double arrow

Вопрос №5. Роль софистов в истории образования


Краеугольным камнем афинского воспитания являлась гражданственность, безраздельная преданность каждого свободнорожденного - государству, когда понятие гражданин стало несравненно выше, чем человек.

Вопрос №4. Образование, обучение, воспитание в дем. Афинах 5-го века до н.э.

Обучение в школе - условие вхождение афинянина в мир культуры. Но основное присвоение культуры осущ. в жизни через каналы информационного и культурного воздействия обширного коммуникативного пространства, которое в отличии от соврем. СМИ обеспечивало двустороннею коммуникацию и позволяло выбрать Учителя. Процесс образования складывался как встречи с Учителями. В афинской культуре особо выпукло выступают маленькие группы общения –кружки, пирушки, дружеские встречи в гимнасии, гетерии которые всегда составляли едва ли не главную составляющую процесса образования и были очень значимы и в развитии нашей отечественной культуры.

Пишут о большой любознательности древних греков. Некий египетский жрец говорил Солону: "Вы, греки, - вечные дети, среди вас нет ни единого старика, все вы молоды душой».

Общение на Агоре, в Гимнасии, философские дебаты на пирах, популярность софистов-все это свидетельства огромной жажды познания, размышления, содержат. общения. Все коммуник. пространство Афин было и образоват. пространством и детей, и юношей, и взрослых.

В то же время научное знание, сдерживалось наличием института рабства.

«Уч. заведение» - «дидаскалейон», «школа» - «схолэ» в греч. языке - покой, отдых, досуг, времяпрепровождение на досуге.

Цель обучения афинской школе явл. осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского об­щества.

Задачи воспит. и уч. работы - дать обучающемуся ряд таких знаний, умений и техник, которые позволили бы ему пользоваться окр. Культурой, войти в об-во полноправных свободнорожд. эллинов, дали бы ему возможность разнообразно проводить досуг.

Воспитание имело 3 задачи — овладение навыками для введения в интеллект. и худ. деятельность, развитие культуры тела, а также приобщение к добродетели, то есть к тем нравственным ценностям, которые декларировались в обществе.

Эти задачи сначала брали на себя раздельно частныемусические и гимнастические школы. Посещение мусической школы ориентировочно падало на возраст 7-16 лет, с 12ти лет присоединялось также посещение школы гимнастической, а от 16-18 лет)—гос. гимнасиев. Обучение заканчивалось 2х летней эфебией — военной службой, соединенной с рядом образоват. моментов.

Платность частных мусической и гимнастической школ предназначали их в основном для иму­щих групп населения.

Дети менее со­стоятельных родителей также вступали в эти школы, оставаясь в них не до полного окончания «курса».

Еще сущ. частные школы с разл., но с более краткими сроками обучения. Школы эти ставили практ. задачи: за вознаграждение помочь овладеть чтением и письмом, что имело свое значение в любых имущ. слоях полноправ. населения торгового города.

Мусическая означало «искусство муз», т.е. литература, искусства и науки, которыми ведали эти бо­гини.

Нач. образование - обучение грамоте. Уцелели отрывки из так назыв. «Грамматической трагедии» Каллия. В этом произведении действую­щими лицами выступали буквы, которые в условиях разл. звуковых сочетаний выполняли «песнопения», знакомство с кото­рыми открывало путь к усвоению простейших слогов.

Наглядные приемы обучения грамоте: глиня­ные дощечки со слогами, напоминавшие наше современное лото, и т. д.

Чаще использовали навощенные дере­вянные дощечки. Для письма пользовались за­остренной метал. палочкой («стиль»).

Грамота - путь к знакомству с основными создани­ями греческой литературы, в первую очередь, Гомера.

Гомер. поэмы особенно сильно влияли на эллинскую привилегированную учащуюся молодежь, развивая в ней соот­в. отношение к жизни. Гесиод, знаменитый поэт VIII—VII вв., на которого так часто ссылается Платон, поскольку его «Труды и дни» открывали перед читателями широкую картину земледельческой жизни, правда, в дедовских архаических формах, а его «Теогония» отвечала на основные вопросы — о происхождении всякого бы­тия в мире.

