Корифеи прозы: Геродот, Плутарх, Фукидид

Греческая литература всегда была рассчитана на устное восприятие: лирика, комедия, трагедия, эпос передавался от поколения к поколению в театральных постановках, в песнопениях на праздниках и пирах. Конечно, уже с VII в. существовали такие формы прозы, как басни, сказания, мифы, но они были оттеснены эпосом и были фольклором греческого народа. Потребность же в прозе появляется у греков с началом колонизации. Основа греческой прозы – опись впечатлений о странствиях, сформированная как отчет. В этот период греки переходят от консонантного письма, основанного на финикийском алфавите, (запись только согласных букв) к фонетическому. Первые писатели назывались логографы, и тексты, написанные ими, предназначались для очень узкого круга читателей.

Геродот Галикарнасский (около 484 до н. э. — около 425 до н. э.), по праву считающийся «отцом истории», был первым, кто вывел прозу из забвения. Ему принадлежит первый полномасштабный исторический трактат – «История» («Музы» - альт. название), первое полностью сохранившееся до наших дней прозаическое произведение.

Повествование построено на изложении событий Греко-Персидских войнах (им посвящена вся вторая часть девятикнижного сочинения, заканчивающаяся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.), но при этом И. – еще и исчерпывающий труд о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало. Здесь нет исторического анализа в современном смысле этого слова, здесь субъективное повествование одного человека, освещающего в своем сочинении не только исторические, но и этнографические, культурные и географические факты, подчерпанные из своих многочисленных странствий, изложение которых явно навеяно стилем эпоса и поэм. Правда Геродот не всегда мог увидеть границу между сказочным материалом, относящимся к незапамятным временам, и историческим фактам ближайшего времени — в обоих случаях он, руководствуясь рассудком, пытается выбрать наиболее правдоподобную версию.

В сочинениях Фукидида (род. около 460 г. до н.э.) можно проследить эволюцию греческой историографии. В «Истории Пелопонесской войны», очевидцем и современником который был автор, используются уже совсем иные методы изложения. Ф. считался «искателем истины» - пытаясь найти наиболее правдоподобное изложение событий, он много говорит с очевидцами, а потом сопоставляет их наблюдения с личным опытом и доступными ему фактами. В сочинениях Ф., в отличие от Геродота, отсутствует сверхъестественный элемент. Особенно поразительна многоальтернативность его историй, постоянные сравнения, присутствие нескольких точек зрения, объективность автора. Весь его труд свидетельствует о его добросовестности, тщательности и осторожности в отыскании истины. Фукидид первый надлежащим образом оценил важность документов и некоторые из них целиком внёс в свою историю (например, текст перемирия 423 г., Никиева мира, договора афинян с Аргосом, Мантинеей и Элидой). Он извлекает данные из надписей; умеет пользоваться мифом и народным преданием, объяснить происхождение того или иного рассказа, даже неверной версии (см., например, VI, 54 сл.).

В отношении приёмов особенно интересны начальные главы, в которых Фукидид пытается дать реконструкцию важнейших моментов древнейшей греческой истории; со стороны метода эти главы — одно из самых замечательных проявлений греческой мысли. Здесь историк применяет в широких размерах метод обратного заключения — от настоящего к прошлому, от известного к неизвестному, причём основанием для его заключений и комбинаций служат свидетельства эпоса, топографические данные, вещественные памятники, сохранившиеся названия, быт отсталых в культурном отношении греческих племён и варваров, обычаи, празднества и обряды, вообще — культурные переживания.

«История Пелопоннесской войны» Фукидида состоит из 8 книг. I книга заключает в себе знаменитое введение — очерк древнейшей истории Греции, изложение поводов к войне и её действительных причин, очерк «Пятидесятилетия» (промежутка от Платейской битвы до начала Пелопоннесской войны) и разрыва между Афинами и Спартой; со II книги начинается история самой войны. Описание доведено до зимы 411 г. до н. э. и продолжено уже Ксенофонтом. Также продолжение Истории писал историк Кратипп.

Плутарх из Херонеи (ок. 45 — ок. 127) – представитель эллинистической прозы, отличался огромным разнообразием тем для своих сочинений. Тематически мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика (Moralia); вторую составляют биографии (в научной литературе используются обычно латинские названия этих сочинений).

В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (греч. Тихе) и её роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты («О состоянии духа»). Не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, Плутарх часто приводит множество ценных сведений по истории философии. Таковы сочинения «Платоновские вопросы» и "О сотворении души в «Тимее», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков.

В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости»). К сочинениям на темы семейной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене Плутарха Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Во многих сочинениях находят отражение педагогические интересы Плутарха («Как нужно молодому человеку слушать поэтов», «Как пользоваться лекциями» и т. д.). Тематически приближаются к ним политические сочинения Плутарха, особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей.

Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу. Так, например, сочинение «О лике на лунном диске» представляет различные теории относительно этого небесного тела; в конце Плутарх обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов.

Об интересе Плутарха к древностям свидетельствуют два сочинения: «Греческие вопросы» (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и «Римские вопросы» (Aitia Romaika; лат. Quaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Пристрастие Плутарха к анекдотам, проявившееся и в его биографиях, отражено в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений, «Апофегмы царей и полководцев», скорее всего не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения как «Пир семи мудрецов» или «Беседы на пиру» (в 9 книгах).

Сравнительные жизнеописания Плутарха – цикл из 22 парных биографий политических и общественных деятелей Греции и Рима:

1: Эпаминонд—Сципион;

2—4: Кимон—Лукулл, Пелопид—Марцелл, Эвмен—Серторий или Филопемен—Фламинин;

5: Демосфен—Цицерон;

6: Ликург—Нума;

7—9: Тесей—Ромул, Фемистокл—Камилл, Лисандр—Сулла;

10: Перикл—Фабий Максим;

11: Эвмен—Серторий, Солон—Попликола, Филопемен—Фламинин; в случае, если последняя пара относится к 2—4, то Аристид—Катон или Агис и Клеомен — Гракхи;

12: Дион—Брут;

13—14: Тимолеонт—Эмилий Лепид, Александр—Цезарь;

15: Агесилай—Помпей;

16—23: остальные; Алкивиад-Кориолан после Солон—Попликола, Фокион—Катон-младший после Аристид—Катон-старший.

Все характеристики отличаются положительным психологизмом, назидательностью, верой в светлое будущее.

24. Культурные центры эпохи эллинизма. Александрия, Пергам, Афины.
После длительной борьбы за власть между преемниками Александра его монархия распалась, и на развалинах ее возникли новые царства, во главе которых стали полководцы Александра: в Египте — Птолемей, в Сирии — Селевк, в Македонии — Антипатр. Кроме этих основных государств в Малой Азии возникали монархии Пергам, Понтийское царство, Вифиния и др., а к востоку от Двуречья — Парфия и Бактрия. Города Греции находились в состоянии упадка, обескровленные долгими войнами и отливом масс городского населения на восток. В отличие от предшествующего времени, города становятся центрами товарного производства и основной опорой эллинистических монархов.
Процесс культурного развития в новых условиях имел значительные особенности. Если в предшествующее время человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса, то теперь усилилось перемещение и смешение населения. В связи с этим человек чувствовал себя не только членом города или общины, но и более крупного территориального объединения (в какой-то степени всего эллинистического мира). Родившийся в Аркадии мог оказаться на службе в Египте, Бактрии или Причерноморье и воспринимал это как обычное течение жизни, а не как чрезвычайный поворот судьбы. Расширение окружающего человека мира создавало благоприятные условия для развития культуры.
Признанным языком был греческий в форме койне. На нем общались все образованные слои эллинистического общества, создавалась эллинистическая литература.
Изменилась роль государства в сфере культуры. Эллинистические монархи, располагавшие большими материальными ресурсами, сделали попытку направить процесс культурного творчества в нужное им русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных отраслей культуры. Особое внимание было уделено превращению столиц (резиденции правителей) в мощные культурные центры. К царским дворам приглашали ученых из разных уголков эллинистического мира. Коллективы таких ученых сложились в Антинохии на Оронте, Прегаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и других городах, но самый крупный находится в Александрии при дворе Птолемеев.
Птолемей Сотер, по совету одного из учеников Аристотеля Деметрия Фалерского, основал особое учреждение, освященное 9 музам, и назвал его музеем. Мусейон был одновременно и центром научных и литературных работ ученых и поэтов, собиравшихся сюда из разных концов греческого мира, и святилищем. В нем были залы для работы, лаборатории, столовая и квартиры ученых, содержавшихся за счет государства. К Музею примыкали ботанический и зоологический сад.
При музее была основана библиотека. К концу III в. до н.э. большая часть книжных богатств древности была сосредоточена в Александрийской библиотеке, она насчитывала свыше полумиллиона папирусных свитков. В 3 в. до н.э. в музее работали Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Эвклид, Каллимах и многие другие прославленные ученые.
В Александрии был создан особый поэтический стиль, который получил название александризма: он предполагал обширную эрудицию авторов, особенно при описании мифологических сюжетов, разработку внешней формы произведения, отказ от простонародных слов и т.п. Эта поэзия, лишенная волнующих общественных проблем предназначалась для узкого круга придворной интеллектуальной элиты. Основателем александрийского стиля был Каллимах.
При династии Птолемеев Александрия превратилась в один из наиболее благоустроенных городов мира. Ее жители гордились прекрасной планировкой улиц, из которых главная, как утверждали, тянулась на 8 км. и достигала 35 м. ширины. Самые многолюдные улицы обсаживались деревьями, дающими прохладу в знойные дни. На острове Фарос, защищавшем входы в две морские гавани Александрии, был построен большой маяк в виде ярусной башни, достигавшей 120 м. высоты. Постройка этой башни поправу считалась замечательным достижением строительного искусства, и Александрийский маяк был причислен к одному из семи чудес античного мира.
Кроме Александрии, одним из красивейших городов эллинистического мира был Пергам. Он был построен террасами, поднимавшимися параллельными рядами к вершине холма — акрополю города. На верхних террасах располагались гимнасий, святилища и храмы, а на вершине холма — дворцовые постройки, храмы и библиотеки. Прекрасный скульптурный фриз, украшавший алтарь Зевса, со сценами борьбы богов и титанов, найденный в Пергаме, принадлежит к величайшим произведениям античного искусства. Как и другие эллинистические города, Пергам имел водопровод и хорошую канализацию. Государство следило за правильной постройкой домов и за чистотой как государственных, так и частных водоемов. Кроме Александрии, одним из красивейших городов был Пергам. Он был построен красивыми террасами, поднимавшимися параллельными рядами к вершине холма — акрополю города. На верхних террасах располагались гимнасий, святилища и храмы, а на вершине холма — дворцовые постройки, храмы и библиотеки. Прекрасный скульптурный фриз, украшавший алтарь Зевса, со сценами борьбы богов и титанов, найденный в Пергаме, принадлежит к величайшим произведениям античного искусства. Пергамская художественная школа развивала традиции Скопоса, однако она перерабатывала эти традиции с учетом художественных веяний своего времени, оплодотворяя их разработкой реалистического портрета и психологией характера.
Как и другие эллинистические города, Пергам имел водопровод и хорошую канализацию. Государство наблюдало за правильной постройкой домов и за чистотой как государственных, так и частных водоемов.

Строительство в городах показывает высокий уровень развития архитектуры; даже руины храмов, дворцов, гимнасиев свидетельствуют о высоком мастерстве неведомых зодчих и тяжелом труде мастеровых и рабов. Зодчие использовали мозаику как широко распространенный элемент отделки зданий; стены дворцов и частных домов покрывались изысканными фресками.
Основным центром эллинистической философии стали Афины, где соперничали несколько влиятельных философских школ. Прежде всего продолжали существовать философские школы учеников великих философов IV в до н.э. Платона и Аристотеля. Школа учеников Платона получена название Академии. Но она разрабатывала лишь отдельные положения философской теории Платона, уделяя внимание мистическим сторонам, сочетая идеализм Платона с элементами других философских систем. Последователи Аристотеля (перипатетики) уделяли больше внимания разработке научных вопросов, некоторые из них стали выдающимися естествоиспытателями.
С течением времени эти школы начинают терять свою популярность и превращаются в замкнутые элитарные группы, почти не влияющие на развитие философской мыли.
Более соответствующими общему уровню общественной и культурной атмосферы своей эпохи стали новые философские системы стоиков, эпикурейцев и киников. Наиболее популярной философской системой эллинизма стала стоическая философия. Её основателем был Зенон (336-264) из города Кития на Кипре, который приехал в Афины и здесь начал разработку своей системы, проповедуя в так называемом цветном портике (стоя пойкиле). Последователями Зенона были Клеант из Ассоса и Хрисипп из Сол в Киликии. Философская система стоиков включала физику, или учение об устройстве мира, логику, этику (играла главную роль в философском течении стоиков), или умения о человеке, месте в мире, цели существования и др. Целью и счастьем человека является сознательная и активная деятельность, протекающая по законам разума и направленная на поддержание того равновесия в мире, которое было заложено изначально.
Другой популярной философской системой эллинистического времени была философия Эпикура (341-270) и его последователей эпикурейцев. Учение Эпикура также делится на три части: физику, логику и этику, но в отличие от стоиков наиболее разработанной частью их течения являлось учение об устройстве и движении мира (материалистическое направление в философии; атомное строение мира). Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Человек по учению Эпикура есть одно из произведений движущейся материи и сам является творцом своей жизни. Счастье человека заключается в устранении неприятных ощущений, ведении скромного, воздержанного образа жизни, уединении от тревог внешнего мира. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».
Подлинно народной, распространенной среди широких масс общества стала философия киников. Основателем кинической философии был Антисфен (440-366), живший в классическую эпоху, но именно в эпоху эллинизма его философия стала популярной среди населения. Одним из известных киников был Диоген из Синопа (404-323). Киники были равнодушны к анализу устройства мира, изучению законов мышления. Киники, также как стоики и эпикурейцы, разрабатывали понятие счастья человека и его оптимального поведения в обществе. По мнению киников, богатство, положение в обществе, семейные отношения являются оковами для человека и делают его глубоко несчастным. Необходимо жить согласно природе, питаясь тем, что окажется под рукой.
25. Периодизация истории древней Греции: хронология и краткая характеристика основных периодов.
1. Крито-микенский период (кон. 3-2 тыс. до н.э.):

