изваяниях различные моменты состязаний.
Олимпиоников (победителей Игр венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в Священной роще. Первым олимпиоником, награжденным таким венком, стал бегун Диаклис. Это произошло на. Играх 7-й Олимпиады в 752 г. до н.э. Венок из оливковых ветвей, который победитель вешал потом у своего домашнего очага, приносил его обладателю почет и лаву не только в родном городе, но и во всем государстве, а его семье — честь и уважение всех соотечественников.
Награды присуждали и раздавали судьи. На Играх создавали три судейские коллегии: для пентатлона, для состязаний на кодесницах, для прочих видов соревнований. Когда Игры заканчивались и судьи принимали решение, объявлялись результаты, оглашалось имя победителя и название той местности, откуда он прибыл в Олимпию. Олимпионики обладали правом возложить принесенные по обету дары Зевсу на его алтарь в Священной роще, а также поставить от своего имени статую в Олимпии, аллегорически изображавшую тот вид спорта, в котором выделился победитель; ему позволялось увековечить на статуе свое имя, навсегда входившее таким образом в историю Игр. Знаком особого отличия было позволение придать лицу статуи сходство с лицом увенчанного оливковыми ветвями победителя. Поначалу статуи были изготовлены из дерева, лишь со временем их стали делать из камня или бронзы. Иногда эти изваяния являлись произведениями выдающихся скульпторов, которые приезжали на Игры и там работали. Существовала, например, знаменитая мастерская Фидия в Олимпии. Предполагают, что скульпторы чаще всего не заботились о сходстве, а создавали идеализированные образы, предназначенные для-того, чтобы сохранить память о победе на Играх. Художник не всегда даже знал лично победителя, доблесть которого он хотел увековечить, только изредка он располагал словесным портретом олимпионика. Обычай, по которому спортсмен, трижды победив на Олимпийских играх, получал право иметь в Олимпии свою статую, наделенную его чертами лица, сложился несомненно во времена более поздние. Ведь вплоть до V в. до н.э. греки рассматривали победу на Играх не столько как проявление личных способностей олимпионика, сколько как знак особой божественной милости, дарованной победителю.