double arrow

Аполлон и Дионис. Роль Дельфийского оракула в архаическую эпоху


АПОЛЛОН

Аполлон - красивый, юный греческий бог солнечного света, отождествлявшийся с богом солнца Гелиосом. Родился на острове Делос, сын богини Лето и Зевса, брат Артемиды. Аполлон обладал даром предвидения и наделял эти даром людей, например Кассандру. Возле Дельф Аполлон убил чудовище Пифона и на этом месте построили одно из древнейших и наиболее почитаемых святилищ Аполлона, а бог получил прозвание Аполлон Пифий. Жрица храма Аполлона (Пифия) делала предсказания (оракулы), святилища Аполлона были распространены по всей территории Греции и Малой Азии, что говорит о том, что Аполлону, как главному оракульному божеству придавалось огромное значение.

Аполлон являлся также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения, поэтому его часто изображали с лирой в руках, а его постоянными спутницами были музы. Кроме того Аполлон почитался, как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом-отвратителем бед и богом исцеления. Его сын Асклепий был богом врачевания.

Дельфийский оракул.

Легенда рассказывает об основании Дельфийского святилища так: однажды на одном из пастбищ в горах паслось стадо коз, одна из которых отбилась, забралась на утес и стала биться на одном месте. Пошедший за ней пастух стал тоже прыгать, бесноваться и кричать несвязные слова. Пастухи заметили, что на том месте была расселина из которой исходили дурманящие газы, они отправились к жрецам и рассказали об этом, на что жрецы сказали, что это то самое место, где аполлон в древние времена убил Пифона и нужно на этом месте построить святилище, а над расселиной посадить прорицательницу. При этом утверждалось, что храм Аполлона в Дельфах явился прообразом всех греческих храмов, так как еще в давние времена священные пчелы Аполлона принесли неведомо откуда восковую модель храма, по образцу которой был построен деревянный, потом медный, а потом каменный, от которого до наших дней дошел только фундамент. Характерно и то, что именно в Дельфах, по представлению греков находился «пуп земли» (желая узнать, где середина мира Зевс однажды выпустил двух голубок с разных концов света и они встретились именно там).

Раз в месяц на треножник в глубине храма садилась пифия, ей задавали вопросы, а она отвечала на них бессвязными криками. Жрецы, в свою очередь, перекладывали ее слова благозвучными стихами и передавали вопрошающим. Таким образом, храм процветал и богател с каждым годом. Дельфы были священным городом под покровительством Аполлона: без стен и войска. Все окрестные государства заключили между собой соглашение: защищать Дельфы от нападения любыми силами, а между собой жить, по возможности в мире. Раз в четыре года в Дельфах проходили Пифийские игры, они были такие же как Олимпийские, но в них были еще и музыкальные состязания на лире и флейте.

Именно архаика является периодом расцвета Дельф, их политического могущества. В последующие времена роль оракула оставется значительной, но очевидно наблюдается процесс падения его роли в политической жизни. Последнее обращение в Дельфы по значительному политическому вопросу относится к эпохе Пелопоннесской войны. Весьма показательно, что возвышение Аполлона и его особенная слава у греков приходится на время складывания, распространения и расцвета полисной государственной модели. Во время всеобщего политического кризиса и хаоса, с одной стороны бОльшую роль стали играть божественные предсказания, с другой стороны люди хотели верить в существование неких, которые определяют ход событий, чтобы ощутить хоть какую-то стабильность.

ДИОНИС

Бог виноградарства и виноделия, также именовался Вакхом. Сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. После смерти матери от рук разгневанной Геры он был выношен Зевсом в его бедре. На острове Наксос Дионис вступил в брак с Ариадной. Спутниками его традиционно были сатиры, силены и нимфы.

Дионис имеет фракийско-фригийское происхождение. Есть версия о том, что жители этих областей почитали некое главное божество, покровительствующее земледельцам, но научившись изготовлять вино, они ощутили его необычное опьяняющее действие, что было для них ново и незнакомо, поэтому они списали это на проявление божестенного начала, что и стало отправной точкой для развития культа Диониса. Легенды повествуют о противодействии введению дионисийского культа в Греции. Культ Диониса преследовался противниками (напр. Ликургом), но в конце концов установился и получил широкое распространение. Почитательницы Диониса менады (вакханки) прославляли Диониса в оргиастических ритуалах, впрочем оргиастические черты в официальном культе были значительно смягчены.

Одним из важнейших следствий почитания Диониса в Греции является зарождение трагедии (с греч. букв. «песня козла» - козлоногих спутников Диониса, участников Дионисийских шествий).

Фридрих Ницше в своем труде «Рождение трагедии из духа музыки» пишет о двух началах эллинской культуры: дионисийском и аполлонийском. Первое олицетворяет собой необузданную, роковую, пьянящую, идущую из недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной мировой гармонии и единству всего со всем. Второе же, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров», позволяя мириться с нею. Так, два эти начала сосуществуют , взаимно преодолевая друг друга и дают возможность культуре гармонично развиваться.


Сейчас читают про: