Рисуя, дети могут быть свидетелями процессов жизни растения. Снизу — тьма, сверху — сияющий свет. С одной стороны - желтый цвет, делающий свет видимым для глаз, а с другой стороны - синий, первый цвет, возникающий при освещении тьмы. Важно, однако, весь лист покрыть мягким карминовым красным - так же, как мы это делали, создавая образы сотворения мира в 3 классе: тепло, из которого все возникает, спокойно распространяется по всему листу. Затем желтый будет светить сквозь красный сверху донизу и встретится с синим, положенным у основания листа. В середине благодаря красному возникнет темный зеленый, более темный, чем при простом смешивании синего и желтого. Так мы напрямую подходим к словам Штайнера о том, что растительный характер зеленого полностью раскрывается, если его нарисовать темнее, чем он есть на самом деле. Так создается растительный зеленый. Слово зеленый связано со старым германским словом «gehre», что означает: прорастать, процесс роста. В нашем (голландском) языке слова groen (зеленый) и gro-eien (рост) - связаны фонетически.
Зеленый, который мы видим в растительном мире, наиболее существенная часть растения. Он - элемент жизни и роста. Этот жизненный элемент сам по себе имеет цвет, например, красный, который Штайнер называет «сиянием жизни». Зеленый - не жизнь непосредственно, а ее образ. «Зеленый - безжизненный образ живого». Красный указывает на новые побеги на растениях и деревьях, которые особенно видны весной. Этот живой «сияющий» элемент проявляется по-настоящему тогда, когда приближается лето и растение постепенно исчезает в утяжеляющемся зеленом. Так и буковый лес ранней весной просвечивает розовым сиянием сквозь листву. Спустя несколько недель зеленая тень опустится на лес, и красный вернется лишь осенью как последний признак жизни. Красный - блеск живого, а зеленый - его мертвый образ. (См. главу 6.1.)
Чтобы конкретизировать эту мысль, нарисуем красный «под» желтым и синим. Прусский синий дает более ясный, более холодный зеленый, чем ультрамариновый, который содержит больше красного и, соответственно, теплее. Последним мы можем воспользоваться, создавая зеленый цвет мха. Совершенно другой оттенок цвета получится, когда в созданном зеленом синий сверху, а желтый - под ним. Внизу можно чуть усилить красный, дабы создать там земные цвета при помощи синего и желтого. Использование большего количества синего в живописи создает влажный климат, красного - укрепляет элемент теплоты, а желтого — элемент света. На уроках живописи дети используют все эти элементы, чтобы, таким образом, различными способами открыть, как создается зеленый. Восьмое базовое упражнение для учителей можно также использовать в работе с учениками для объяснения растительного характера зеленого цвета. Лист и стебель могут быть созданы просто из цвета, без прорисовывания. В том месте, где более светлый зеленый соседствует с более темным, словно сами по себе, возникают формы. Когда мы усиливаем теплый элемент в той части рисунка, где находится воздух / солнечный свет, у учеников как по волшебству возникают цветы: сначала красный, оранжевый, желтый и, наконец, синий и фиолетовый. Цветок - кульминационный момент, точка концентрации тепла и некий конечный пункт в развитии растения, прежде чем оно даст семя. В 6 и 7 классе для рисования подходят также и другие виды растений. Изумительным примером для рисования во время эпохи ботаники в 5 классе является одуванчик: корень, лист, стебель и светящийся желтый цветок.
Вот как высказывается Штайнер относительно обсуждения с детьми деревьев на уроке ботаники: «Посмотрите и представьте то растение рядом с этим деревом. Как после этого выглядит дерево? Да, его корни, определенно, находятся у основания, но тогда у растения нет стебля, а остается только ствол. Затем дерево расправляет свои ветви, и кажется, будто на ветках растут именно эти растения. Поскольку на этих ветках листья и цветы - это маленькие растения, мы можем увидеть луг в совершенно другом свете: по всему лугу растут желтые лютики. Луг покрыт растениями, и у каждого свои корни в почве. А у дерева это похоже на то, как будто кто-то взял луг, поднял и перевернул его вверх ногами для того, чтобы все цветы начали там расти. Сам по себе ствол — это часть земли. Дерево подобно лугу, на котором растут цветы».
Шаг от рисования травянистого растения к рисованию дерева незначительный, но важный. У дерева ствол выталкивает земной элемент, и листва создает элемент воздуха/света. На этом этапе нет необходимости принимать во внимание какой-то особенный вид деревьев, поскольку в детских работах появится много видов деревьев. Мы в основном заинтересованы в процессе становления, поэтому можно сфокусировать свое внимание на временах года и на разных стадиях развития дерева. Важно обсудить соотношения размеров ствола и кроны, иначе мы будем видеть в работах много, так сказать, деревьев-«младенцев»: толстые стволы с маленькими кронами. Небольшой совет для того, чтобы сделать дерево более сияющим и придать ему более живые черты: нужно нарисовать фон вокруг дерева темнее. Это оживит листву. Для цветущих весной деревьев можно использовать много нежных цветов. Дети откроют для себя, что каждое изменение цвета создает различные деревья в разные времена года.
В завершение приведем другое описание, принадлежащее Штайнеру: «Солнце. Солнечный свет падает на дерево. Не нужно начинать рисунок с дерева, начните со света и тьмы, потому что дерево создано из цветового контраста и происходит из света. Не начинайте с абстракции: дерево зеленое. Не позволяйте рисовать листья зелеными, их вообще не нужно рисовать. Нужно рисовать свет»[14].