double arrow

РИСОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ ФОРМ, РЕМЕСЛО, РУКОДЕЛИЕ И ДРАМА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА НА ДРУГИХ УРОКАХ И В ИНТЕРЬЕРЕ ШКОЛЫ

В живописи цвет является средством обучения, но с эстети­ческой, функциональной и педагогической сторон он играет важ­ную роль во всех видах образования.

В свободном рисовании, как указывалось, выбор цвета оста­ется открытым, свободным как можно дольше. Учитель может поддержать ребенка, но выбор оставляет всегда за ним самим. Во­обще-то ребенок сам выбирает цвет в рисовании линии. Иногда необходим черный при рисовании угля или черной машины. Тог­да этот цвет должен быть доступен. Однако в определенных слу­чаях следует защитить ребенка от широкого использования чер­ного, так как тот предполагает отсутствие света и не является цветом в полном смысле слова.

С 3 класса и далее детям нужно много помогать в рисовании цветом, потому что в этом возрасте они не обращают при рисова­нии внимания на цвет. Мы делаем это, выполняя время от време­ни вместе с ними рисунок, в котором работаем цветовыми плос­костями, более сформированный, чем живописная работа. Это мы называем рисованием в стиле живописи. Особенно важно устано­вить такой способ рисования на классной доске (в младших клас­сах): с широкими цветовыми пространствами и, насколько воз­можно, меньшим количеством линий и границ.

В рисовании форм средством выражения являются линия, пос­тоянное движение. Цвет в этом случае имеет второстепенное значе­ние. В определенных заданиях (например, относительно темпера­мента) цвет поддерживает форму. Таким образом, в рисовании форм мы используем цвет, только лишь, чтобы подчеркнуть форму.

Рукоделие, которое преподается во всех классах, является предметом, где «ощущение цвета» пробуждается особенно сильно. Что бы мы ни создавали на уроке рукоделия, все должно иметь в итоге практическое применение (не имеет значения нас­колько прост этот предмет, важна его полезность). Это делает ру­коделие одним из предметов, где с раннего возраста становится очевидным назначение через цвет и форму предмета. Например, мотивы на шапках и сумках или подбор цвета внутренней и на­ружной стороны тапочек. В переплете книг также важно, чтобы обложка книги подходила к ее содержанию.

Замечательным способом работы со светом и цветом являет­ся выполнение витражей. С помощью этой техники можно при­нести в класс настроение цвета, закрывая окно шелковой бумагой определенных цветов. Таким способом можно изображать сюже­ты различных праздников или другие темы. Для учеников это цветовая деятельность: они работают, стоя перед окном или рабо­тая на стекле с подсветкой снизу. Важно предотвратить создание безвкусной работы. В этой технике витраж выполняется путем использования частично перекрывающихся слоев шелковой бума­ги при постоянном наблюдении за светлыми и темными участка­ми. Применение этой техники к фонарикам, декорациям сказок и спектаклей требует такого же глубокого понимания учителем значения цвета, как и то, что обсуждалось нами в главах, посвя­щенных живописи.

Как цвета соотносятся, например, с настроением сцены в пье­се? Определение цвета для костюмов, кулис и декораций помога­ет нам по-настоящему настроиться на драму. Цвет имеет здесь очень сильное воздействие и важно, чтобы каждый учитель имел элементарные знания об этом.

Дошкольников и младших школьников мы одариваем рабо­той с воском. Детям нравится придавать форму и этому материа­лу, в соответствии с их богатым воображением. Выбор цвета всег­да должен быть как можно более широким. Плохо разделенные, смешанные или серые цвета намного менее популярны чем те, где явно выражен характер. Таким образом, мы держим эти цвета от­дельно в стеклянных сосудах, чтобы иметь возможность доставить себе немного удовольствия. В старших классах можно сделать вит­ражи на стекле, используя цветной воск. Чтобы сделать что-то ви­зуально четче, мы обычно используем очень насыщенные цвета.

Значение выбора цвета для определенной цели нельзя недооцени­вать. В школе мы постоянно стремимся к тому, чтобы цвета при­носили пользу, например, на доске и в эпохальных тетрадях. Из­быток цвета ослабляет значение задачи. Недостаток цвета указы­вает на интеллектуализм, отвергает интерес и энтузиазм и выклю­чает чувство. Цвет, форма и предназначение в равновесии создают красоту в повседневных делах. В оформлении самостоятельно соз­данных сообщений, в эпохальных тетрадях и других письменных работах поощряется создание учеником прекрасного. Учитель да­ет примеры и советует, ученик действует и учится.


Сейчас читают про: