ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОКА ЖИВОПИСИ
СОДЕРЖАНИЕ
Опыт вальдорфской школы
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Аттие Лихтхарт
Дик Брюн
Перевод с английского
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.
4. Дополнительные дидактические аспекты урока живописи.............................. 150
4.1. Подготовка урока, последующие обсуждения, темпераменты....................... 150
4.2. Лечебно-педагогическая живопись.................................................................... 156
5. Использование цвета на других уроках и в интерьере школы....................... 159
5.1. Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма.............................. 159
5.2. Советы Штайнера относительно цвета стен в школьном здании................... 161
6. Источники.............................................................................................................. 166
6.1. Лекции Штайнера о цвете................................................................................... 166
6.2. Школьные эскизы Рудольфа Штайнера, описанные Фритцем Вайтманом... 174
Послесловие................................................................................................................. 181
Примечания.................................................................................................................. 183
4.1. ПОДГОТОВКА УРОКА, ПОСЛЕДУЮЩИЕ ОБСУЖДЕНИЯ, ТЕМПЕРАМЕНТЫ
Подготовка урока живописи содержит несколько существенных элементов. Утверждение Штайнера непосредственно указывает на один из самых важных элементов: нужно быть способным думать цветом и формой в равной мере также хорошо, как и идеями и мыслями27. Это задача больше, чем для одного урока. Годы работы с цветом во всех его аспектах являются основой для необходимого умения «думать цветом». Изучение и самопобуждение, наблюдение и практическое преподавание способствуют уверенности и сознательности при использовании живописных средств. Каждый маленький шаг вдохновляет на следующий шаг. Обычно связь между интуицией и практической необходимостью в этой области знания поддерживает дальнейшее развитие. Учитель, который начинает работать в 1 классе, обеспечивает себе возможность путешествовать вместе с детьми по цветовой дорожке, выражая душевное отношение к цветам, которые мы наблюдаем в природе.
Прорабатывая задания до урока, учитель получает опыт и повышает свое умение объяснить последовательность и направление работы детям. Иногда необходимо выполнить несколько упражнений, чтобы достичь нужного результата. Задание всегда связано с предыдущим и последующим упражнениями и соответствует опыту и возможностям детей. Как только задание ясно для учителя, можно задаться вопросом, подходит ли оно. Понятно ли то, что в этом задании стоит живописная, а не графическая задача? Снова мы указываем на значительную разницу между пространством цвета и линией. С одной стороны, чувственный мир обращается к нам через цветовое пространство, с другой стороны - линия, призывающая к сознанию двумерного рядом с одномерным. (См. главу 5.1.)
После подготовки краски к работе (базовое упражнение 1 для учителей) можно действительно начинать урок. В начальной школе для пары детей дается один комплект красок и банка с водой. У каждого ученика собственная доска для живописи, бумага, губка, кисть и, возможно, комбинезон для живописи или фартук.
Подготовку материалов для работы можно проводить по-разному. На перемене дети по очереди могут подготовить все к уроку. Можно также провести этот процесс в начале урока совместно. Материалы для работы можно раздавать ряд за рядом. Уборка выполняется таким же образом. Порядок и тишина при этом важны также, как и хорошая организация. После нескольких уроков дети точно будут знать, что их ожидает. Доски для живописи с мокрыми рисунками помещаем в, так называемый, шкаф для живописи, в котором все доски выдвигаются и расположены друг над другом. Его существенным недостатком является очень медленная сушка. Возможна сушка на полу впереди или позади классной комнаты или на столах, если нет другого урока. Каждый класс находит свой практический способ работы.
Длительная начальная подготовка постепенно сокращается по мере получения большего опыта. Также помогает учителю овладеть положением и ритмичность урока живописи в неделе и его постоянное время. Ритм несет здоровье, как ученику, так и учителю. Выбирая день для живописи, желательно не последний день недели, нужно искать возможности для того, чтобы учитель находился в самом лучшем положении для наблюдения результатов. Важно правильно использовать ночь и сон относительно воздействия цветов на ребенка. Работа в сфере двух измерений имеет особое влияние на эфирное, будучи астральным качеством. Это одна из причин, почему важно, чтобы классный учитель давал уроки живописи на протяжении всех лет работы, не привлекая кого-то со стороны.
В равной степени такое наблюдение необходимо и для обсуждения работы. Во время урока «душевные окна» детей открываются. Душа выражается в живописи непосредственно и чисто. Это происходит с каждым ребенком, даже омраченным обстоятельствами. «Каждый ребенок показывает свои цвета». Как нам наилучшим способом применить наблюдение в педагогическом процессе?. Как ребенок рисует, как он схватывает задание, как он начинает, как он пользуется материалами, как держит кисть, какие движения выделяются, каким цветам и формам придает особое значение? Лежит ли ребенок на бумаге, высунув язык, или сидит, откинувшись назад, легко и независимо работая? Зарывается ли кисточка в бумагу или неслышно скользит по поверхности? Работа сухая или мокрая? Является ли это для ребенка напряжением? Потные ли у ребенка руки? Появляется значительное количество возможностей для наблюдения, которые учитель может записывать дома до урока. После урока учитель пытается воскресить в памяти нескольких учеников и сделать заметки по существу. Несомненно, здесь еще много пробелов.
Такие наблюдения невероятно важны для работы с четырьмя темпераментами. Каждый ребенок склоняется к определенному темпераменту. Является ли ребенок холериком, меланхоликом, сангвиником или флегматиком? Имеет ли он определенный темперамент или смесь их? Наблюдения в течение года, а также на протяжении нескольких лет, показывают, с чего учителю начинать. Можем ли мы определить холерический или флегматический характер?
Сначала давайте посмотрим на работу класса в целом. Учителю нужно создать порядок в цветовом хаосе. Работу учеников можно, фактически, разделить на 4 большие группы (здесь не имеются в виду темпераменты). Работы с очень сильными или, наоборот, легкими цветами, четко сформированные и неопределенно переходящими друг в друга. Представим себе, что мы сумеем разделить работу по четырем группам таким образом. Выставляя работу напоказ, мы размещаем множество «сомнительных случаев» между двумя крайностями. Например, мы можем начать с вывешивания светлых картин сверху справа, в то время как более сильные цвета повесить по диагонали - внизу слева. Далее картины с неопределенными формами (более плавные, без границ) займут пространство на правой стороне стены, а с четкими формами - на левой стороне. Вот так мы добиваемся первичного порядка, и глаз может скользить справа налево и снизу вверх и встречать цветовые переходы. Это приятно глазу и вызывает чувство удовлетворения (чувство жизни), особенно у детей. В классе, где 30 учеников, можно представить все нюансы. Склонен ли класс в целом к определенному направлению? Часто налицо некоторое равновесие, которое нелегко заметить, если взять наугад выбранный набор рисунков.
При определенном порядке вывешивания работ, достижения каждого ребенка видятся как часть целого. Обсуждение нужно начинать на следующий день или намного позже в течение недели. Нужно начать с того, что мы спрашиваем о задании как основе урока живописи, и какая картина наилучшим образом представляет его. Пришел момент рассмотреть и пошептаться. Дайте детям время сориентироваться! «Где синий ожидает желтого? Где красный очаровал синий? Кто-нибудь видит оранжевый, сидящий в углу?» — примеры для младших классов. Из этих вопросов и последующей беседы и учитель, и ученики развивают новый язык цвета, новый словарь, так, например, они учатся описывать без оценивания. Важно содействие детей. Во время беседы в классе учитель поддерживает детей. «Что ты чувствуешь?» или «Ты тоже это выбрал?» В конце концов, цвета - это сущности, проявляющие себя самым разнообразным способом: в силе цвета и движущейся силе, в их взаимосочетании, в оттенке цвета, в свете и тени и т.д. В младших классах возникает язык цветовых символов. В старших классах мы обращаемся к природному феномену. «Можем ли мы говорить о настроении ночи в сосновом лесу?» Беседа в классе подходит также к другим темам. Нужно создать состояние слушания, следовательно — необходимость определенной дисциплины в беседе. Учитель держится позади и направляет по необходимости. Он пытается вести класс к феномену, потому что даже беседа о красном и желтом вскоре может обернуться в болтовню о соседской собаке.
Наконец, вернемся к темпераментам. Для более тщательного описания мы обращаем ваше внимание на лекции Штайнера по этой теме28. По сути, под четырьмя темпераментами мы различаем четыре фундаментальных настроения души, которые создаются (подобно зеленому из желтого и синего) различными потоками. Способ переплетения этих двух потоков является определяющим фактором для цвета темперамента ребенка. Педагогу необходимо пронаблюдать и определить их и посредством обучения и воспитания привести их к равновесия на долгий период. В своей книге «Рисование форм»[26] Хильдегард Бетольд-Андре соединяет темпераменты с рисованием форм. В дополнение к этому, рисунки, соответствующие четырем темпераментам, можно найти в книге Франца Кал грена «Воспитание к свободе».
Во многих случаях темперамент является действительно ключом к пониманию и лечению чрезмерной односторонности в ребенке. Темперамент выражается в рисунках через выбор и композицию цветов, в расширении цветовых пространств и подходе к работе. Нет готовых рецептов. Однако мы можем дать общие указания, которые помогут учителю искать и исследовать.
Ребенок-холерик склонен использовать сильные цвета, пространство сформировано, но не всегда контрастно противопоставляются. Флегматическая личность является мастером в переходах цвета. Использование цвета здесь может быть также сильным. Выделяется единство картины. Ребенок-меланхолик обычно хочет общаться с красками очень осторожно. Его работа обычно немного суха и сильно разграничена. Она не течет. Иногда присутствуют более сильные цвета, напоминая собой свинец. Подвижность формы и жеста цвета характеризует работу ребенка-сангвиника. Могут появляться удивительные оттенки цвета. Они склонны к слишком мокрому, бесформенному. Ни один ребенок не обладает исключительно одним темпераментом, но часто бывает так, что один доминирует. Однако, хороший педагог никогда не прикрепит ярлык к ребенку. Он взвешивает и обдумывает, снова наблюдает и обсуждает со своими коллегами. Случаются моменты на протяжении всего обучения, когда выражения темперамента ярко выступают вперед. Урок живописи - один из таких моментов, потому что здесь ребенок чувствует себя естественно в цвете и форме.
Учитель дает нагрузку и расслабляет одновременно. Опыт показывает, что этот парадокс можно преодолеть. Говоря с живописи, Штайнер не имел в виду детское искусство. Мы всегда имеем отношения с элементами, которые точно инспирированы и связаны с «Великим искусством». Ежедневное погружение в цветной «сосуд души» способствует здоровому воспитанию ребенка.