double arrow

Сократ, Платон и Аристотель: жизнь и учение


Общеэллинские спортивные и мусические игры.

Изначально игры и празднества посвящались богам, так как религия была основополагающим фактором греческой культуры. В 5в, в условиях афинской демократии в большинстве греческих полисов празднование в честь главного божества – покровителя полиса стало рассматриваться как демонстрация силы, богатства полиса, его достижений и успехов. Таким образом, возрастает идеологическое и общественно-политическое значение, принижается религиозное. Такими празднествами являются следующие: Панафинеи в Афинах, Дионисии, Олимпийские празднества в честь Зевса, Пифийский празднества в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские празднества в честь Посейдона в Коринфе, Немейские празднества в честь Зевса (совпадали с Олимпийскими).

Олимпийские игры справлялись раз в 4г, в июле-августе. Начались в 776г до н.э., были запрещены в 393г до н.э. На время игр (5дней) всегда устанавливалось священное перемирие. До 6в – вместе с театральными представлениями дополняли культовые действия, потом, наоборот, стали основной частью. В Пифийских играх, проводившихся с 586г до н.э. в третий год Олимпиад, главными стали музыкальные соревнования кифаредов и авлетов. В Дионисийских(каждый год в марте-апреле – городские, в декабре-январе – сельские) и Панафинейских (раз в 5 лет в июле августе в течение 6 дней) празднествах возрастает роль театральных представлений, близких комедии и трагедии. Истмийские игры организовывал Коринф, начали проводиться с 581г.

СОКРАТ (ок. 469 – 399)

Сократ был афинским гражданином, обладавшим некоторыми средствами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты. В 399 году, когда ему было около 70 лет, Сократ был осужден и приговорен к смертной казни. Сократ был известной личностью в Афинах, потому что его изобразил Аристофан в комедии «Облака». Эти факты биографии Сократа бесспорны, однако за пределами их сведения о Сократе приобретают спорный характер.

Двое его учеников – Платон и Ксенофонт, оставили о нем воспоминания (оба написали свою Апологию), но зачастую они рассказывают разные вещи. Ксенофонт сожалеет о том, что Сократа обвинили в развращении молодежи и приговорили к смерти, пишет о том, что идеи Сократа не были вредны, что они были даже благоприятны для молодежи – однако рассуждения Ксенофонта не представляются состоятельными, потому что, если бы Сократ действительно был таким, то его бы никогда не осудили. Но, как и Платон, Ксенофонт пишет о том, что Сократ был постоянно занят вопросом о том, как устроить, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.

При анализе Платоновского Сократа возникает трудность другого рода. Трудно сказать, насколько Платон изобразил в своих диалогах истинного Сократа, в какой мере он превратил его в выразителя своих собственных мнений. Платон присутствовал на суде и то, что осталось в его памяти через несколько лет после этого события было собрано вместе и литературно обработано – так появилась знаменитая Апология, воспроизведение речи, произнесенной Сократом на суде в свою защиту. Таким образом Платон намеревался создать произведение исторического характера и его достаточно, чтобы дать определенное описание характера Сократа. Итак, одним из основных и важнейших источников, касающихся жизни и философии Сократа, является Апология Платона.

Обвинение против Сократа заключалось в том, что «Сократ преступает закон и попусту усердствует, испытуя то, что под землею и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому же» (Апология Платона). На самом деле, основанием для преследования Сократа могло быть предположение о его связи с аристократической партией, к которой принадлежало большинство его учеников, причинивших вред, находясь у власти. Сократ начинает свою защитительную речь тем, что обвиняет судей в ораторском искусстве и отрицает таковое по отношению к себе. Он говорит, что единственное ораторское искусство на, которое он способен – это говорить правду, и судьи не должны сердиться, если его речь не будет такой разукрашенной и насыщенной красивыми выражениями, как их. Указанное в обвинении положение о том, что Сократ других научает неправильным вещам, он опровергает тем, что не является учителем, не берет денег за обучение, мимоходом высмеивает софистов (которые охотно брали деньги).

Однажды у Дельфийского оракула спросили, есть ли человек более мудрый, чем Сократ, и оракул ответил, что нет. Сократ, узнав об этом был очень удивлен и решил отправиться к людям, считавшимся мудрыми, чтобы опровергнуть слова оракула, потому что себя он мудрым не считал. Однако каждый раз он убеждался, что люди, почитавшиеся мудрецами совсем не мудры, и он им это говорил, так, считает Сократ, у него и появилось много врагов. Зато Сократ сумел истолковать оракул, он заявил, что оракул имел ввиду, что Сократ мудрый именно потому, что понимает, что мудрость его ничего не стоит. То есть мудрым является один Бог и он желает через оракул передать, что мудрость человеческая ничего не стоит, а Сократ молодец, потому что осознает это. Для того, чтобы донести эту истину до людей он стал заниматься тем, что изобличал тех, кто претендовал на мудрость, таким образом способствуя познанию всеми этой простой истины (это свое искусство он называл маевтикой). При этом Сократ не считает знание недостижимым. Говорит, что приобретение знания – важнейшая цель. Он утверждает, что никто не грешит сознательно и поэтому необходимо только знание, чтобы сделать всех людей добродетельными.

Касательно обвинения в развращении молодежи Сократ заявляет, что он не безумец, чтобы намеренно развращать своих сограждан, потому что с ними еще жить, а если он делает это ненамеренно, то его должны были вразумлять и наставлять, а не привлекать к суду. Кроме того, Сократ утверждает, что на суде присутствует много его бывших учеников и отцов и ни один из них не был вызван, как свидетель обвинения.

Сократ намеренно не нанимает оратора для написания речи, не приводит своих плачущих детей в суд, что было очень распространено, чтобы разжалобить, отказывается от возможности смягчить приговор, хотя она была. Все это свидетельствует о важном аспекте философии Сократа. На суде он также говорит, что все происходит ему на благо, что неправильно мнение тех, кто считает, что смерть – зло. Он считает, что смерть является переселением души в другой мир и обретением бессмертия. Таким образом, выясняется, что Сократ верит в бессмертие души и ни во что не ставит земной успех. Все источники сходятся в том, что Сократ был безобразен – имел большой живот, курносый нос, постоянно ходил в рваном старом тряпье и почти босиком, все время подчеркивается удивительная способность Сократа господствовать на всеми плотскими страстями, он редко пил вино, никто никогда не видел его пьяным, в любви всегда оставался платоническим, в конце концов равнодушно относился к смерти.

ПЛАТОН (427-347)

Платон происходил из древнего афинского аристократического рода. Потрясенный политическими потрясениями во время его юности, расправами с аристократией и казнью своего учителя Сократа, он приложил все усилия для того, чтобы разработать проект идеального государства, основанного на справедливости. В 388-387 годах он основал в Афинах школу - Академию, члены которой в основном занимались математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой. Исходя из идеи добра и истины они предлагали реформировать клонящийся к упадку полис и управлять им. Учение о гос-ве, теория идей, этика и гносеология (теория познания) - основные составляющие платоновской философии, которые представлены в его диалогах.

Платон утверждал, что на уровне чувственного восприятия объективного мира мы имеем дело, например с окружностями более или менее точными, в то время как на понятийном уровне мышления мы созерцаем идеальную окружность. Таким образом устанавливается примат мысли над чувством и формируется ядро теории идей Платона. Подобно разобранному примеру с окружностями, по Платону и отдельные добродетельные поступки являются лишь несовершенными проявлениями идеи о справедливости как таковой и так каждая вещь, даже не такая абстрактная, как справедливость (стол, стакан, книга, собака - все имеет некую идею, к которой предмет более или менее близок, но все равно ее не достигает и не достигнет). Таким образом, весь чувственно воспринимаемый мир - лишь призрачная иллюзия, пародия на мир идеальный, неподлинное бытие или небытие. Исходя из этого Платон разделяет два вида познания: чувственное, в результате которого возникают мнения и понятийное мышление, приводящее к подлинно научному знанию.

"Государство". Учение Платона о государстве тесно связано с этикой и психологией. Основной идеей произведения является идея справедливости, создания идеального политического строя. Существование человека вне общественно-политической деятельности, по Платону, невозможно. Общество Платона делится на три сословия: правители, стражи и т.н. третье сословие (крестьяне, ремесленники, торговцы и т.д.) Каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно, иначе говоря, каждый должен делать свое дело, в совершенстве владеть своим мастерством. Правители-философы должны управлять, воины защищать гос-во от внешних и внутренних врагов, а третье сословие производить материальные блага для себя и для первых двух сословий. Гармоническое сочетание деятельности и добродетелей сословий создает идеальный справедливый государственный строй. Чтобы исключить корыстолюбие и алчность, Платон предлагает отменить частную собственность, а в одном из вариантов идеального гос-ва даже предлагает обобществить жен и воспитание детей перепоручить государству вне зависимости от из сословия, а потом в соответствии с их способностями определять их место в жизни. Платон пытался реализовать свою идею в Сиракузах, но безуспешно.

