Олимпионики

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым — и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, — был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов — уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику.

Другой выдающийся атлет — Леонид из Родоса — на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э — 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 — в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих — за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

На список, в котором значатся победители игр почти за три с лишним столетия, ориентировались античные историки. Однако последний крупнейший греческий историк Полибий считал, что имена олимпиоников начали записывать с 27-й Олимпиады (672 до н. э.), а до этого их держали в памяти устроители игр. После Гиппия список олимпиоников вели, по-видимому, жрецы храма Зевса. Современные ученые полагают, что в полном олимпийском бассикалии насчитывается 1029 имен победителей игр древности.

История сохранила имена тех, кто первым завоевал почетнейшее звание в отдельных видах состязаний:

Дромос (бег на стадий) — Корэб из Элиды — 1-я Олимпиада (776 до н. э.).

Дромос (эфебы) — Полиник из Элиды — 37-я Олимпиада (632 до н. э.).

Диаулос (двойной бег на стадий) — Ипен из Элиды — 14-я Олимпиада (724 до н. э.).

Долихос (долгий бег) — Аканф из Спарты — 15-я Олимпиада (720 до н. э.).

Борьба — Эврибат из Спарты — 18-я Олимпиада (708 до н. э.).

Борьба (эфебы) — Гиппосфен из Спарты — 37-я Олимпиада (632 до н. э.).

Пентатлон — Лампий из Спарты — 18-я Олимпиада (708 до н. э.).

Пентатлон (эфебы) — Евтелид из Спарты — 38-я Олимпиада (628 до н. э.).

Кулачный бой — Ономаст из Смирны — 23-я Олимпиада (688 до н. э.).

Кулачный бой (эфебы) — Филет (Филот) из Сибариса — 41-я Олимпиада (616 до н. э.).

Гонки квадриг — Пагонд (Пагон) из Фив — 25-я Олимпиада (680 до н. э.).

Панкратий — Ликдам из Сиракуз — 33-я Олимпиада (648 до н. э.).

Панкратий (эфебы) — Фодим из Александрии (Троада) — 145-я Олимпиада (200 до н. э.).

Скачки верховых — Краксид (Краксил) из Фессалии — 33-я Олимпиада (648 до н. э.).

Гоплитодром (бег гоплитов с оружием) — Дамарет (демарет) из Гереи — 65-я Олимпиада (520 до н. э.).

Гонки колесниц с парой коней — Евагор из Элиды — 93-я Олимпиада (408 до н. э.).

Конкурс глашатаев — Тимай из Элиды — 96-я Олимпиада (396 до н. э.).

Конкурс трубачей — Катес из Элиды — 96-я Олимпиада (396 до н. э.).

Список 10 выдающихся О лтмпиоников античности:

12 побед — Леонид с Родоса (164—152 до н. э.): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).

10 побед — Гериодор из Мегар (328—292 до н. э.): конкурс трубачей.

8 побед — Гермоген из Ксанфа в Ликии (81—89): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).

7 побед — Астил из Кротона/Сиракуз (488—480 до н. э.): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).

7 побед — Никокл из Спарты (100—96 до н. э.): бег (дромос, диаулос, долихос, гоплитодром).

6 побед — Гиппосфен из Спарты (632, 624—608 до н. э.): борьба.

6 побед — Милон из Кротона (540, 532—516 до н. э.): борьба.

5 побед — Хетомикл из Спарты (604—588 до н. э.): борьба.

5 побед — Филин с Коса (264—256 до н. э.): бег (дромос, диаулос).

5 побед — Деметрий с Саламина (229—237): бег (стадий), пентатлон.

Сотни Олимпиоников, среди которых были охотники и земледельцы, аристократы и полководцы, цари и тираны, а также будущие римские императоры, устанавливали в Олимпии за свой счет и на средства городов статуи с памятными надписями. Первый, кому было разрешено поставить свое изваяние, был Клисфен, тиран Сикиона, чья квадрига победила на 52-й Олимпиаде (502 до н. э.). По данным древних авторов, первой была установлена статуя в честь победителя состязаний в кулачном бое 59-й Олимпиады (544 до н. э.) Праксидама с острова Эгина. Самым древним О., удостоившимся олимпийской статуи, был Ойбот из Димая — лучший в дромосе на 6-й Олимпиаде (756 до н. э.), однако памятное изваяние соотечественники поставили ему в Олимпии лишь спустя 296 лет.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон — в панкратионе.

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И КОНЕЦ ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ.

Начиная с V-IVвв. до н.э. в Древней Греции Олимпийские игры постепенно отходят от тре­бований религии, все большее внимание обращается на зрелищность соревнований, их ис­пользование для повышения ав­торитета городов-государств и их правителей. Количество спортив­ных праздников постоянно воз­растает, в период между Олим­пийскими играми проводится множество других соревнований. Эти праздники щедро финанси­руются, в их программы, наряду с традиционными видами (бег, панкратион и др.), включаются зрелищные виды спорта — гонки на колесницах, скачки, бег с заж­женным факелом.

В Олимпийских играх в этот период участвуют представители многих стран европейского Сре­диземноморья и даже стран Азии. Снимаются запреты, дей­ствовавшие ранее: к соревнова­ниям допускаются иностранцы, а также выходцы из малоиму­щих слоев населения. Победите­ли соревнований награждаются большими.денежными призами и ценными подарками, получают они К материальные льготы в своих городах. Коммерческий характер состязаний, роскошь, в которой они проводились, посте­пенно размывают идеалы олимпизма, и спорт приобретает про­фессиональный характер.

Со временем спортивная под­готовка все в большей мере ори­ентировалась на успех в соревно­ваниях, что приносило славу, де­нежный доход и различные бла­га. Задачи воспитания отходили на второй план, что в конечном счете явилось одной из причин затухания спортивного движения в Древней Греции. На это, к при­меру, справедливо указывал Marrion: "Я отмечал, каким почетным было место, которое занимала спортивная практика среди достоинств древней куль­туры. Однако преувеличенное почитание явилось фатальным для спорта. Точно так, как и в на­шем веке, интерес к спорту, сла­ва, которой пользовались чемпио­ны, чрезмерное стремление отли­читься в больших международ­ных соревнованиях стимулиро­вали развитие профессионализ­ма, в соответствии с которым ат­лет из простого "любителя" пос­тепенно превращался в нечто очень исключительное. Облада­ние обостренным соревнователь­ным духом стало основой отбора очень квалифицированных спорт­сменов. Спорт превратился в профессию, не отличающуюся от любой другой, и больше ничего".

Изменяются и вкусы публи­ки. Богатые слои населения не только теряют интерес к актив­ной физической подготовке и участию в соревнованиях, но и к присутствию на них в качестве зрителей. Состязания становятся в основном народным развлече­нием, занятием для бедных, лю­дей с низким уровнем образова­ния и культуры. Удовлетворе­нию вкусов этих слоев населе­ния прежде всего способствова­ли грубые и жестокие зрелища. Красота телосложения, гармо­ничное физическое развитие, достижения в таких видах состязаний, как бег. метание копья, дисками т п., отходят на второй план. Наибольшей популярностью пользуются различные про­фессиональные виды: борьба, кулачный бой. Правила упроща­ются, разрешаются жестокие приемы. Например, кулачные бойцы стали использовать метал­лические приспособления — ме­таллические выступы между пальцами, торчащие из перепле­тенного ремнями кулака. Осна­щенная такими приспособления­ми рука превращалась в опасное оружие, которое могло не только покалечить, но и убить соперника. Кулачные бои превращались в жесточайшие поединки.

В таком же направлении раз­вивался и панкратион. Жесто­кость поединков стала поистине безграничной. Хотя, в отличие от кулачных боев, руки в панкратионе не были вооружены, однако правилами разрешались любые приемы, включая выдав­ливание глаз, любые удушения, удары и т.п.

Вполне понятно, что такой профессиональный спорт под­вергался резкой критике. Врачи отмечают вред таких занятий для здоровья человека, филосо­фы считают профессиональный спорт злом, разрушающим гар­монию тела и духа.

Высшие слои населения пос­тепенно ударяются в другую крайность. Активные физичес­кие упражнения, участие в сос­тязаниях постепенно подменя­ются различными направления­ми лечебной гимнастики и спо­собами ухода за телом. В гимна-сиях появляется множество по­мещений для отдыха и дискус­сий, строятся бани, кабинеты для массажа и растираний и др.

Профессионализация спорта в Древней Греции не была слу­чайным явлением, она стала пря­мым следствием политической, экономической и социальной жизни общества, которая и пре­допределяла постепенную тран­сформацию спорта, пересмотр его ценностей и идеалов.

Существует множество дока­зательств того, что победители Игр получали огромные денеж­ные призы — от 3000 до 6000 драхм. Этой суммы было доста­точно для семьи из трех-четырех человек, чтобы безбедно про­жить 5—10 лет.

Однако кризисные явления в древнегреческом олимпийском спорте приобрели особую остро­ту после.завоевания греческих государств^ римлянами в 146 г. до н.э. С утратой независимости произошли изменения;., полити­ческой, экономической и соци­альной "сторон жизни греческого общества, которые самым отри­цательным образом сказались на спорте, Многие соревнования были прекращены, резко сни­зился интерес к спорту. Заметно падает и престиж Олимпийских игр. Как и на заре своего зарож­дения, они начинают носить местный характер.

В римский период стали еще больше размываться идеалы древнегреческого спорта. Несмотря на то что некоторые императоры Рима, симпатизиро­вавшие олимпийским ценностям древних греков, пытались спо­собствовать развитию спорта, это не давало желаемых резуль­татов, так как римляне не суме­ли проникнуться духом олимпизма. Соревнования стали носить более грубый характер, особен­но в боксе, борьбе, панкратионе. Более того, в программах многих соревнований появились бои гладиаторов, схватки с дикими животными, что произошло под влиянием римлян. Именно в этот период появились первые про­фессиональные союзы атлетов, которые пользовались покрови­тельством и материальной под­держкой императоров. Члены профессиональных союзов участ­вовали в различных соревнова­ниях, где главными их конкурен­тами были представители других профессиональных союзов.