Минойская и микенская цивилизации; возникновение первых государственных образований; развитие мореплавания; установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока; возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции.
Минойская цивилизация:
А) Раннеминойский (30-23 вв. до н.э.) - господство доклассовых родовых отношений.
Б) Среднеминойский период (22-18 вв. до н.э.) - период старых дворцов; образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.
В) Позднеминойский период (17-12 вв. до н.э.) - период новых дворцов; объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет критской государственности и культуры. Завоевание Крита ахейцами, упадок Крита.
Элладская цивилизация (материковая Греция):
А) Раннеэлладский период (30-21 вв. до н.э.) - господство первобытных отношений, догреческое население.
Б) Среднеэлладский период (20-17 вв. до н.э.) - расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, разложение родоплеменных отношений в конце периода.
В) Позднеэлладский (микенский) период (16-12 вв. до н.э.) - возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности. Расцвет микенской цивилизации и её упадок. Вторжение дорийцев.
2. Гомеровская Греция или тёмные века (11-9 вв. до н.э.) - предполисный период; родоплеменные отношения, утрата письменности. Дворцы и цитадели заброшены, большие здания не возводятся. Почти все постройки были сделаны из дерева или необожженного кирпича. В росписи керамики господствует геометрический стиль. Однако, осваивается техника выплавки и обработки железа (до этого железо в Греции было известно как драгоценный материал и в основном применялось при изготовлении украшений). Древнейшие образцы железного оружия, найденные на территории Греции, датируются 12-11 вв. В экономике господствует натуральное сельское хозяйство (земледелие и скотоводство). Одиссея и Илиада - важнейшие источники при изучении периода.
3. Архаический период (8-6 вв. до н.э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая Греческая колонизация). Появление греческого алфавита взамен забытого во время "тёмных веков" линейного письма Б. Складывается система государственных органов, создаётся высокая культура. Полис - основная ячейка древнегреческого общества. Быстрое развитие виноградоводства и маслиноводства. Основные ячейки сельскохозяйственного производства - мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Разорение мелких землевладельцев и укрепление землевладения аристократии, что способствовало росту имущественного расслоения и усилению социальной напряженности в рождающихся греческих полисах. Большие достижения в металлургии и обработке металлов (увеличение твердости с помощью проковки или через науглероживание, то есть могли получать некоторые виды стали). Огромное значение приобретает кораблестроение (ведение активной торговли и колонизация). Появление первых монет в 7 веке в Лидии и на острове Эгина. Развитие искусств: появление и расцвет чернофигурной керамики, и возникновение в конце архаики краснофигурной; складывание дорического и ионического ордеров; развитие скульптуры, а также развитие литературы, философии и т.д. Время деятельности греческих тиранов.
4. Классический период (5-4 вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисной культуры. Период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла. Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне, которая завершилась поражением Афин.
Всё развивается, цветет и пахнет после победы в греко-персидских войнах (рост национального самосознания, патриотизм рвётся из груди). После поражения в Пелопонесской войне афинские посоны стали немного депрессивными, но быстро позабыли все невзгоды и просто положили на всё хуец.
5. Эллинизм (приблизительно с 323г. до приблизительно 30 г. до н.э.) - период, начавшийся после смерти Саши Македонского, когда греческая культура и греческие традиции распространяются по всей территории бывшей державы Александра, и закончившийся условно в 30г. до н.э. падением птолемеевского Египта. Вся тусня теперь проходит в царствах диадохов (дружки и соратники Александра), которые поле его смерти подсуетились и поделили державу (не без крови) на собственные дачные участки.
Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь персидской - культур, а также возникновением классического рабства. Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.
Термин "эллинизм" ввел немецкий историк Иоганн Густав Дройзен в середине 19 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: