Праздники года

Ландшафт, животные и цветовая перспектива

Основа, на которой строится изображение ландшафтов, лежит в различии между теплыми и холодными цветами. Имея это в ви­ду, мы можем обсуждать с детьми настроения утра, вечера и ночи. Вечером после заката земля холоднее воздуха или теплее? Вечером воздух всегда остывает быстрее, в то время как земля сохраняет тепло дольше. Земля даже выпускает «пар», который мы наблюда­ем в виде тумана, стелящегося над землей и водой. На рассвете про­исходит значительная, перемена. Воздух быстро нагревается сол­нцем, в то время как земля все еще холодна после ночи. Дети ха­рактеризуют чередование тепла и холода и определяют для себя выбор цветов: прусский синий или ультрамариновый? Лимонный или золотой желтый? Карминовый красный или киноварь? Для ночного настроения хорошо подойдет индиго. Прусский синий с не­большим количеством красной киновари создает красивый холод­ный темный фон при бледном белом/желтом лунном свете. Это во­да, отражающая луну, или открытое пространство в лесу, на кото­ром много теней? Каждый урок можно обсуждать с детьми: место, где они живут, страну и время, соединяя это иногда с эпохой геог­рафии. Базовый или основной цвет, на котором в дальнейшем бу­дет развиваться работа, может произвести особый эффект, - напри­мер, если рисунок рисуется на ярко-красной основе. Дети сразу же представят себя в теплых, тропических странах. В 6 и 7 классе эти задания могут включать крайние области земли. В живых описа­ниях далеких чужих стран могут появиться и животные.

Форма заданий, связанных с животными, та же и дается тем же методом, что и в 4 классе. Африканский слон может начинать­ся с синего цвета в среде джунглей, верблюд - с золотого желто­го. Из-под завесы синего появляется фигура в теплых коричневых оттенках. Совы, нарисованные в коричневых и серых цветах, вол­шебно возникают в ночном настроении индиго. Позвольте детям рисовать животных в большом масштабе цветами их характера. «В каких условиях вы видели такое животное?» Пытайтесь вовле­кать в задания и собственные переживания учеников. Так усили­вается отношение к художественному процессу, и дети будут чувс­твовать себя более вовлеченными в процесс, даже если только один ребенок видел это животное и смог рассказать о нем.

Работа, исходящая из цвета и цветовых пространств, остает­ся важным моментом даже сейчас. Глубина, эффект трехмернос­ти в рисовании является результатом совместного действия раз­личных цветовых пространств. Какие-то цвета отступают, какие-то продвигаются вперед. Дети легко склоняются к тому, чтобы рисовать темнее с одной стороны, особенно рисуя горы. Произво­дя замечательный эффект, это также подчеркивает работу света и тени, которая позднее будет задействована в черно-белом рисова­нии. Дети будут стремиться к этому эффекту глубины, используя различные цвета, вызывая так называемую «цветовую перспекти­ву». Мы находим подобные изумительные примеры в работе мно­гих импрессионистов, например, Сезанна. Это дает обилие цвета и помещает ландшафт в захватывающий цветовой тон, контрас­тируя с резкостью изобретенного оптического эффекта линейной перспективы.

Когда класс или его часть упорно склоняется к созданию гра­фических или светотеневых образов, учитель может отыскать все виды различных цветовых упражнений предыдущих лет, чтобы дать детям возможность заново погрузиться в цвета. В противо­вес, можно удовлетворять потребность в этом графическом симво­ле посредством эскизных упражнений. Живопись и рисунок полярны друг другу, пространство противопоставлено линии. В ри­совании ландшафтов оба эти элемента легко сочетаемы. Можно обсуждать пути работы отдельно с обоими элементами, тем са­мым упрощая дело.

Начиная с 3 класса мы можем использовать цвета, соединяя их непосредственно с временами года: светло-красный с зеленым и желтым (весеннее настроение) или золотой желтый, красно-о­ранжевый и синий (осенне-зимнее настроение), пока еще без ка­ких-либо специфических образов. В 4 классе они скрыты: напри­мер, в изображениях Мадонны с Младенцем, трех Королей, Свя­того Михаила и Дракона, детей с фонариками, праздника Свято­го Мартина, ночного огня Ивана Купала. Дети обсуждают цвето­вое настроение, и достаточно скоро бросается в глаза живое взаи­модействие цветов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: