Социально-экономическое развитие БССР в 1970-1980.Нарастание кризисных явлений
Период с 1970 по 1985 гг. был для народн хоз-ва СССР, в том числе и БССР, противоречивым, полным парадоксов и контрастов. Создавались новые отрасли пром-ти, вступали в строй новые пром.предприятия и одноврем падали темпы эк роста. Вместе с передовым уровнем в аэрокосмической и оборонной отраслях сохранялись устаревшие технологии и оборуд в большинстве других отраслей. Был достигнут бесспорный рост благосостояния и реальных доходов населения и одновременно с этим быстро рос дефицит товаров первой необходимости. Снижение темпов роста нац.дохода, продукции пром-сти, произ-сти труда свидетельствовало о том, что в экономике СССР, в том числе и Б, сложился механизм торможения соц-эк развития, стали нарастать кризисные явления. Их осн причинами были: 1. Существующий хозяйственный механизм с моно-полией гос.собственности,администрат-командными методами руководства, централизованным планированием и распределением стал архаическим и превратился в тормоз на пути развития сил. 2. Полностью себя исчерпали производств.отношения.3.Нежелание политического руководства страны проводить реформирование форм и методов хозяйствования. 4. Негативно влияли на экономику и существовавшие политические отношения.В 70-е — первой пол 80-х гг. с/х Б развивалось также весьма противоречиво, когда вместе с безусловными достижениями были и очевидные провалы. Итоги работы с/х уже не удовлетворяли спрос нас республики на продукты питания. В начале 80-х гг. с/х СССР оказалось в кризисном положении. Уро-жайность практически не росла. В надежде повысить эффективность с/х в мае 1982 г. был создан Аграрно-промышленный комплекс (АПК) СССР и принята Продовольственная программа СССР до 1990 г. К середине 80-х гг. проблема обеспечения нас СССР, в том числе и БССР, настолько обострилась, что вновь появились карточки, было введено нормирование потребления.
С сер 80-х г. Беларусь, как и другие советские республики вступила в период радикальных эк и соц преобразований. Их необходимость была обусловлена тем сложным эк. и полит.положением, в котором оказалась страна на рубеже 70 - 80 гг.Стартовые позиции для эк превращений 1985 были довольно благоприятными. Были не такими большими дефицит бюджета и внешн задолж-ть, потребительский рынок находился в состоянии относите равновесия, цены росли не так обвально. Учитывая эти преимущества, страна могла бы быстро и с меньшими потерями перейти к рыноч эк-ке. Но поиски путей перестройки экономических отношений, кот. устроил Горбачев, начались не с радикальных рыночных идей, а с очень скромных проектов.Апрельский пленум ЦК КПСС, XXVII съезд партии определили новый политич курс, направл на ускорение соц-эк развития. Под этим понималось повыш темпов эк развития путем интенсификации пр-ва с учетом научно-технического прогресса, структурной перестройки эк-ки, новых, эфф форм организации, управления и стимулирования труда.Первые шаги в осуществлении нового курса привели к некоторому оживлению и определенным сдвигам в жизни страны. Сначала в целом успешно выполнялись задания двенадцатой пятилетки, росло пр-во.В ходе осуществления курса на ускорение соц-эк развития СССР делались первые шаги в направлении к рыноч отношениям. Таким первым значительным шагом стало введение самофинансирования. Этот эксперимент начался в 1986 г. Прошлый механизм распределения прибыли был изменен.К осени 1986 стало очевидным, что значит сдвигов в осущ. курса на ускорение не удается добиться. Народное хоз-во Беларуси продолжало работать по старой схеме, используя приказы, корректировку планов, политич кампании. Остались незыблемыми администрат-командная система упр и огромный бюрократический аппарат, которые глушили позитивные идеи. След важным этапом в перестройке эк отношений стал переход от курса на ускорение к радикальной эк реформе. В июне 1987 Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О государственном предприятии», а потом Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов о радикальной эк реформе. Их осн задачей было осущ переход от администрат методов к эк. Предусматривалось изменить сущ систему планирования с целью повысить самост-ть предприятий в планировании и распред продукции. Предполагалось постепенно перейти от распределения ресурсов по фондам к оптовой торговле, ввести договорные и самостоятельно определенные цены.Эта реформа была для того времени масштабной и радикальной, однако из-за различных причин не дала положит рез-в. Кризис, который начался в 1988 г. стал глубоким и острым. Его можно отнести к самым длительным экономическим кризисам в мировой экономике. Его можно сравнить с большим американским кризисом 1929 - 1933 гг.