По Платону искусство есть подражание (мимесис) вещам, а так как вещи сами являются жалкими подражаниями идей, то искусство есть низший вид деятельности, как нечто еще более затуманивающее и без того призрачный мир. Именно математика, как учение об идеальных величинах, сыграла наиболее значительную роль в философии Платона.

В исследовании философии Платона невозможно не обратить внимание на мистическую его часть, что уходит корнями в орфико-пифагорейское учение о бессмертии души и смерти как начале истинной жизни.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322)

В возрасте 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет: как слушатель, преподаватель и член содружества философов-платоников. После смерти Платона Аристотель оставил Афины и стал путешествовать, затем стал учителем Александра Македонского. Аристотель основал свою школу в Ликее (Афины), обучение в которой происходило во время прогулок («Перипата») -> перипатетики. После смерти Александра Македонского Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию и он удалился в свое имение в Халкиде, где и умер.

Аристотель изучал почти все вопросы развития природы и общества, популяризовал философские в диалогах, которые не сохранились, дошли до наших дней некоторые лекции и труды Аристотеля.

«Метафизика». Сущее, поскольку оно сущее – является предметом «первой философии» или онтологии. Изменение и развитие, по Аристотелю, есть осуществление формы, потенциально заложенной в материи. В результате деятельности (энергии) формы, воздействующей на материю при онтогенезе, возникают виды, подобно тому, как при работе художника, возникает статуя, потенциально существующая в бронзе. Таким образом, в метафизике Аристотеля форма онтологически и ценностно приоритетная по отношению к материи и абсолютизирована в божественном «неподвижном перводвигателе» как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной.

«Органон». Сборник, в который объединены труды по логике и теории познания. К нему принадлежат «Категории», «Первая и вторая аналитика», «Топика» и т.д. вопреки Платону Аристотель толкует восприятие как основу теории познания, которая требует познавать формы и их взаимосвязь в качестве цели научного познания. Истинность познания заключается в соответствии высказываний объективным обстоятельствам. Аристотель стремится построить теорию науки и классификацию на основе «аксиомы – доказательства – структуры». Аристотель впервые в истории мышления исследовал все существующие формы дедуктивных заключений и сформулировал логические законы тождества, противоречия и исключенного третьего.

В этике философ постулировал в качестве цели всех человеческих поступков счастье (эвдемония), которое заключается в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы (если сущность человека – душа, то его эвдемония состоит в ее активности, то есть в мышлении и познании). Таким образом доказывалось преимущество духовной работы над физической.

Политическая теория Аристотеля. Оптимальное государственное устройство должно представлять собой смесь демократии и олигархии, в которой демократические элементы должны преобладать. Их носителями должны быть крепкие слои средних собственников, которые должны быть ни бедны ни богаты, поскольку и те и другие склонны к развращенности и несправедливости. Аристотель сознавал, что человек может реализоваться лишь как член общества, которое он мыслил, как современный ему полис. Из идеологических предрассудков современного Аристотелю общества, он был вынужден оправдывать рабство, как порожденное самой природой, что противоречило его учению о едином принципе формы человека.

«Поэтика». Сохранился анализ поэтического искусства, который дает нам минимальное представление об эстетике Аристотеля. Функции искусства также многообразны, как и формы выражения. Имеется в виду подражание (mimesis), которое на основе частного выражает общие типы и их сущность, следовательно познание осуществляет позитивное психологическое действие, очищение (katharsis) души от аффектов (подробнее о катарсисе см. в вопросе 16 к зачету по курсу Античной литературы).

«Физика», «О небесах». В этих работах представлены натурфилософские воззрения Аристотеля. Вселенная вечна, но ограничена концентрическими сферами космоса, по ту сторону которого не существует тел, а следовательно, также и пространства, времени и движения. Все вещи определяются своим качественным характером, своим «естественным движением», «естественным местом». В надлунной области вещи состоят из эфира, в подлунной – из огня, воздуха, воды и земли. Земля же покоится в центре Вселенной. В земной природе существует иерархия субстанциальных форм, которая ведет от неорганического к человеку. Из вечности и неизменности субстанциальных форм следует постоянство видов и отсутствие эволюционного развития.


Сейчас читают про: