Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.
Самым знаменитым — и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, — был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов — уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику.
Другой выдающийся атлет — Леонид из Родоса — на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э — 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 — в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих — за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
На список, в котором значатся победители игр почти за три с лишним столетия, ориентировались античные историки. Однако последний крупнейший греческий историк Полибий считал, что имена олимпиоников начали записывать с 27-й Олимпиады (672 до н. э.), а до этого их держали в памяти устроители игр. После Гиппия список олимпиоников вели, по-видимому, жрецы храма Зевса. Современные ученые полагают, что в полном олимпийском бассикалии насчитывается 1029 имен победителей игр древности.
История сохранила имена тех, кто первым завоевал почетнейшее звание в отдельных видах состязаний:
Дромос (бег на стадий) — Корэб из Элиды — 1-я Олимпиада (776 до н. э.).
Дромос (эфебы) — Полиник из Элиды — 37-я Олимпиада (632 до н. э.).
Диаулос (двойной бег на стадий) — Ипен из Элиды — 14-я Олимпиада (724 до н. э.).
Долихос (долгий бег) — Аканф из Спарты — 15-я Олимпиада (720 до н. э.).
Борьба — Эврибат из Спарты — 18-я Олимпиада (708 до н. э.).
Борьба (эфебы) — Гиппосфен из Спарты — 37-я Олимпиада (632 до н. э.).
Пентатлон — Лампий из Спарты — 18-я Олимпиада (708 до н. э.).
Пентатлон (эфебы) — Евтелид из Спарты — 38-я Олимпиада (628 до н. э.).
Кулачный бой — Ономаст из Смирны — 23-я Олимпиада (688 до н. э.).
Кулачный бой (эфебы) — Филет (Филот) из Сибариса — 41-я Олимпиада (616 до н. э.).
Гонки квадриг — Пагонд (Пагон) из Фив — 25-я Олимпиада (680 до н. э.).
Панкратий — Ликдам из Сиракуз — 33-я Олимпиада (648 до н. э.).
Панкратий (эфебы) — Фодим из Александрии (Троада) — 145-я Олимпиада (200 до н. э.).
Скачки верховых — Краксид (Краксил) из Фессалии — 33-я Олимпиада (648 до н. э.).
Гоплитодром (бег гоплитов с оружием) — Дамарет (демарет) из Гереи — 65-я Олимпиада (520 до н. э.).
Гонки колесниц с парой коней — Евагор из Элиды — 93-я Олимпиада (408 до н. э.).
Конкурс глашатаев — Тимай из Элиды — 96-я Олимпиада (396 до н. э.).
Конкурс трубачей — Катес из Элиды — 96-я Олимпиада (396 до н. э.).
Список 10 выдающихся О лтмпиоников античности:
12 побед — Леонид с Родоса (164—152 до н. э.): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).
10 побед — Гериодор из Мегар (328—292 до н. э.): конкурс трубачей.
8 побед — Гермоген из Ксанфа в Ликии (81—89): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).
7 побед — Астил из Кротона/Сиракуз (488—480 до н. э.): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).
7 побед — Никокл из Спарты (100—96 до н. э.): бег (дромос, диаулос, долихос, гоплитодром).
6 побед — Гиппосфен из Спарты (632, 624—608 до н. э.): борьба.
6 побед — Милон из Кротона (540, 532—516 до н. э.): борьба.
5 побед — Хетомикл из Спарты (604—588 до н. э.): борьба.
5 побед — Филин с Коса (264—256 до н. э.): бег (дромос, диаулос).
5 побед — Деметрий с Саламина (229—237): бег (стадий), пентатлон.
Сотни Олимпиоников, среди которых были охотники и земледельцы, аристократы и полководцы, цари и тираны, а также будущие римские императоры, устанавливали в Олимпии за свой счет и на средства городов статуи с памятными надписями. Первый, кому было разрешено поставить свое изваяние, был Клисфен, тиран Сикиона, чья квадрига победила на 52-й Олимпиаде (502 до н. э.). По данным древних авторов, первой была установлена статуя в честь победителя состязаний в кулачном бое 59-й Олимпиады (544 до н. э.) Праксидама с острова Эгина. Самым древним О., удостоившимся олимпийской статуи, был Ойбот из Димая — лучший в дромосе на 6-й Олимпиаде (756 до н. э.), однако памятное изваяние соотечественники поставили ему в Олимпии лишь спустя 296 лет.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон — в панкратионе.
КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И КОНЕЦ ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ.
Начиная с V-IVвв. до н.э. в Древней Греции Олимпийские игры постепенно отходят от требований религии, все большее внимание обращается на зрелищность соревнований, их использование для повышения авторитета городов-государств и их правителей. Количество спортивных праздников постоянно возрастает, в период между Олимпийскими играми проводится множество других соревнований. Эти праздники щедро финансируются, в их программы, наряду с традиционными видами (бег, панкратион и др.), включаются зрелищные виды спорта — гонки на колесницах, скачки, бег с зажженным факелом.
В Олимпийских играх в этот период участвуют представители многих стран европейского Средиземноморья и даже стран Азии. Снимаются запреты, действовавшие ранее: к соревнованиям допускаются иностранцы, а также выходцы из малоимущих слоев населения. Победители соревнований награждаются большими.денежными призами и ценными подарками, получают они К материальные льготы в своих городах. Коммерческий характер состязаний, роскошь, в которой они проводились, постепенно размывают идеалы олимпизма, и спорт приобретает профессиональный характер.
Со временем спортивная подготовка все в большей мере ориентировалась на успех в соревнованиях, что приносило славу, денежный доход и различные блага. Задачи воспитания отходили на второй план, что в конечном счете явилось одной из причин затухания спортивного движения в Древней Греции. На это, к примеру, справедливо указывал Marrion: "Я отмечал, каким почетным было место, которое занимала спортивная практика среди достоинств древней культуры. Однако преувеличенное почитание явилось фатальным для спорта. Точно так, как и в нашем веке, интерес к спорту, слава, которой пользовались чемпионы, чрезмерное стремление отличиться в больших международных соревнованиях стимулировали развитие профессионализма, в соответствии с которым атлет из простого "любителя" постепенно превращался в нечто очень исключительное. Обладание обостренным соревновательным духом стало основой отбора очень квалифицированных спортсменов. Спорт превратился в профессию, не отличающуюся от любой другой, и больше ничего".
Изменяются и вкусы публики. Богатые слои населения не только теряют интерес к активной физической подготовке и участию в соревнованиях, но и к присутствию на них в качестве зрителей. Состязания становятся в основном народным развлечением, занятием для бедных, людей с низким уровнем образования и культуры. Удовлетворению вкусов этих слоев населения прежде всего способствовали грубые и жестокие зрелища. Красота телосложения, гармоничное физическое развитие, достижения в таких видах состязаний, как бег. метание копья, дисками т п., отходят на второй план. Наибольшей популярностью пользуются различные профессиональные виды: борьба, кулачный бой. Правила упрощаются, разрешаются жестокие приемы. Например, кулачные бойцы стали использовать металлические приспособления — металлические выступы между пальцами, торчащие из переплетенного ремнями кулака. Оснащенная такими приспособлениями рука превращалась в опасное оружие, которое могло не только покалечить, но и убить соперника. Кулачные бои превращались в жесточайшие поединки.
В таком же направлении развивался и панкратион. Жестокость поединков стала поистине безграничной. Хотя, в отличие от кулачных боев, руки в панкратионе не были вооружены, однако правилами разрешались любые приемы, включая выдавливание глаз, любые удушения, удары и т.п.
Вполне понятно, что такой профессиональный спорт подвергался резкой критике. Врачи отмечают вред таких занятий для здоровья человека, философы считают профессиональный спорт злом, разрушающим гармонию тела и духа.
Высшие слои населения постепенно ударяются в другую крайность. Активные физические упражнения, участие в состязаниях постепенно подменяются различными направлениями лечебной гимнастики и способами ухода за телом. В гимна-сиях появляется множество помещений для отдыха и дискуссий, строятся бани, кабинеты для массажа и растираний и др.
Профессионализация спорта в Древней Греции не была случайным явлением, она стала прямым следствием политической, экономической и социальной жизни общества, которая и предопределяла постепенную трансформацию спорта, пересмотр его ценностей и идеалов.
Существует множество доказательств того, что победители Игр получали огромные денежные призы — от 3000 до 6000 драхм. Этой суммы было достаточно для семьи из трех-четырех человек, чтобы безбедно прожить 5—10 лет.
Однако кризисные явления в древнегреческом олимпийском спорте приобрели особую остроту после.завоевания греческих государств^ римлянами в 146 г. до н.э. С утратой независимости произошли изменения;., политической, экономической и социальной "сторон жизни греческого общества, которые самым отрицательным образом сказались на спорте, Многие соревнования были прекращены, резко снизился интерес к спорту. Заметно падает и престиж Олимпийских игр. Как и на заре своего зарождения, они начинают носить местный характер.
В римский период стали еще больше размываться идеалы древнегреческого спорта. Несмотря на то что некоторые императоры Рима, симпатизировавшие олимпийским ценностям древних греков, пытались способствовать развитию спорта, это не давало желаемых результатов, так как римляне не сумели проникнуться духом олимпизма. Соревнования стали носить более грубый характер, особенно в боксе, борьбе, панкратионе. Более того, в программах многих соревнований появились бои гладиаторов, схватки с дикими животными, что произошло под влиянием римлян. Именно в этот период появились первые профессиональные союзы атлетов, которые пользовались покровительством и материальной поддержкой императоров. Члены профессиональных союзов участвовали в различных соревнованиях, где главными их конкурентами были представители других профессиональных союзов.
Судьба Игр была решена в период с 392 по 395 гг., и мы не знаем, были ли в 389 г. проведены последние Игры. Известен лишь эдикт 392 г., подписанный императором Феодосией I и его сыновьями Аркадием и Гонорием, в котором сурово осуждались языческие традиции: жертвоприношения богам и духам, гадания по внутренностям животных и другие обряды. Соблюдение обычаев прежних веков рассматривалось как величайшее государственное преступление. Олимпийские игры также могли попасть под запрет, ведь они были посвящены Зевсу и начинались с принесения жертв. Но почему не могли продолжаться Игры после того, как их лишили религиозного, языческого элемента, если известно, что сам Феодосии I не был противником спортивных соревнований как таковых и что в Антиохии игры, носившие даже название олимпийских, проводились вплоть до 520 г.? Возможно, что в Антиохии, городе многолюдном, богатом и независимом по духу, император не решился отменить популярные спортивные празднества, опасаясь возмущения жителей и открытого мятежа. Зато в Олимпии, расположенной далеко от крупных городских центров, восстаний можно было не опасаться, ведь постоянных жителей там почти не было. Необязательно было запрещать сами Игры специальным эдиктом, достаточно было воспрепятствовать участникам и зрителям проживать. долгое время там, где они привыкли располагаться на время Игр. Не исключено также, что Игры были прекращены попросту из-за нехватки денег на их регулярное проведение. Местность, где находилась Олимпия, считалась одной из самых бедных в Элладе, населяли ее простые пастухи. Существовавшие прежде денежные фонды Игр давно уже перешли в руки местных римских властей или христианской церкви. Еще задолго до конца IV в. н.э. организаторы Олимпийских игр не раз испытывали финансовые трудности, и зачастую казалось, что знаменитые Игры вот-вот прекратятся.
О том, что существовало много причин, приведших к упадку и прекращению Игр, указывает и профессор из Норвегии Pleket (1992). Он пишет: "По моему мнению, упадок Олимпийских игр явился результатом упадка урбанизированного образа жизни и благосостояния в Римской империи в последние годы III в. до н.э. Игры не прекратились, а стали привлекать все меньше и меньше людей. Примечательно, что список олимпийских победителей практически завершается после 277 г. н.э. В этот же период (260—270 гг. н.э.) отмечалась значительная инфляция римских денег. В своей статье "Олимпийские благодетели" я пытался показать, что олимпийские деятели Элиса полагались на пожертвования богатых иностранцев, королей и членов аристократических семей других городов Греции. Теперь же города, в которых проживала аристократия, подвергались значительным налогообложениям со стороны римлян, постоянно увеличивавших налоги в связи со значительными военными расходами. Это привело к обнищанию греков, чем и можно объяснить причины упадка спорта в целом и Олимпийских игр в частности. Начиная с IV в. н.э. тренер в гимнасиях стал превращаться в своего рода врача, который "ремонтировал" сломанные конечности и оказывал первую помощь. Христианство со своими атаками на тело, физическую культуру и спортивные соревнования доделало все остальное.
В 395 г. на берегах Алфея на территории Олимпии произошло крупное сражение византийцев и готов, в результате которого сильно пострадали спортивные сооружения и другие объекты, использовавшиеся при проведении Олимпийских игр. Завершили разрушение Олимпии сильные землетрясения, произошедшие в VI в. н.э., а также сожжение остатков языческих храмов по приказу Феодосия II (426 г.). В дальнейшем Олимпия была полностью погребена под толстым слоем песка и ила после крупного наводнения — разлива рек Алфей и Кладей.
Трудно сказать, что было главным: экономическая слабость, неспособность финансовой поддержки гимнасиев, спортсменов и Игр, изменение менталитета или атаки со стороны христианской церкви. Общественный хаос и неспокойствие могли разрушить как материальную основу древнего спорта, так и веру в него. Христианство разрушило языческую веру. И хотя Европа должна благодарить христианскую церковь за многое, тем не менее она совершила одно плохое деяние: уничтожила массовый спорт, которым в древности занимались спортсмены и многие болельщики. Что касается запрета Игр императором Феодосией I, то он лишь ускорил и завершил процесс, начавшийся намного раньше".