В меньшей степени, читались др. авторы: в мусической школе штудировали с конца V в. великих афинских драматургов— Эсхила, Со­фокла, Еврипида и др. Последний автор с эпохи конца Пелопонес­ской войны стал одним из любимых школьных авторов.

В школах была так называемая гномическая поэзия, которая уже своим внешним оформлением —"в виде корот­ких, нравоучит. изречений и сентенций (Солон, , Феогнид)» — открывала широкие возможности для школьного использования.

Форма торжествен­ного гекзаметра придавалась нередко таким произведениям слова, которые были по своим задачам совершенно чужды поэзии, на­пример: юрид. постановлениям, моральным поучениям, изложениям философских систем и т. д. .

Трудность учителя литературы в греч. школе - он не только не мог обыкно­венно ничего задать ученикам приготовить на дом «по книгам», но и дать эти «книги» им на руки в школьной обстановке. Рукописная книга была редкостью, конечно, школьная книга же, в силу своей ценности, редко выпускалась учителем из рук. В связи с этим учителям приходилось нередко прибегать к диктовке целых страниц своим ученикам из книг .

Приходилось рассчитывать на память при использовании авторов для цитаты, сравнения и т. д., к чему прибегали не только в спец. целях (при публичных выступлениях) но, что являлось одним из приз­наков образованности, и в обычном жизненном обиходе.

При изучении авторов, большое внима­ние обращалось на произношение, текст не читался просто, а декламировался сначала учителем, далее учениками. Задача при этом сводилась к тому, чтобы учащиеся с самого начала научились сливать воедино содержание читаемого вслух отрывка и гармонию и ритм торжественного гекзаметра.

Греки придавали громадное значение занятиям музыкой. Мы находим у Аристотеля «... Тогда-то и введено было в круг шк. воспитания обучение игре на флейте... Впоследствии, однако, на основании полученного опыта, флейта была выведена из употребления, после того как (наши предки) научились лучше судить о том, что относится к добродетели и что к ней не относится. Ту же самую участь испытали и многие др. старинные инструменты, как, например, пектиды, барбиты, и вообще те инструменты— семи­угольники, самбики — игра на которых щекочет чувства слуша­телей и требует специальной виртуозности».

Причину — почему флейта потеряла свое место в ряду «школь­ных» инструментов, Аристотель видит в том, что «обучение игре на флейте не имеет никакого отношения к развитию интеллекту­альных качеств».

Оособенность греч. Уч. практики— неразрывную связь литер. и муз. образования. Кроме флейты использ. в школе лира и кифара.

Обучение пению в отд. моменты шк. жизни даже выступало на первый план т.к. готовились хоры детей и подростков для участия в агонах, связ. чаще всего с го­с. празд­никами .

При изучении математики в мусической школе проходились все 4 арифметических действия. Греки знали пропорции, вычисляли квадраты чисел и их кубы, извле­кали квадратный корень, умели производить сложные вычисления с дробями, на что имеются прямые указания, например, в диалогах Платона.Гиппократом было составлено систематическое, не дошедшее до нас изложение геометрии, которое в известном смысле мы можем рассматривать как первое учеб­ное пособие по данной дисциплине.

Между изучением лит. образцов и обучением музыке в греч. практике сущ. неразрывная связь постольку, поскольку музыка изучалась с целью аккомпанемента тех или других лите­ратурных произведений (пение, мелодекламация).Столетием позже в круг предметов, связанных с борьбою за ху­дожественную культуру, было включено также и рисование. Это новшество было связано с именем греч. худож­ника Памфила (основатель Сикионской школы живописи), работу в которой он строил на основе установления тесной связи между живописью и математикой. Надзор гос-ва за уч. делом в Афинах да­леко не имел систематич. Законче. х-ра.

Мусическая школа была частной организацией, вся пед. работа в ней протекала на основании договора руководителя школы с родителями. Афинские учителя происходили из сосло­вия странствующих певцов, обычных гостей домов эллинской аристократии еще в Гомеровскую эпоху. Такое происхождение учительства имело вполне реальные последствия.

Все источники говорят о незавидном положении учителя. Родители— относились к нему с тем же пренебрежением, как к любому платному ремесленному труду. Образоват. данных на открытие школы (кото­рая приравнивалась к мастерской) не требовалось вовсе, и только злоключения приводили человека к дверям школы в качестве учителя, что и нашло свое прекрасное выражение в изречении одного иониче­ского поэта: «Он или умер или обучает детей грамоте». Такому положению афинского учителя соответств. и нормы его оплаты. В афинской школе не полагалось каникул, зато было много праздничных дней .

При таких условиях трудно было учителям рассчитывать на приобретение авторитета среди своих учеников.

Большинство этих учителей стремилось достигнуть «успехов» в шк. занятиях, пуская в ход «надежное» и «испытанное» средство — палку. Нравы об-ва были таковы, что при всем пренебрежении к учителю, ему не только не препятствовали производить подобные экзекуции, но, наоборот, рассматривали их как одну из его обязанностей.

Гимнастическая школа (под покровительством бога Гермеса) также частное учреждение.

«Гимнастический» - от слова нагой, об­наженный – гимн. упражнения совершались без одежды. К этому следует также при­бавить, что слово гимнасия» «упражнение» — имело в греческом языке более широкий смысл, чем совр. слово «гимнастика.

Платон в «Протагоре» говорит: «Так еще, кроме того, посылают детей в школу гимнастики, чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приводилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне и в прочих делах».

С 12 -14 лет шла параллельная работа в двух школах. С 14 лет, мусические занятия, не прекращаясь, от­ступали на второй план перед гимнастикой . Упражнения эти были след.: бег, борьба, прыганье, метанье диска и метанье копья.

На Олимпийских играх бег занимал самое почетное место - победитель в беге давал свое имя предстоящей «Олимпиаде». Также в условиях греч. военной тактики, когда требовалось быстрое переме­щение масс сражаю­щих. Соотв. бег был важней­ший вид гимнастиче­ских упражнений, затем шла борьба. Метанье копья, родственным преды­дущему и имеющим непосредственное значение в качестве под­готовки будущего воина. Дети и подростки трех разных возрастов участвовали в Панофинейских играх.

Связующим звеном музыки и гимнастики, явл. искусство пляски, более сложное и разнообразное, чем танцы новейшего времени, ставящее своей задачей передать всю сложную гамму чел. переживаний .

Во главе школы стоял , педотриб — учитель гимна­стики, универсальный специалист по. Мусические школы и палестры — в противоположность гимнасиям, были уч. за­ведениями, закрытыми для доступа посторонних, но это постоянно нарушалось, о чем свидетель­ствуют диалоги Платона. Уч. день в афинских школах был про­должительностью от восхода до за­ката солнца. Гимнасиями назыв. Гос. учреждения, предназначавшиеся для дальнейшего усовершенствования в области гимнастики, — той молодежи, которая окончила занятия в мусической и гимнастических школах. Там молодежь училась в 16-18лет.

Одновременно с этим гимнасии были широко доступны эфебам — всадникам, и взрослым гражданам - мужчинам. Сюда, в гимнасии, зрелые, свободные от каких-либо занятий люди собирались с целью приятно провести время, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи — прежде всего в области гимнастики ,послушать популярного философа. В Афинах в эту эпоху насчитывалось три гос. гимнасия,: Ликей, Академия и Киносарг. Но было много частных гимнасий. Киносарг, в отличие от Ликея и Академии, принимавших в свои стены лишь афинян «чистой крови», допускал граждан крови смешанной.

Путь обучения афинского гражданина замыкался отбыванием воинской повинности в условиях так называемой эфебии.

В V в. эфебия явл. обязат. для мол. людей (18 -20 лет), принадлежавших к трем высшим «классам», следовательно, имевших на основе так называемого законода­тельства Солона свыше 200 мер жидких продуктов годового дохода.

Представители двух высших классов, попадавшие в эфебию, образовали в ней привилегированный отряд «всадников».

Зачисление в эфебию совпадало с гражд. совершеннолетием и было связано с принесением присяги на верность службы гос-ву.

В течение 1-го года эфебы проводили подготовку, вкл. Гимнаст. тренировку и упражнения чисто военного х-ра. Изучались вопросы военной техники (военные машины, искусство постройки лагерей, основы кораблестроения путем посещения военных ко­раблей)

Эфебы собирались на общие трапезы и на спец. занятия, остальное же время они жили свободно в Афинах, причем всадническая верхушка эфебии вела шумную, беззаботную жизнь, уча­ствуя в попойках и посещая театры, где эфебы имели особые места и т. д.

«Неустрашимые всадники», принимающие живое участие в общ. Жизни – гл. действ. лица в комедии Аристофана «Всадники»

На след. же год после народного собрания, в театре, эфебы показывали строевые приемы и получали от гос-ва щит и копье. После этого они охраняли границы страны, дежуря все время на сторо­жевых постах. Гарнизонную службу они исполняли в течение двух лет, нося хламиды, на это время освобождались от повинностей. Перед судом они не выступали ни как ответ­чик, ни как истец, чтобы не отлучаться, — разве только возникает дело о наследстве или наследнице, или если кому-нибудь придется в его роде исполнять жреч. обя­занности. По истечении двух лет они становились уже на один уровень с ост. гражданами».( Жураковский)

Наряду с этим на эфебов-всадников возлагался ряд обязан­ностей почетного характера: принимать участие в приеме послов, составляя их охрану, нести такую же охранную службу при высших сановниках государства и т. п.

В условиях семейной наследственности ремесел, тяжелого положения свободных ремесленников, среди масс рабов и примитив. уровня техники, в афинских мастерских дети с малых лет использовались как рабочая сила наравне со взрослыми, причем о какой-либо долговременной, систематической технической вы­учке не могло быть и речи.

Исключением в данном случае являлись худ. мастерские, где как раз применение рабского труда могло на­ходить менее места.

На этой почве возникают худ. традиции в области вазовой живописи и ваяния, связанные с опред. мастер­скими и именами.

30 лет расцвета афинской культуры - небольшой период, но в нем проявились важные архетипич. моменты в процессе становления человека в культуре, позволяющие сегодня понять его глубоко и всесторонне. Высокая озабоченность гос-ва и об-ва вопросами воспитания граждан ,соц. сплоченность полиса обусловили создание насыщенного воспит. пространства, в котором утверждались единые ( для свободнорожденных) ценностные отношения и идеалы. Гос., соц. и религиозное воспитат воздействие сливались и были направлены на социализацию человека. Религия, не предлагая идеалов для духовного и нравственного роста , обслуживала главным образом земные нужды, помогала обустраиваться здесь на земле.

Процесс образования совпадал с самосовершенствованием, направленным на приближение к идеалу. Идеалы, создаваемые философами, декларируемые правителями, представленные в общественном сознании полностью не совпадали, но имели единую общую направленность. Школы не представляли собой системы образования с законченными циклами, как мы привыкли воспринимать их сегодня. Это были частные учебные заведения, посещение которых было общепринятым, но не обязательным. Обучение в них не преследовало задачи подготовки кадров , ни по их окончанию, ни в будущем. Оно создавало предпосылки для дальнейшего вхождения человека в культуру: филологическую, музыкальную, нравственную, религиозную, телесную через овладение элементарными навыками и техниками. Обучение в школах создавало возможности для последующего образования, которое продолжалось всю жизнь, о чем говорит образовательное богатство коммуникативного пространства, популярность софистов, Сократа или ораторов, типа Лисия, Исократа, общепринятость философских бесед, а также распространенность постоянного занятия гимнастикой мужчин до достаточно пожилого возраста.

Низкий статус учительской профессии не позволяет полагать, что авторитет учителей был значим для формирования нравственного мира ученика, хотя изучаемые тексты литературных источников , которые чаще всего запоминались на память , несомненно оказывали формирующее воздействие. Процесс образования развертывался как изменение и самостроение личности через встречи – диалоги, как это было с собеседниками и учениками Сократа, Платона, Аристотеля, софистов, с друзьями Перикла. Модель образования -как движения через встречи, подобно вехам на пути, подарил нам ,прежде всего, период классической Греции.

Семейное воспитание, возможно в силу публичного характера культуры и не достаточного уровня развития самоуглубления и рефлексии, не получило достаточного освещения, позволяющего увидеть его роль в становлении молодежи. Видимо, культурное пространство полиса с театрами, праздниками, религиозными обрядами, уличными шествиями, пирушками ,

куда допускались дети, наполняло и жизнь семьи. Ознакомление с нормами поведения и главными нравственными требованиями осуществляли и родители и рабы –слуги. Мы не располагаем достоверным материалом о возможных противоречиях в этом процессе.

Г.С. Кнабе«Если главное в человеке — то, что его объединяет с согражданами, его общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность, то и для самовыражения он ищет не особые, неповторимые, только его слова, а стремится выразить себя в соответствии с более или менее общими правилами.

На всем протяжении античности ораторская деятельность была самая востребованная, что отчасти было связано с ролью устного слова, как особого способа самовыражения в связи с социально психологической атмосферой эпохи, а также объяснялось особенностями политической и гражданской жизни.( народное собрание, армия, суд и . т. п.), где решение многих вопросов зависело от убеждающей силы оратора. Огромное значение имели речи в Народном собрании, в суде, перед войсками. Особой популярностью пользовались речи Перикла.

Говоря об ораторском искусстве, как отражении публичного характера полисной культуры, необходимо рассмотреть деятельность софистов. Их появление относится ко второй половине V в. до нашей эры. Сам термин произошел от имени богини мудрости Софии. Софисты – любители мудрости, были странствующие философы, обычно не граждане Афин, представители других полисов. Некоторые были послами других государств, другие как ,например, Протагор были гостями Перикла.

Софисты учили риторике, искусству спора – эристике, обсуждали вопросы философии, политики, права.

Софисты знаменовали новую ступень в развитии философии, образования, представлений об образованном человеке.

Их появление было вызвано изменениями в политической и культурной жизни Афин:

-Быстрое развитие землевладения и расслоение свободного населения, заставило задуматься о человеке.

- Происходило разрушение коллективистских норм жизни полиса, постепенно складывалось индивидуалистическое отношение к жизни, возросла инициатива отдельного человека- предприимчивого, деятельного, образованного, сильного в знании законов и судебных тонкостей.

-Складывалось критическое отношение к сложившимся традициям.

-Появилась практическая необходимость во владении ораторским искусством для участия в судебных процессах и выступлениях в народном собрании.

Ответом на все эти потребности была деятельность софистов, которые создали что-то вроде платной высшей школы. Не было постоянных помещений. Платон так рассказывает о Протагоре: «Когда мы зашли в дом Каллия, застали Протагора, прохаживающегося в Портике в сопровождении многих учеников и почитателей, прежде всего афинян, а также чужеземцев из тех, что Протагор уводит за собой из каждого города, через который он проходит.

Иногда софисты произносили речи для образца и ученики выучивали ее, иногда устраивали диспуты.

Софистика стремилась изучить механизмы логической, убедительной речи. При чем, содержание речи, моральные установки ораторов не были важны. Человек мог пользоваться приемами софистов (софизмами) в любых целях, не взирая на мораль. Именно это обстоятельство вызывало осуждение софистов Сократом и Платоном. Ораторское искусство – искусство произносить речи. Эристика – умение задавать вопросы и искусство вести прения. Софисты умели подчинить волю слушателя. Каждый софист разрабатывал свою «технологию» речи:

Протагор пленял

-обращением к общепринятым воззрениям и привычкам

-примерами и выдержками из поэтов

-особенными грамматическими образованиями слов.

Горгий очаровывал

-противопоставлениями

-иронией

-переходом от насмешливого тона к серьезному.

Многих возмущала принципиальная несерьезность софистов. Убедив слушателей в одном, софист тут же брался убедить его в обратном.

Многие политические деятели Афин были учениками софистов. Сократ был учеником софиста Продика, который в отличии от своих товарищей ,придавал большое значение моральным принципам, занимался изучением многообразия смысловых значений слов.


Сейчас читают про: