double arrow

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАХСКИХ ЖУЗОВ


Этноним казах возникновение казахских жузов

Экономическое и культурное развитие Казахстана в XIV – XV веках

С XIV века земельное пожалование в Ак-Орде, ханстве Абулхаира стало называться сойургалами.

Широко практиковалась система тарханных пожалований.

Налоги и повинности в рассматриваемых государствах схожи. Основными видами налогов были: тагар – натуральный сбор продуктов для войска, калан – поземельная подать в оседлой зоне, купчур – подушная подать на содержание войск, почты, чиновников, зякет – налог со скота в пользу феодала в кочевой зоне, харадж и бадж – повинности оседлого населения по рытью каналов, ремонту дорог и т.д. Для мужчин главной повинностью была служба в войске своего сюзерена. Многие налоги носили скрытый характер, например, согум и сыбага.

Наиболее распространенным языком в XIV-XV веках был тюркский, а именно кипчакский его вариант. Шла смена восточнотюркских языков на западнотюркские. Обособились тюркские литературные языки трех групп: карлуко-уйгурской, уйгуро-огузской и кипчако-огузской (к ней относится современный казахский язык). Наравне с тюркским, в письменной литературе функционировали персидский, арабский языки. Уже к XV веку сложились основы казахского, татарского, крымско-татарского, азербайджанского, узбекского, туркменского литературных языков.

Наиболее интересные письменные памятники XIII-XV веков, созданные на кипчакском языке – «Тюркско-арабский словарь» 1245 года, «Кодекс куманикус» 14 века, отрывки русско-половецких словарей XIII-XIV веков. В начале 13 века было написано сочинение о грамматике тюркского языка, автором его был Мухаммад ибн Кайс, в XIV веке увидели свет поэмы «Махаббат-намэ» Хорезми и «Хусрау ва Ширин» Кутбы.

1Этноним «казах»

В казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «страна казахов».

Такое передвижение масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия, т.е. с конца 50-х до конца 60-х гг. XVв.(1455-1465гг.), на самом деле содействовало политическому объединению казахов и образованию казахского ханства.

Различают три основных вида формирования этнических объединений: 1) род-племя; 2) народ; 3) нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это осознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.




Первоначальный этноним «казах» - «Тысяча Алаша». Конечно, определение Кадыргали Жалаири «Тысяча Алаша» намного уже и незначительно по сравнению с казахскими родами и племенами, тем более нацией. Если выражение «Тысяча Алаша» напоминало военный союз, который начинал приобретать этническое значение, то слово «казах» - чисто этническое понятие, подразумевающее два исторических периода, два связанных друг с другом процесса. Небольшие группы найманов, алтынов, дулатов и других, некогда единых, сплоченных родов и племен, разбросанных среди татар, башкир, ногаев и других тюркоязычных народов, начали постепенно возвращаться к своим корням. Точно такой же процесс происходил и на казахской земле.

Казахские жузы появились не в силу экономических причин, а стали результатом сопротивления внешней агрессии

Вопрос о происхождении жузов, без всякого сомнения, является самым сложным во всей казахской истории. До сих пор нет однозначного ответа, почему появилась такая система распределения казахских племен, причем с иерархией по старшинству - Старший, Средний и Младший жузы. Марксисты объясняли историю объединения казахов по жузовому принципу хозяйственной целесообразностью. Однако ряд факторов свидетельствует о том, что консолидация племен происходила по внешнеполитическим причинам.



Традиционное казахское общество состоит из трех жузов: Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у ученых нет. У казахскихжузов имелись следующие особенности:

) внутреннее региональное единство;

) этническое единство;

) культурно-хозяйственная общность;

) общность политического руководства.

Жузы отличались внутренней сплоченностью и в руководстве властью. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана.Конкретные документы о казахскихжузах встречаются в литературе первой половины XVIII в. Прибывший в Младший жуз в 1731 г. по вопросу о подданстве России. А. Тевкелев сообщает: «Киргиз-кайсакская орда состоит из трех частей, а точнее: из Великого жуза, Среднего жуза и Малого жуза».

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: