ЖИВОПИСЬ В 5 КЛАССЕ
Базовое упражнение 76 для учителей
Базовое упражнение 7а для учителей
Исходя из рисования настроений природы, необходимо исследовать пространство серых и коричневых цветов. До этого времени дети рисовали преимущественно тремя основными цветами в сопровождении смешанных цветов и вторичных цветов. Однако есть большая группа цветов, получаемых из трех чистых цветов: третичные цвета, относящиеся к «земным» цветам. Чтобы получить множество различных «земных» цветов за один раз, мы можем делать следующее упражнение, так называемое «упражнение перехода». Это упражнение необходимо сделать каждому до того, как начать преподавать в 4 классе. Делается оно следующим образом.
Три первичных цвета: желтый, красный и синий рисуют на листе тремя равноценными частями. Сверху, снизу справа и снизу слева. Цвета находятся близко друг к другу без лишнего пространства между ними. Затем желтый (краской, которая на листе) прорисовывается в красный (кисть ополоснуть), синий, который на листе, прорисовывается в желтый (кисть ополоснуть), и небольшим количеством красного, взятого из стаканчика (поскольку красный на листе уже превратился в оранжевый путем смешивания с желтым), мы прорисовываем в синий. Все три чистых цвета теперь сдвинулись, и появились три смешанных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Теперь мы также передвигаемся по этим трем цветам, поначалу не набирая новой краски. Зеленый мы прорисовываем в оранжевый, оранжевый -в фиолетовый и фиолетовый - в зеленый. В тех местах, где слишком мало краски на листе, мы можем взять краску из стаканчиков. Цель в том, чтобы рисовать как можно дольше этими цветами. Сейчас созданы все виды третичных цветов: коричневых и серых. Теоретически, должен возникать один и тот же цвет. В конце концов, все цвета происходят из того же желтого, синего и красного. Практика показывает, что, нанося краски различным образом в живом процессе живописи, можно добиться изобилия цветов. Не каждый немедленно распознает это богатство. После переживания ярких сияющих цветов, эти новые цвета не всегда признаются приятными. Много работая с ними, можно различить все больше и больше нюансов. Фактически двойные смешанные цвета вообще-то заставляют сиять одиночные. Это требует времени, чтобы научиться оценивать их и находить их «прекрасными». Дети иногда относят их к «осенним» цветам, а иногда им сложно увидеть их ценность. «Фу, какие грязные цвета, - говорит один ребенок, - лучше у меня будут желтый и красный!» Путь к серым оттенкам для некоторых является болезненным. Однако, эти цвета нам нужны для рисования настроений ночи и среды обитания существ, живущих близко к земле или под землей.
Следующее базовое упражнение является подготовкой к рисованию ландшафтов в 5 классе и ранее, когда мы соединяем это с сотворением мира в Северной мифологии (Муспельхейм и Невельхеим).
Разрежьте лист для живописи стандартного формата на три равные по длине части. Разложите их один под другим. Темой для этих трех упражнений будет ландшафт.
Мы выбираем по два цвета для каждого листа: для верхнего - лимонный и золотой желтый, для среднего - киноварь и карминовый красный, для нижнего - ультрамариновый и прусский синий.
Таким образом, мы выбираем теплый и холодный оттенок одного и того же цвета для каждого листа. Теперь мы зарисовываем одним из этих двух оттенков на верхней половине продолговатого листа и другим - на оставшейся половине снизу. Не имеет значения, начинаете ли вы рисовать сверху лимонным или золотым желтым. Можно попробовать оба варианта. Разделительная линия между этими двумя цветами не обязательно должна быть прямой, иначе она тут же приобретает значение линии горизонта. Когда все шесть цветов нанесены на листы, можно легко выбирать, с какими цветами каждый хочет продолжить работать. В небольших цветовых пространствах легко обозначить горы, облака, озера, деревья и т.д. Важно удостовериться, что первоначальные цвета продолжают доминировать.
Когда ландшафты закончены, они произведут три совершенно разных впечатления. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы научиться наблюдать, как эти различные цвета выражают настроения природы, или как крайне теплые или холодные цвета определяют настроения ландшафта. Вышеупомянутое упражнение может быть также сделано с двумя зелеными, оранжевыми или фиолетовыми цветами. Возможны различные комбинации. Каждая достигает другого места на земле, другого климата, времени дня или года.
Это базовое упражнение помогает нам рассматривать цветовой круг с точки зрения душевных настроений и позволяет нам соединить цвета четырех элементов: земли, воды, огня/тепла, света и воздуха, избрать путь от душевного настроения к настроению природы. Выстроив эти элементы по кругу, описав их и, более того, соединив их в четыре направления, согласно их тенденциям, можно прийти к следующему делению: между желтым и красным - юг, на противоположной стороне, между синим и зеленым - север, между зеленым/желтым - запад и фиолетовый цвет - восток. Между Востоком и Югом - элемент огня, тепла. Между Югом и Западом - влажность. Между Западом и Севером
- элемент воздуха/света и, наконец, между Севером и Востоком
- земной элемент, который также может переживаться как элемент сухости.
Таким образом, тепло и холод, влага и сухость стоят в круге напротив друг друга. Мы можем использовать этот цветовой круг, чтобы ориентироваться в настроениях природы. Позже мы можем тогда применить это к ландшафтам в последующих классах.
В 5 классе горизонты становятся шире. Теперь на уроках ботаники мы обсуждаем растения, цветы и деревья. Мир растений образует тонкую прослойку между небом и землей. Форма, цвет и рост растений зависят от условий местности. Корни ютятся в земле, стебель, лист и цветок восходят к солнцу. Солнечный свет и тепло необходимы для жизни растения. Растение находится в движении между темнотой земли и светом небес. Оно стремится вверх, несмотря на силу притяжения земли. Цветы окрашиваются, распространяют ароматы, принимают все оттенки цвета и их семена плывут по ветру. Этот мир захватывает 9-10-летнего ребенка. На примере различных видов растений мы можем наблюдать развитие, связанное со стадиями развития растущего человека. Поганки растут под землей, и только небольшая их часть выглядывает из-под земли. Папоротник распускает свои листья медленно, но верно. В ряду примеров ученики могут видеть и переживать, как растения развиваются и усложняются вплоть до процесса одеревенения, который мы наблюдаем в стебле розы. В формах цветов дети находят пяти- и шестиконечные звезды. В том, как листья прикрепляются к стволу, или, например, в сердцевине подсолнуха они даже обнаружат спиралевидные формы. Все создано, растет и цветет на стыке двух полярностей: света и тьмы. Весеннее солнце выводит на ветви первую свежую зелень (по-гречески «хлорос»). В летнем солнце растительность становится тяжелой и насыщенной. Осенью летнее тепло проявляется еще раз в ярких красках листьев, перед тем, как потухшим возвратиться в землю, пока плоды и семена обязуются сохранять жизнь в течение зимних месяцев. Эти повторяющиеся ежегодно природные процессы являются источником вдохновения в нашей художественной деятельности. В 5 классе нас не интересует схематическое представление о растении или его анализ. Дети должны пережить растение как одну из составляющих окружающей нас среды, созданной этими четырьмя элементами. Годовой путь растения - это замкнутый круг, являющийся, однако, новым витком спирали в развитии. Рождение и умирание тесно связаны. Из того, что кажется мертвым, рождается новая жизнь.