Указания для начальной школы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОКА ЖИВОПИСИ

СОДЕРЖАНИЕ

Опыт вальдорфской школы

ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Аттие Лихтхарт

Дик Брюн

Перевод с английского

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.

4. Дополнительные дидактические аспекты урока живописи.............................. 150

4.1. Подготовка урока, последующие обсуждения, темпераменты....................... 150

4.2. Лечебно-педагогическая живопись.................................................................... 156

5. Использование цвета на других уроках и в интерьере школы....................... 159

5.1. Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма.............................. 159

5.2. Советы Штайнера относительно цвета стен в школьном здании................... 161

6. Источники.............................................................................................................. 166

6.1. Лекции Штайнера о цвете................................................................................... 166

6.2. Школьные эскизы Рудольфа Штайнера, описанные Фритцем Вайтманом... 174

Послесловие................................................................................................................. 181

Примечания.................................................................................................................. 183

4.1. ПОДГОТОВКА УРОКА, ПОСЛЕДУЮЩИЕ ОБСУЖДЕНИЯ, ТЕМПЕРАМЕНТЫ

Подготовка урока живописи содержит несколько существен­ных элементов. Утверждение Штайнера непосредственно указы­вает на один из самых важных элементов: нужно быть способным думать цветом и формой в равной мере также хорошо, как и иде­ями и мыслями27. Это задача больше, чем для одного урока. Годы работы с цветом во всех его аспектах являются основой для необ­ходимого умения «думать цветом». Изучение и самопобуждение, наблюдение и практическое преподавание способствуют уве­ренности и сознательности при использовании живописных средств. Каждый маленький шаг вдохновляет на следующий шаг. Обычно связь между интуицией и практической необходимостью в этой области знания поддерживает дальнейшее развитие. Учи­тель, который начинает работать в 1 классе, обеспечивает себе возможность путешествовать вместе с детьми по цветовой дорож­ке, выражая душевное отношение к цветам, которые мы наблю­даем в природе.

Прорабатывая задания до урока, учитель получает опыт и по­вышает свое умение объяснить последовательность и направление работы детям. Иногда необходимо выполнить несколько упраж­нений, чтобы достичь нужного результата. Задание всегда связа­но с предыдущим и последующим упражнениями и соответству­ет опыту и возможностям детей. Как только задание ясно для учителя, можно задаться вопросом, подходит ли оно. Понятно ли то, что в этом задании стоит живописная, а не графическая зада­ча? Снова мы указываем на значительную разницу между прос­транством цвета и линией. С одной стороны, чувственный мир об­ращается к нам через цветовое пространство, с другой стороны - линия, призывающая к сознанию двумерного рядом с одномер­ным. (См. главу 5.1.)

После подготовки краски к работе (базовое упражнение 1 для учителей) можно действительно начинать урок. В начальной шко­ле для пары детей дается один комплект красок и банка с водой. У каждого ученика собственная доска для живописи, бумага, губ­ка, кисть и, возможно, комбинезон для живописи или фартук.

Подготовку материалов для работы можно проводить по-раз­ному. На перемене дети по очереди могут подготовить все к уро­ку. Можно также провести этот процесс в начале урока совмес­тно. Материалы для работы можно раздавать ряд за рядом. Убор­ка выполняется таким же образом. Порядок и тишина при этом важны также, как и хорошая организация. После нескольких уроков дети точно будут знать, что их ожидает. Доски для живо­писи с мокрыми рисунками помещаем в, так называемый, шкаф для живописи, в котором все доски выдвигаются и расположены друг над другом. Его существенным недостатком является очень медленная сушка. Возможна сушка на полу впереди или позади классной комнаты или на столах, если нет другого урока. Каж­дый класс находит свой практический способ работы.

Длительная начальная подготовка постепенно сокращается по мере получения большего опыта. Также помогает учителю ов­ладеть положением и ритмичность урока живописи в неделе и его постоянное время. Ритм несет здоровье, как ученику, так и учи­телю. Выбирая день для живописи, желательно не последний день недели, нужно искать возможности для того, чтобы учитель находился в самом лучшем положении для наблюдения результа­тов. Важно правильно использовать ночь и сон относительно воз­действия цветов на ребенка. Работа в сфере двух измерений име­ет особое влияние на эфирное, будучи астральным качеством. Это одна из причин, почему важно, чтобы классный учитель давал уроки живописи на протяжении всех лет работы, не привлекая кого-то со стороны.

В равной степени такое наблюдение необходимо и для обсуж­дения работы. Во время урока «душевные окна» детей открыва­ются. Душа выражается в живописи непосредственно и чисто. Это происходит с каждым ребенком, даже омраченным обстоятельствами. «Каждый ребенок показывает свои цвета». Как нам наилучшим способом применить наблюдение в педагогическом процессе?. Как ребенок рисует, как он схватывает задание, как он начинает, как он пользуется материалами, как держит кисть, ка­кие движения выделяются, каким цветам и формам придает осо­бое значение? Лежит ли ребенок на бумаге, высунув язык, или сидит, откинувшись назад, легко и независимо работая? Зарыва­ется ли кисточка в бумагу или неслышно скользит по поверхнос­ти? Работа сухая или мокрая? Является ли это для ребенка нап­ряжением? Потные ли у ребенка руки? Появляется значительное количество возможностей для наблюдения, которые учитель мо­жет записывать дома до урока. После урока учитель пытается воскресить в памяти нескольких учеников и сделать заметки по существу. Несомненно, здесь еще много пробелов.

Такие наблюдения невероятно важны для работы с четырьмя темпераментами. Каждый ребенок склоняется к определенному темпераменту. Является ли ребенок холериком, меланхоликом, сангвиником или флегматиком? Имеет ли он определенный тем­перамент или смесь их? Наблюдения в течение года, а также на протяжении нескольких лет, показывают, с чего учителю начи­нать. Можем ли мы определить холерический или флегматичес­кий характер?

Сначала давайте посмотрим на работу класса в целом. Учите­лю нужно создать порядок в цветовом хаосе. Работу учеников можно, фактически, разделить на 4 большие группы (здесь не имеются в виду темпераменты). Работы с очень сильными или, наоборот, легкими цветами, четко сформированные и неопреде­ленно переходящими друг в друга. Представим себе, что мы су­меем разделить работу по четырем группам таким образом. Выс­тавляя работу напоказ, мы размещаем множество «сомнительных случаев» между двумя крайностями. Например, мы можем на­чать с вывешивания светлых картин сверху справа, в то время как более сильные цвета повесить по диагонали - внизу слева. Далее картины с неопределенными формами (более плавные, без границ) займут пространство на правой стороне стены, а с четки­ми формами - на левой стороне. Вот так мы добиваемся первич­ного порядка, и глаз может скользить справа налево и снизу вверх и встречать цветовые переходы. Это приятно глазу и вызы­вает чувство удовлетворения (чувство жизни), особенно у детей. В классе, где 30 учеников, можно представить все нюансы. Склонен ли класс в целом к определенному направлению? Часто налицо некоторое равновесие, которое нелегко заметить, если взять нау­гад выбранный набор рисунков.

При определенном порядке вывешивания работ, достижения каждого ребенка видятся как часть целого. Обсуждение нужно начинать на следующий день или намного позже в течение неде­ли. Нужно начать с того, что мы спрашиваем о задании как ос­нове урока живописи, и какая картина наилучшим образом пред­ставляет его. Пришел момент рассмотреть и пошептаться. Дайте детям время сориентироваться! «Где синий ожидает желтого? Где красный очаровал синий? Кто-нибудь видит оранжевый, сидя­щий в углу?» — примеры для младших классов. Из этих вопросов и последующей беседы и учитель, и ученики развивают новый язык цвета, новый словарь, так, например, они учатся описывать без оценивания. Важно содействие детей. Во время беседы в клас­се учитель поддерживает детей. «Что ты чувствуешь?» или «Ты тоже это выбрал?» В конце концов, цвета - это сущности, прояв­ляющие себя самым разнообразным способом: в силе цвета и дви­жущейся силе, в их взаимосочетании, в оттенке цвета, в свете и тени и т.д. В младших классах возникает язык цветовых симво­лов. В старших классах мы обращаемся к природному феномену. «Можем ли мы говорить о настроении ночи в сосновом лесу?» Бе­седа в классе подходит также к другим темам. Нужно создать сос­тояние слушания, следовательно — необходимость определенной дисциплины в беседе. Учитель держится позади и направляет по необходимости. Он пытается вести класс к феномену, потому что даже беседа о красном и желтом вскоре может обернуться в бол­товню о соседской собаке.

Наконец, вернемся к темпераментам. Для более тщательного описания мы обращаем ваше внимание на лекции Штайнера по этой теме28. По сути, под четырьмя темпераментами мы различа­ем четыре фундаментальных настроения души, которые создают­ся (подобно зеленому из желтого и синего) различными потока­ми. Способ переплетения этих двух потоков является определяющим фактором для цвета темперамента ребенка. Педагогу необхо­димо пронаблюдать и определить их и посредством обучения и воспитания привести их к равновесия на долгий период. В своей книге «Рисование форм»[26] Хильдегард Бетольд-Андре соединяет темпераменты с рисованием форм. В дополнение к этому, рисун­ки, соответствующие четырем темпераментам, можно найти в книге Франца Кал грена «Воспитание к свободе».

Во многих случаях темперамент является действительно ключом к пониманию и лечению чрезмерной односторонности в ребенке. Темперамент выражается в рисунках через выбор и ком­позицию цветов, в расширении цветовых пространств и подходе к работе. Нет готовых рецептов. Однако мы можем дать общие указания, которые помогут учителю искать и исследовать.

Ребенок-холерик склонен использовать сильные цвета, прос­транство сформировано, но не всегда контрастно противопоставля­ются. Флегматическая личность является мастером в переходах цвета. Использование цвета здесь может быть также сильным. Вы­деляется единство картины. Ребенок-меланхолик обычно хочет об­щаться с красками очень осторожно. Его работа обычно немного суха и сильно разграничена. Она не течет. Иногда присутствуют более сильные цвета, напоминая собой свинец. Подвижность фор­мы и жеста цвета характеризует работу ребенка-сангвиника. Мо­гут появляться удивительные оттенки цвета. Они склонны к слишком мокрому, бесформенному. Ни один ребенок не обладает исключительно одним темпераментом, но часто бывает так, что один доминирует. Однако, хороший педагог никогда не прикрепит ярлык к ребенку. Он взвешивает и обдумывает, снова наблюдает и обсуждает со своими коллегами. Случаются моменты на протя­жении всего обучения, когда выражения темперамента ярко выс­тупают вперед. Урок живописи - один из таких моментов, потому что здесь ребенок чувствует себя естественно в цвете и форме.

Учитель дает нагрузку и расслабляет одновременно. Опыт по­казывает, что этот парадокс можно преодолеть. Говоря с живопи­си, Штайнер не имел в виду детское искусство. Мы всегда имеем отношения с элементами, которые точно инспирированы и связа­ны с «Великим искусством». Ежедневное погружение в цветной «сосуд души» способствует здоровому воспитанию ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: