Средняя и старшая школа
Большинство рекомендаций Штайнера для средней школы уже упоминались в главах, в которых описано обучение по классам. Его эскизы для школы дают примеры того, какие темы и как следует отрабатывать, начиная с цвета. Также упоминались ранее и его замечания по поводу богатства, которое предлагают гравюры Дюрера в свете развивающего материала для старшего ученика. «Всегда начинайте с самого простого (идеи)» - один из его призывов, который сохранил свое значение на протяжении всех этих лет, но который не означает «всегда то же самое сначала». Для учителя старшей школы важно продолжать следовать, как подчеркивает Штайнер, при установлении в каждой работе определенной формы и темы, актуальным интересам класса и ученика и полагаться на богатый технический опыт, который ученики приносят с собой из основной школы.
Учитель проводит обсуждения в классе и индивидуальные обсуждения, чтобы помочь ученикам с заданием. Избегайте оценивания и суждений. Вопросы помогают учителю убедиться в том, что ученик учится наблюдать, размышлять и оценивать и способен меняться.
В старшей школе работа учеников должна развиваться из общей темы. Однако в период от 14 до 18 лет ученики сильно сосредоточены на собственных достижениях, и таким образом, обсуждение может привнести в работу разнообразие.
Учитель должен препятствовать тому, чтобы обсуждения превращались в заседания, на которых долго и глубоко ведутся раскопки, но позволяет при этом искренне и честно выражать мнения. На каждом уроке в любое время и в любом виде можно включать в план урока моменты для размышления, которые имеют стимулирующее воздействие. Например, обсуждается один проект или сравниваются два проекта, чтобы внести ясность в вопрос. Работы всех учеников можно при этом вывесить или выложить на полу. Ученики могут молча наблюдать, либо обсуждать все вместе на основе прямого вопроса учителя.
Для ученика огромное значение имеет видение того, что учитель замечает его работу и развитие. Вот почему папки и тетради учеников должны внимательно рассматриваться (учитель не всегда знает заранее, когда нужно дать определенный совет ученику; иногда лучше промолчать). Развивающаяся индивидуальность все еще ранима в своем недавно высвободившемся астральном теле.
В средней школе можно наблюдать проявления темпераментов в живописи. В старшей школе необходимо дальнейшее выяснение и изучение их с педагогической точки зрения.
Мы упоминали рекомендации Штайнера касательно того, что задания выполняются в полярных парах - параллельно или последовательно. Этот вид работы вызывает склонность к исследованию, изучению. Например, «восход» и «закат». Здесь искусство и наука дополняют друг друга. Искусство обучает нас в области формы и композиции. На уроке искусства мы встречаемся не только с талантливыми художниками, но также и с учениками, и с ремесленниками. Все возможности подойдут для практического занятия искусством при внимании к таким его аспектам, как исследование и дизайн(например, при создании иллюстрированной книжки или плаката. В случае изобразительных искусств это включает и оформление (рамку) и месторасположение в пространстве/комнате (куда какой рисунок подходит?).
Открывается дверь класса. Художественный терапевт делает знак ребенку. Другие ученики продолжают свою работу. На определенное время уделяется внимание только этому ребенку и более никому. Он рисует. Что он рисует - это не так важно. А как он рисует играет огромную роль: слабые или сильные цвета, мокрый или сухой лист, маленький или большой объем; как ребенок работает с кисточкой и т.д.; подбор слов терапевтом и его отношение с цветом и материалом - уравновешенное, почтительное и любящее. У ребенка есть возможность выразить себя во время рисования. Терапевт здесь для того, чтобы руководить каждым шагом. Он интенсивно наблюдает и контролирует процесс.
В терапии искусством выбор делается между лепкой, рисованием форм, живописью и смежными областями, на основе заключений консультировавшего врача. Каждая художественная деятельность имеет определенное воздействие на душевную сферу, благодаря которому душа страдает или исцеляется. Работа с цветом и водой обычно освобождает и открывает. На то, как мы засыпаем и пробуждаемся, влияют образы, которые проникают через наши мысли в душу. Живопись означает обогащение мира образов. Имея дело с цветом, мы усиливаем качество чувства или чувствительности. Атмосфера, настроение, жест и/или оттенок начинают быть частью действительности. Если в чувственной жизни появляется жесткость, тогда живопись, например, делает ребенка более восприимчивым.
Терапию искусством должно поддерживать медицинское лечение. Поэтому обязательны консультации у врача. Диагнозы и до, и после, терапевтические обсуждения требуют присутствия классного учителя.
Живопись, как она описана в этой книге (точно установленная по возрастам), также содержит определенное терапевтическое влияние. В педагогике, которая восходит из антропософской духовной науки, каждый предмет имеет терапевтическое воздействие. Однако о терапии, в смысле терапии искусством, не может быть и речи, когда речь идет о классе. Выделяя слишком сильно терапевтический аспект, кто-то использует живопись в качестве целительного «душа» или «лекарства», а это не ее основная функция.
В современной практике вальдорфской школы правильно и необходимо поощрять живопись, но не за терапевтическую ценность. Живопись как предмет в учебном плане служит педагогической цели. В сочетании с другими предметами она формирует гармоничную личность. В школе и классе мы заняты обработкой учебного материала здоровым образом; наша цель - здоровая инкарнация молодой личности.
Можно обнаружить, что определенные методы в терапии искусством являются подходящим средством для какого-то конкретного класса, например, аккуратное обращение с оборудованием (материалом), рисование определенных форм в определенном цветовом настроении или технике, даже рисование образов (кто-то рисует солнце, траву и т.д.), как в лечебной педагогике. Однако то, что подходит в терапии, не подходит автоматически в классе. Отношения ребенок-терапевт, терапевт-ребенок являются исцеляющей основой, в которой все виды лечения становятся «терапией». Учитель стремится к другой, педагогической цели. Он делает выбор содержания и метода в соответствии с душевной фазой развития ребенка. Он создает, связывает с тем, что проходило перед этим, готовит новый материал. Он осторожно действует в рамках «основного учебного плана». Классная или групповая односторонность, индивидуальные различия между детьми учитываются вместе с текущими заданиями и вариациями в методе, который предлагает живопись. Она дает материал, который затрагивает здорового ребенка.
Сотрудничество между терапевтом и учителем взаимовыгодно и поможет найти подходящие методы для исцеления ребенка.
Мы снова ссылаемся на пример двух активных упражнений цвета-формы, описанных Штайнером в Оксфорде, в соединении с элементами односторонности «держание всего в голове» и «непроникновение в природный материал»[27].