Разнообразие рисовальных техник, штрих. Рисование растений, животных и людей

В 11 классе приходит время в рисовании и живописи ввести учеников в область современного искусства, т.е. искусства начала XX века. В истории музыки теперь обсуждаются такие термины, как «аполлоническое» и «дионисийское», которые дают учени­кам углубление в понимание духа полярностей, имеющих свои особенности действия на человека, заставляющих наше самовы­ражение быть обозначенным или «окрашенным» определенным образом. Мы неожиданно встречаем эти крайности в изобрази­тельном искусстве. Практикуется применение широкой гаммы возможностей, от контурного рисования до светотеневого штриха, всегда между наблюдением и воображением.

Работа штрихом занимает здесь особое место. Эта техника поз­воляет нам передавать непосредственно духовное действие света в образе. Штриховка дается в 11 классе, представленная изучением искусства черчения на протяжении столетий. Снова можно обра­титься к работам Дюрера и Рембрандта. Различие четкости конту­ров в их методах становится очевидным. Дальнейшее развитие ри­сунка мы изучаем благодаря таким художникам, как Ван Гог и Пикассо. Когда впоследствии ученики рисуют друг друга в разных позах, то они не просто копируют, а надежно укрепляют выраже­ние настроения через сознательное варьирование толщины штри­хов, ритма в формах, структуры в пространствах, пропорциях, све­тотени и т.д. Штриховка требует скромной активности «Я», очень сложной для ученика. Но чем именно является штриховка?

Помещаем на лист диагональные штрихи, направленные спра­ва налево. Это дает свету пространство на бумаге. В этом пространс­тве все еще скрытые процессы станут видимыми. В зависимости от характера нарисованных штрихов проявляются определенные тен­денции. Светотень производит формы. Ася Тургенева описывает, как она, в процессе своей собственной работы постепенно начала понимать, что именно означали комментарии Штайнера. Он ска­зал: «Штрихи никогда не должны идти по форме. Они ничего не должны делать с формой. В вашем случае штрихи изгибаются, пусть даже слегка, вместе с пластической формой. Это неправиль­но. Нужно научиться делать штриховку независимой от формы. Таким образом, никогда не рисуйте изогнутых штрихов, иначе, в конце концов, появляются линии. Линия - это обман в художес­твенном процессе. Линию можно использовать в качестве приспо­собления, но не более, чем леса, используемые архитектором при постройке дома. Когда дом построен, леса убираются. Таким обра­зом, Вам не следует начинать с линии. В конечном счете, все сле­ды контуров должны исчезнуть. Штрихи должны быть очень чет­ко видны, быть свободными, характерными, подобно этому:

Но штрихи должны иметь характер, быть как можно разно­образнее, цель - сделать их по возможности разными - легкими, неподвижными, близкими друг другу или отдаленными и т.д. Это то, что делает штрих художественным. Если Вы хотите постепен­но затемнить пространство, то Вы можете - как по мне - также проходить сквозь него, накладывать мазки поближе друг к дру­гу, помещая новые мазки между другими с тем, чтобы направле­ние линий оставалось таким же. Этим Вы освобождаетесь от ри­сования линий, ибо линия везде в искусстве некрасива»[23].

Можно начинать с самого пространства. Например, форма де­рева (и солнечного света на нем) появляется на слегка затененном фоне, постепенно затеняясь. Такие предметы, как ботаника или эпоха «Парсифаля», дают материал для большинства предметов. Работа с этой техникой в 11 классе подходит в качестве введения в начало периода, в котором молодая личность обнаруживает внутренний рост и имеет дело с ним. Штриховка соответствует старшей школе, а не средней!

Штриховка цветом в действительности является рисованием (или вышиванием) и, таким образом, не может занять место чер­но-белой штриховки. В этом случае штриховка в высшем смысле стоит отдельно от других техник рисования.

Рисование эскизов практикуется во всех классах, но осо­бенное внимание им уделяется в 11 классе. Это - неоценимая помощь для оттачивания наблюдения, усиливающего восприя­тие. В эскизе и линейном рисовании мы выделяем то, что сфор­мировано, безжизненное отражение жизни, абстракцию. В «ди­намическом рисовании» некто пытается достичь формы, напри­мер, животного посредством динамичного движения руки и линии. Применение динамического рисования начинается из раз­вития рисования форм в начальной школе.

В рисовании форм мы придаем огромное значение линии. Ри­сование форм, как и динамическое рисование, дает много разви­вающего материала для ученика старшей школы[24]. Для молодой личности приблизительно 14-ти лет, важно делать открытия в том, что форма предмета становится видимой благодаря действию света, и что линия уводит нас в абстракцию, в мир мысли. Дви­жение внутри света имеет дело с конкретной реальностью, в ко­торой абстрактное терпеливо ожидает, чтобы его обнаружили. Мы делаем душевные движения, где свет и тень постоянно чере­дуются, ничего не остается неизменным. Это и есть область при­менения штриха и рисования.

В 11 классе открываются все аспекты рисования. Например, ученики могут делать дома зарисовки на маленьком формате в аль­боме для эскизов, который сами же и переплели, а в классе пред­почтительно работать на большом формате. Рисование растений, животных, людей (и друг друга в том числе!) можно чередовать с заданиями, более связанными с работой воображения. Для таких заданий хорошо подходит техника штриха, где можно использо­вать восковые мелки, древесный уголь графит или даже ручку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: