Особенности индустриализации

Первый пятилетний план. 1928-1933.

Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строились свыше 500 новых заводов. Началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс) Развитие шло за счет ресурсов самих предприятий и перераспределения в пользу индустрии национального дохода.

Индустриализация и коллективизация в СССР.

Перед страной в 20 годы 20 века очевидной стала проблема модернизации. Сталинский вариант модернизации: индустриализация и коллективизация.

Курс на индустриализацию провозгласили в декабре 1925 года на XIV съезде Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) – ВКП (б). Партия переименована после образования СССР.

Начало политики индустриализации законодательно закреплено в апреле 1927 года на IV съезде Советов СССР.

Цели индустриализации:

· Превращение страны из аграрной в индустриальную

· Преодоление технико-экономической отсталости страны

· Достижение экономической независимости

· Создание мощной тяжелой и оборонной промышленности

· Формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации

Индустриализация меняет систему управления промышленностью: чрезмерная централизация, директивное командование. Не разведены функции хозяйственных и партийных органов, которые постоянно вмешивались в деятельность промышленных предприятий.

План разрабатывался ведущими учеными. Утвержден на V Всесоюзном съезде Советов.

Главная задача пятилетки – превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. Начинается сооружение предприятий металлургии, тракторостроения, автомобилестроения, авиастроения. Но скоро планы начали «корректировать» представители партии и Пленум ЦК ВКП (б) состоявшийся в ноябре 1929 года утвердил новые контрольные цифры развития в сторону значительного увеличения. Сталин и его окружение считали, что можно выпустить вместо 100 тысяч автомобилей 200 тысяч, вместо 55 тысяч тракторов 170 тысяч и т.д. Реальной основы под этими цифрами не было. Лозунг «Догнать и перегнать!» капиталистические страны. Ускоренные темпу индустриализации потребовали увеличения капиталовложений, перекачиваются средства из аграрного сектора, выпускаются займы, эмиссия денег, углубляется инфляция. Лживо было заявлено о выполнении пятилетки в 4 года и 3 месяца, «откорректированные» задания выполнить не удалось.

Вторая пятилетка. 1933-1937. План развития утвержден XVII съездом ВКП (б).

Приоритет в развитии тяжелой индустрии в ущерб легкой промышленности. Главная экономическая задача – завершить реконструкцию народного хозяйства на основе новейшей техники. Плановые задания были более реальными. Смогли построить 4,5 тысячи крупных промышленных предприятий, десятки доменных и мартеновских печей, шахт. В Москве проложена первая линия метрополитена. Завершение плана было объявлено досрочным. Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом советских людей. Организуется социалистическое соревнование, откликнулись тысячи людей. Получило широкое развитие стахановское движение (Стаханов за смену в шахте дал 14 трудовых норм). Трудовой энтузиазм во многом определил итоги индустриализации.

· Высокие темпы и сжатые исторические сроки

· Развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой и перекачка средств из аграрного сектора

Итоги и последствия:

· Реконструирована материально-техническая база народного хозяйства

· Созданы новые отрасли промышленности: химическая, автомобильная и др.

· Достигнута экономическая независимость

· Создание мощного промышленного военного комплекса.

· Рост городов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: