Растения и деревья

Рисуя, дети могут быть свидетелями процессов жизни расте­ния. Снизу — тьма, сверху — сияющий свет. С одной стороны - желтый цвет, делающий свет видимым для глаз, а с другой сто­роны - синий, первый цвет, возникающий при освещении тьмы. Важно, однако, весь лист покрыть мягким карминовым красным - так же, как мы это делали, создавая образы сотворения мира в 3 классе: тепло, из которого все возникает, спокойно распростра­няется по всему листу. Затем желтый будет светить сквозь крас­ный сверху донизу и встретится с синим, положенным у основа­ния листа. В середине благодаря красному возникнет темный зе­леный, более темный, чем при простом смешивании синего и желтого. Так мы напрямую подходим к словам Штайнера о том, что растительный характер зеленого полностью раскрывается, ес­ли его нарисовать темнее, чем он есть на самом деле. Так созда­ется растительный зеленый. Слово зеленый связано со старым германским словом «gehre», что означает: прорастать, процесс роста. В нашем (голландском) языке слова groen (зеленый) и gro-eien (рост) - связаны фонетически.

Зеленый, который мы видим в растительном мире, наиболее существенная часть растения. Он - элемент жизни и роста. Этот жизненный элемент сам по себе имеет цвет, например, красный, который Штайнер называет «сиянием жизни». Зеленый - не жизнь непосредственно, а ее образ. «Зеленый - безжизненный образ живого». Красный указывает на новые побеги на растениях и деревьях, которые особенно видны весной. Этот живой «сияю­щий» элемент проявляется по-настоящему тогда, когда прибли­жается лето и растение постепенно исчезает в утяжеляющемся зе­леном. Так и буковый лес ранней весной просвечивает розовым сиянием сквозь листву. Спустя несколько недель зеленая тень опустится на лес, и красный вернется лишь осенью как послед­ний признак жизни. Красный - блеск живого, а зеленый - его мертвый образ. (См. главу 6.1.)

Чтобы конкретизировать эту мысль, нарисуем красный «под» желтым и синим. Прусский синий дает более ясный, бо­лее холодный зеленый, чем ультрамариновый, который содер­жит больше красного и, соответственно, теплее. Последним мы можем воспользоваться, создавая зеленый цвет мха. Совершен­но другой оттенок цвета получится, когда в созданном зеленом синий сверху, а желтый - под ним. Внизу можно чуть усилить красный, дабы создать там земные цвета при помощи синего и желтого. Использование большего количества синего в живопи­си создает влажный климат, красного - укрепляет элемент теп­лоты, а желтого — элемент света. На уроках живописи дети ис­пользуют все эти элементы, чтобы, таким образом, различными способами открыть, как создается зеленый. Восьмое базовое уп­ражнение для учителей можно также использовать в работе с учениками для объяснения растительного характера зеленого цвета. Лист и стебель могут быть созданы просто из цвета, без прорисовывания. В том месте, где более светлый зеленый со­седствует с более темным, словно сами по себе, возникают фор­мы. Когда мы усиливаем теплый элемент в той части рисунка, где находится воздух / солнечный свет, у учеников как по вол­шебству возникают цветы: сначала красный, оранжевый, жел­тый и, наконец, синий и фиолетовый. Цветок - кульминацион­ный момент, точка концентрации тепла и некий конечный пункт в развитии растения, прежде чем оно даст семя. В 6 и 7 классе для рисования подходят также и другие виды растений. Изумительным примером для рисования во время эпохи ботани­ки в 5 классе является одуванчик: корень, лист, стебель и све­тящийся желтый цветок.

Вот как высказывается Штайнер относительно обсуждения с детьми деревьев на уроке ботаники: «Посмотрите и представьте то растение рядом с этим деревом. Как после этого выглядит дере­во? Да, его корни, определенно, находятся у основания, но тогда у растения нет стебля, а остается только ствол. Затем дерево рас­правляет свои ветви, и кажется, будто на ветках растут именно эти растения. Поскольку на этих ветках листья и цветы - это ма­ленькие растения, мы можем увидеть луг в совершенно другом свете: по всему лугу растут желтые лютики. Луг покрыт растени­ями, и у каждого свои корни в почве. А у дерева это похоже на то, как будто кто-то взял луг, поднял и перевернул его вверх но­гами для того, чтобы все цветы начали там расти. Сам по себе ствол — это часть земли. Дерево подобно лугу, на котором растут цветы».

Шаг от рисования травянистого растения к рисованию дере­ва незначительный, но важный. У дерева ствол выталкивает зем­ной элемент, и листва создает элемент воздуха/света. На этом эта­пе нет необходимости принимать во внимание какой-то особен­ный вид деревьев, поскольку в детских работах появится много видов деревьев. Мы в основном заинтересованы в процессе станов­ления, поэтому можно сфокусировать свое внимание на временах года и на разных стадиях развития дерева. Важно обсудить соот­ношения размеров ствола и кроны, иначе мы будем видеть в ра­ботах много, так сказать, деревьев-«младенцев»: толстые стволы с маленькими кронами. Небольшой совет для того, чтобы сделать дерево более сияющим и придать ему более живые черты: нужно нарисовать фон вокруг дерева темнее. Это оживит листву. Для цветущих весной деревьев можно использовать много нежных цветов. Дети откроют для себя, что каждое изменение цвета соз­дает различные деревья в разные времена года.

В завершение приведем другое описание, принадлежащее Штайнеру: «Солнце. Солнечный свет падает на дерево. Не нуж­но начинать рисунок с дерева, начните со света и тьмы, потому что дерево создано из цветового контраста и происходит из све­та. Не начинайте с абстракции: дерево зеленое. Не позволяйте рисовать листья зелеными, их вообще не нужно рисовать. Нуж­но рисовать свет»[14].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: