Стоики
Стоики - последователи философской школы Стои. Стоя - греко-римская философская школа, название которой поисходит от греч. stoa poikile - Пестрая стоя (место, где собирались основоположники стоицизма). Философская школа просуществовала со времен раннего эллинизма (основана Зеноном ок. 300 года) до эпохи Римской империи.
Основатель школы Зенон из Китиона (335-262) разработал утопическое учение о всемирном государстве, в котором все равны (господа и рабы, мужчины и женщины, богатые и бедные, греки и варвары). В этом государстве живут мудрецы, которые ведут жизнь в соответствии с законами природы.
После Зенона главой школы стал Клеанф, а после него Хрисипп, который систематизировал стоическую философию, в соответствии с которой добродетель не бывает врожденной, но ее можно достичь воспитанием, а идеал мудреца-стоика заключается в невозмутимости, стоическом спокойствии, умении не реагировать на внешние и внутренние раздражители.
Натурфилософия не играла в учении стоиков такой же важной роли как этика и не была также разработана, основой ее, по всей видимости были идеи, заимствованные из метафизики Аристотеля и Гераклита. Мир возникает из творческого первоогня и погибает в великом мировом пожаре, этот процесс возникновения и гибели повторяется в вечной цикличности, бог проникает всю природу. Эти пантеистические представления смыкаются с идеей бога-творца, управляющего миром и предопределяющего все события.
Эпикурейцы
Эпикурейцы - последователи Эпикура, в узком смысле слушатели школы, основанной им в Афинах, принимавшие его учение почти как догму.
Эпикур (342-271) был родом с острова Самос, в 310 году основал в Митилене философскую школу, которую в 306 году перенес в Афины, школа получила название " Сад Эпикура ". От трудов Эпикура до наших дней сохранилось три письма и "Главные мысли" - в одной из книг Диогена Лаэртского отрывки из главного произведения "О природе" и немногочисленные фрагменты других произведений. Учение Эпикура состоит из каноники, физики и этики.
Каноника (логика). Выдвигает критерии, по которым можно определить, что является истинным, а что - ложным, указывает, к чему нужно стремиться, а чего избегать. Все чувственные восприятия истинны, но истинны ли вытекающие из них суждения проверяется практически ощущением удовольствия или неудовольствия.
Учение Эпикура о природе направлено на организацию практической деятельности, которая освобождала бы людей от суеверий религии и страха смерти, оно (учение о природе) вытекает из материалистического учения последователей Демокрита (атомистов), которые одними из первых разработали более или менее убедительную научную гипотезу образования мира в результате столкновения атомов.
По Эпикуру, цель человеческой жизни - удовольствие, но оно трактуется не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Если жить стремиться к покою, душевному равновесию, то духовная радость будет ощущаться сильнее. Жизнь в укромном месте, в тесном дружеском кругу, неучастие в государственных делах - эти советы отражают эпоху, когда политическая нестабильность угрожала личности и государству. Для духовной радости нужно быть добродетельным, чтобы быть добродетельным, надо быть мудрым.
Жизнь Эпикура протекала в полном соответствии с его учением, ему претила показная роскошь, его почитали многочисленные друзья. Учение и сама личность Эпикура в позднейшее время подверглись клеветническим нападкам (в частности попыткам свести учение Эпикура к философии наслаждения и прожигания жизни, сущность идей Эпикура часто вульгаризировалась и подавалась в извращенном виде) и истинная сущность его учения была заново открыта сравнительно недавно.
Последним школу Эпикура возглавил Патрон и преподавал до 51 года. Идея дружбы сохраняла свое значение для последователей Эпикура, дружеский кружок мыслился, как замена уходящему в небытие полису. До конца существования школы эпикурейцам было свойственно благородство и веселый образ жизни.