Судьба Игр была решена в период с 392 по 395 гг., и мы не знаем, были ли в 389 г. проведе­ны последние Игры. Известен лишь эдикт 392 г., подписанный императором Феодосией I и его сыновьями Аркадием и Гонорием, в котором сурово осуждались языческие традиции: жертво­приношения богам и духам, гада­ния по внутренностям животных и другие обряды. Соблюдение обычаев прежних веков рассмат­ривалось как величайшее госу­дарственное преступление. Олим­пийские игры также могли по­пасть под запрет, ведь они были посвящены Зевсу и начинались с принесения жертв. Но почему не могли продолжаться Игры после того, как их лишили религиозно­го, языческого элемента, если из­вестно, что сам Феодосии I не был противником спортив­ных соревнований как таковых и что в Антиохии игры, носив­шие даже название олим­пийских, проводились вплоть до 520 г.? Возможно, что в Антио­хии, городе многолюдном, бога­том и независимом по духу, им­ператор не решился отменить популярные спортивные празд­нества, опасаясь возмущения жителей и открытого мятежа. Зато в Олимпии, расположенной далеко от крупных городских центров, восстаний можно было не опасаться, ведь постоянных жителей там почти не было. Не­обязательно было запрещать са­ми Игры специальным эдиктом, достаточно было воспрепятство­вать участникам и зрителям про­живать. долгое время там, где они привыкли располагаться на время Игр. Не исключено также, что Игры были прекращены по­просту из-за нехватки денег на их регулярное проведение. Мес­тность, где находилась Олимпия, считалась одной из самых бед­ных в Элладе, населяли ее прос­тые пастухи. Существовавшие прежде денежные фонды Игр давно уже перешли в руки мес­тных римских властей или хрис­тианской церкви. Еще задолго до конца IV в. н.э. организаторы Олимпийских игр не раз испы­тывали финансовые трудности, и зачастую казалось, что знаме­нитые Игры вот-вот прекратятся.

О том, что существовало мно­го причин, приведших к упадку и прекращению Игр, указывает и профессор из Норвегии Pleket (1992). Он пишет: "По моему мне­нию, упадок Олимпийских игр явился результатом упадка урба­низированного образа жизни и благосостояния в Римской импе­рии в последние годы III в. до н.э. Игры не прекратились, а стали привлекать все меньше и меньше людей. Примечательно, что спи­сок олимпийских победителей практически завершается после 277 г. н.э. В этот же период (260—270 гг. н.э.) отмечалась зна­чительная инфляция римских де­нег. В своей статье "Олимпий­ские благодетели" я пытался по­казать, что олимпийские деятели Элиса полагались на пожертвова­ния богатых иностранцев, коро­лей и членов аристократических семей других городов Греции. Те­перь же города, в которых про­живала аристократия, подверга­лись значительным налогообло­жениям со стороны римлян, пос­тоянно увеличивавших налоги в связи со значительными военны­ми расходами. Это привело к об­нищанию греков, чем и можно объяснить причины упадка спор­та в целом и Олимпийских игр в частности. Начиная с IV в. н.э. тренер в гимнасиях стал превра­щаться в своего рода врача, кото­рый "ремонтировал" сломанные конечности и оказывал первую помощь. Христианство со своими атаками на тело, физическую культуру и спортивные соревно­вания доделало все остальное.

В 395 г. на берегах Алфея на территории Олимпии произошло крупное сражение византийцев и готов, в результате которого сильно пострадали спортивные сооружения и другие объекты, использовавшиеся при проведе­нии Олимпийских игр. Заверши­ли разрушение Олимпии силь­ные землетрясения, произошед­шие в VI в. н.э., а также сожже­ние остатков языческих храмов по приказу Феодосия II (426 г.). В дальнейшем Олимпия была пол­ностью погребена под толстым слоем песка и ила после крупно­го наводнения — разлива рек Алфей и Кладей.

Трудно сказать, что было главным: экономическая сла­бость, неспособность финансо­вой поддержки гимнасиев, спорт­сменов и Игр, изменение мента­литета или атаки со стороны христианской церкви. Общест­венный хаос и неспокойствие могли разрушить как материаль­ную основу древнего спорта, так и веру в него. Христианство раз­рушило языческую веру. И хотя Европа должна благодарить христианскую церковь за мно­гое, тем не менее она совершила одно плохое деяние: уничтожила массовый спорт, которым в древности занимались спортсме­ны и многие болельщики. Что касается запрета Игр императо­ром Феодосией I, то он лишь ус­корил и завершил процесс, на­чавшийся намного раньше".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: