Особенности архитектуры и скульптуры в культуре Двуречья (Месопотамии)

Развитие искусства Древнего Египта.

Египет - древнейшее государство мира, а его искусство - самый ранний вклад в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад в плодородной долине Нила возникли первые рабовладельческие деспотии, объединённые в конце IV тысячелетия до н.э., к тому времени восходят величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры. Египетская культура развивалась медленно, что объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени.

Историю Древнего Египта принято делить на следующие большие периоды: 1) додинастический период (IV тысячелетие до н.э.); 2) древнее царство (XXX-XXIV вв. до н.э.); 3) среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.); 4) новое царство (XVI-XI вв. до н.э.); 5) позднее время (XI в. до н.э. - 332 г. до н.э.).

Архитектура гигантских гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение. Пирамиды явились средоточием достижений древних египтян в области строительной техники, математики, астрономии и религии (пирамиды Хафра, Менкара, Хеопса). Монументальные храмовые постройки (храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре) поражают своими размерами и свидетельствуют о тяге архитекторов к культу грандиозного. Многочисленные пилоны, обелиски, колонны, покрытые иероглифическими надписями, представляют каменный архив Египта. В скульптуре также прослеживается тяга к колоссальному (статуи фараонов, сфинксы), отмечается статичность и следование определённым канонам.

Скульптура- голова Нефертити. Архитектура- пирамида Джоссера, пирамида Хеопса.

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: