Процессы и их переживание

ЖИВОПИСЬ В 5 КЛАССЕ

Базовое упражнение 76 для учителей

Базовое упражнение 7а для учителей

Исходя из рисования настроений природы, необходимо иссле­довать пространство серых и коричневых цветов. До этого времени дети рисовали преимущественно тремя основными цветами в соп­ровождении смешанных цветов и вторичных цветов. Однако есть большая группа цветов, получаемых из трех чистых цветов: тре­тичные цвета, относящиеся к «земным» цветам. Чтобы получить множество различных «земных» цветов за один раз, мы можем де­лать следующее упражнение, так называемое «упражнение перехо­да». Это упражнение необходимо сделать каждому до того, как на­чать преподавать в 4 классе. Делается оно следующим образом.

Три первичных цвета: желтый, красный и синий рисуют на листе тремя равноценными частями. Сверху, снизу справа и сни­зу слева. Цвета находятся близко друг к другу без лишнего пространства между ними. Затем желтый (краской, которая на лис­те) прорисовывается в красный (кисть ополоснуть), синий, кото­рый на листе, прорисовывается в желтый (кисть ополоснуть), и небольшим количеством красного, взятого из стаканчика (пос­кольку красный на листе уже превратился в оранжевый путем смешивания с желтым), мы прорисовываем в синий. Все три чистых цвета теперь сдвинулись, и появились три смешанных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Теперь мы также пе­редвигаемся по этим трем цветам, поначалу не набирая новой краски. Зеленый мы прорисовываем в оранжевый, оранжевый -в фиолетовый и фиолетовый - в зеленый. В тех местах, где слишком мало краски на листе, мы можем взять краску из ста­канчиков. Цель в том, чтобы рисовать как можно дольше этими цветами. Сейчас созданы все виды третичных цветов: коричне­вых и серых. Теоретически, должен возникать один и тот же цвет. В конце концов, все цвета происходят из того же желтого, синего и красного. Практика показывает, что, нанося краски различным образом в живом процессе живописи, можно добить­ся изобилия цветов. Не каждый немедленно распознает это бо­гатство. После переживания ярких сияющих цветов, эти новые цвета не всегда признаются приятными. Много работая с ними, можно различить все больше и больше нюансов. Фактически двойные смешанные цвета вообще-то заставляют сиять одиноч­ные. Это требует времени, чтобы научиться оценивать их и нахо­дить их «прекрасными». Дети иногда относят их к «осенним» цветам, а иногда им сложно увидеть их ценность. «Фу, какие грязные цвета, - говорит один ребенок, - лучше у меня будут желтый и красный!» Путь к серым оттенкам для некоторых яв­ляется болезненным. Однако, эти цвета нам нужны для рисова­ния настроений ночи и среды обитания существ, живущих близ­ко к земле или под землей.

Следующее базовое упражнение является подготовкой к ри­сованию ландшафтов в 5 классе и ранее, когда мы соединяем это с сотворением мира в Северной мифологии (Муспельхейм и Невельхеим).

Разрежьте лист для живописи стандартного формата на три равные по длине части. Разложите их один под другим. Темой для этих трех упражнений будет ландшафт.

Мы выбираем по два цвета для каждого листа: для верхнего - лимонный и золотой желтый, для среднего - киноварь и кар­миновый красный, для нижнего - ультрамариновый и прусский синий.

Таким образом, мы выбираем теплый и холодный оттенок од­ного и того же цвета для каждого листа. Теперь мы зарисовыва­ем одним из этих двух оттенков на верхней половине продолгова­того листа и другим - на оставшейся половине снизу. Не имеет значения, начинаете ли вы рисовать сверху лимонным или золо­тым желтым. Можно попробовать оба варианта. Разделительная линия между этими двумя цветами не обязательно должна быть прямой, иначе она тут же приобретает значение линии горизон­та. Когда все шесть цветов нанесены на листы, можно легко вы­бирать, с какими цветами каждый хочет продолжить работать. В небольших цветовых пространствах легко обозначить горы, обла­ка, озера, деревья и т.д. Важно удостовериться, что первоначаль­ные цвета продолжают доминировать.

Когда ландшафты закончены, они произведут три совершен­но разных впечатления. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы научиться наблюдать, как эти различные цвета выражают настроения природы, или как крайне теплые или холодные цве­та определяют настроения ландшафта. Вышеупомянутое упраж­нение может быть также сделано с двумя зелеными, оранжевыми или фиолетовыми цветами. Возможны различные комбинации. Каждая достигает другого места на земле, другого климата, вре­мени дня или года.

Это базовое упражнение помогает нам рассматривать цвето­вой круг с точки зрения душевных настроений и позволяет нам соединить цвета четырех элементов: земли, воды, огня/тепла, света и воздуха, избрать путь от душевного настроения к настро­ению природы. Выстроив эти элементы по кругу, описав их и, более того, соединив их в четыре направления, согласно их тен­денциям, можно прийти к следующему делению: между желтым и красным - юг, на противоположной стороне, между синим и зеленым - север, между зеленым/желтым - запад и фиолетовый цвет - восток. Между Востоком и Югом - элемент огня, тепла. Между Югом и Западом - влажность. Между Западом и Севером

- элемент воздуха/света и, наконец, между Севером и Востоком

- земной элемент, который также может переживаться как эле­мент сухости.

Таким образом, тепло и холод, влага и сухость сто­ят в круге напротив друг друга. Мы можем использовать этот цветовой круг, чтобы ориентироваться в настроениях природы. Позже мы можем тогда применить это к ландшафтам в последу­ющих классах.

В 5 классе горизонты становятся шире. Теперь на уроках бо­таники мы обсуждаем растения, цветы и деревья. Мир растений образует тонкую прослойку между небом и землей. Форма, цвет и рост растений зависят от условий местности. Корни ютятся в земле, стебель, лист и цветок восходят к солнцу. Солнечный свет и тепло необходимы для жизни растения. Растение находится в движении между темнотой земли и светом небес. Оно стремится вверх, несмотря на силу притяжения земли. Цветы окрашивают­ся, распространяют ароматы, принимают все оттенки цвета и их семена плывут по ветру. Этот мир захватывает 9-10-летнего ре­бенка. На примере различных видов растений мы можем наблю­дать развитие, связанное со стадиями развития растущего челове­ка. Поганки растут под землей, и только небольшая их часть выг­лядывает из-под земли. Папоротник распускает свои листья мед­ленно, но верно. В ряду примеров ученики могут видеть и пере­живать, как растения развиваются и усложняются вплоть до про­цесса одеревенения, который мы наблюдаем в стебле розы. В фор­мах цветов дети находят пяти- и шестиконечные звезды. В том, как листья прикрепляются к стволу, или, например, в сердцеви­не подсолнуха они даже обнаружат спиралевидные формы. Все создано, растет и цветет на стыке двух полярностей: света и тьмы. Весеннее солнце выводит на ветви первую свежую зелень (по-гре­чески «хлорос»). В летнем солнце растительность становится тяжелой и насыщенной. Осенью летнее тепло проявляется еще раз в ярких красках листьев, перед тем, как потухшим возвратиться в землю, пока плоды и семена обязуются сохранять жизнь в те­чение зимних месяцев. Эти повторяющиеся ежегодно природные процессы являются источником вдохновения в нашей художес­твенной деятельности. В 5 классе нас не интересует схематичес­кое представление о растении или его анализ. Дети должны пере­жить растение как одну из составляющих окружающей нас сре­ды, созданной этими четырьмя элементами. Годовой путь расте­ния - это замкнутый круг, являющийся, однако, новым витком спирали в развитии. Рождение и умирание тесно связаны. Из то­го, что кажется мертвым, рождается новая жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: