В 11 классе приходит время в рисовании и живописи ввести учеников в область современного искусства, т.е. искусства начала XX века. В истории музыки теперь обсуждаются такие термины, как «аполлоническое» и «дионисийское», которые дают ученикам углубление в понимание духа полярностей, имеющих свои особенности действия на человека, заставляющих наше самовыражение быть обозначенным или «окрашенным» определенным образом. Мы неожиданно встречаем эти крайности в изобразительном искусстве. Практикуется применение широкой гаммы возможностей, от контурного рисования до светотеневого штриха, всегда между наблюдением и воображением.
Работа штрихом занимает здесь особое место. Эта техника позволяет нам передавать непосредственно духовное действие света в образе. Штриховка дается в 11 классе, представленная изучением искусства черчения на протяжении столетий. Снова можно обратиться к работам Дюрера и Рембрандта. Различие четкости контуров в их методах становится очевидным. Дальнейшее развитие рисунка мы изучаем благодаря таким художникам, как Ван Гог и Пикассо. Когда впоследствии ученики рисуют друг друга в разных позах, то они не просто копируют, а надежно укрепляют выражение настроения через сознательное варьирование толщины штрихов, ритма в формах, структуры в пространствах, пропорциях, светотени и т.д. Штриховка требует скромной активности «Я», очень сложной для ученика. Но чем именно является штриховка?
Помещаем на лист диагональные штрихи, направленные справа налево. Это дает свету пространство на бумаге. В этом пространстве все еще скрытые процессы станут видимыми. В зависимости от характера нарисованных штрихов проявляются определенные тенденции. Светотень производит формы. Ася Тургенева описывает, как она, в процессе своей собственной работы постепенно начала понимать, что именно означали комментарии Штайнера. Он сказал: «Штрихи никогда не должны идти по форме. Они ничего не должны делать с формой. В вашем случае штрихи изгибаются, пусть даже слегка, вместе с пластической формой. Это неправильно. Нужно научиться делать штриховку независимой от формы. Таким образом, никогда не рисуйте изогнутых штрихов, иначе, в конце концов, появляются линии. Линия - это обман в художественном процессе. Линию можно использовать в качестве приспособления, но не более, чем леса, используемые архитектором при постройке дома. Когда дом построен, леса убираются. Таким образом, Вам не следует начинать с линии. В конечном счете, все следы контуров должны исчезнуть. Штрихи должны быть очень четко видны, быть свободными, характерными, подобно этому:
Но штрихи должны иметь характер, быть как можно разнообразнее, цель - сделать их по возможности разными - легкими, неподвижными, близкими друг другу или отдаленными и т.д. Это то, что делает штрих художественным. Если Вы хотите постепенно затемнить пространство, то Вы можете - как по мне - также проходить сквозь него, накладывать мазки поближе друг к другу, помещая новые мазки между другими с тем, чтобы направление линий оставалось таким же. Этим Вы освобождаетесь от рисования линий, ибо линия везде в искусстве некрасива»[23].
Можно начинать с самого пространства. Например, форма дерева (и солнечного света на нем) появляется на слегка затененном фоне, постепенно затеняясь. Такие предметы, как ботаника или эпоха «Парсифаля», дают материал для большинства предметов. Работа с этой техникой в 11 классе подходит в качестве введения в начало периода, в котором молодая личность обнаруживает внутренний рост и имеет дело с ним. Штриховка соответствует старшей школе, а не средней!
Штриховка цветом в действительности является рисованием (или вышиванием) и, таким образом, не может занять место черно-белой штриховки. В этом случае штриховка в высшем смысле стоит отдельно от других техник рисования.
Рисование эскизов практикуется во всех классах, но особенное внимание им уделяется в 11 классе. Это - неоценимая помощь для оттачивания наблюдения, усиливающего восприятие. В эскизе и линейном рисовании мы выделяем то, что сформировано, безжизненное отражение жизни, абстракцию. В «динамическом рисовании» некто пытается достичь формы, например, животного посредством динамичного движения руки и линии. Применение динамического рисования начинается из развития рисования форм в начальной школе.
В рисовании форм мы придаем огромное значение линии. Рисование форм, как и динамическое рисование, дает много развивающего материала для ученика старшей школы[24]. Для молодой личности приблизительно 14-ти лет, важно делать открытия в том, что форма предмета становится видимой благодаря действию света, и что линия уводит нас в абстракцию, в мир мысли. Движение внутри света имеет дело с конкретной реальностью, в которой абстрактное терпеливо ожидает, чтобы его обнаружили. Мы делаем душевные движения, где свет и тень постоянно чередуются, ничего не остается неизменным. Это и есть область применения штриха и рисования.
В 11 классе открываются все аспекты рисования. Например, ученики могут делать дома зарисовки на маленьком формате в альбоме для эскизов, который сами же и переплели, а в классе предпочтительно работать на большом формате. Рисование растений, животных, людей (и друг друга в том числе!) можно чередовать с заданиями, более связанными с работой воображения. Для таких заданий хорошо подходит техника штриха, где можно использовать восковые мелки, древесный уголь графит или даже ручку.