Казахское ханства в 17 веках

Жеті Жаргы

Правовой (санкционированный) обычай - одна из наиболее древних форм права. Правовой обычай - это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи "око за око, зуб за зуб", т.н. принцип "талиона". Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. Как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. Основным актом, где были сосредоточены правовые обычаи являлся свод законов хана Тауке "Жеты Жаргы".

На исторической арене в конце семнадцатого столетия был хан Тауке (1680-1718 гг.) Тауке-хан, сын Жангир-хана, многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. В первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. Все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. Также хан Тауке впервые в Казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»). Это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества.

По некоторым историческим данным, на холме Мартобе (в нынешнем Сайрамском районе Южно-Казахстанской Области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного Казахского ханства Тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. Именно здесь Тауке-хан объявил свод законов "Жеты Жаргы", ставший первым сводом общеказахского права. Здесь же проводилась ханская торговая ярмарка.

Есим-хан (1598-1628). Младший брат Таукела. Опытный военачальник и одаренный политик. Главной своей целью считал преобразование Каз.ханства в единой централизованное государство. В начале 17в. внутри ханства усилились феодальные междоусобицы. Если хан Есим сделал своей ставкой Туркестан, то в Ташкенте объявил себя независимым ханом Турсун, начав от своего имени чеканить монеты. Он дважды давал клятву верности Есиму, но оба раза нарушал ее. Главной опорой Турсуна был многочисленный воинственный род катаган. Стремление хана Турсуна к единовластию, непризнание им власти Есима привели к двоевластию в стране. Но Есим объявил Турсуна равным себе правителем. Но когда в 1627г. усилились набеги ойратов на казахские земли, и Есим отправился в поход против них, хан Турсун напал на Туркестан, перебил множество населения, захватил в плен семью Есима. Узнав о мятеже Есим отправился в Ташкент. В 1621г. в окрестностях Ташкента состоялось сражение войск Есима и Турсуна. Турсун бежал, его воины захватили и отдали его Есиму. Хан Есим приговорил весь род катаган, участвовавший в мятеже, к уничтожению. Мятеж хана Турсуна получил название «Катаганское побоище». До настоящего времени сохранилось Уложение степных законов, известного как «Исконный путь хана Есима».

Жангир (1629-1652) Сын Есима. Отличался мужеством, выдержкой и дипломатическим талантом. За героические подвиги в борьбе с джунгарами в народе его стали называть Салкам (Внушительный). В первой половине XVII в. опасность потери казахских земель на востоке возросла в связи с образованием Джунгарского ханства в 1635г.

В период усиления джунгар и ослабления центральной власти в КХ ханский титул принадлежал Жангиру. До принятия ханского титула в 1629г., за героическую борьбу с джунгарами, Жангир вошел в историю как народный батыр. Победа 600 казахских воинов во главе с Жангиром над 50-тысячным джунгарским войском в Орбулакском сражении в 1643г.

После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан Биография Тауке-хана.

Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами.

Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар.

Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».

Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной.

Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: