А. Е. Архипов. Гости (Фрагмент). Масло.
Прекрасным примером использования в живописи вечернего освещения служит известная картина А. А. Пластова «Ужин трактористов». В простом сюжете художник образно и поэтично изображает тружеников колхозной деревни. Вечерний закат окрашивает все в красновато-золотистые тона. В картине хорошо видно, как теневые участки формы воспринимают голубоватые тона от неба. Особенно это заметно на белом платке и халате девочки, наливающей принесенной трактористам молоко. Колорит вечернего освещения играет здесь большую, эмоциональную роль,
Самой же трудной задачей можно считать живопись фигуры человека, помещенного на плене ре в условиях солнечного дня в тени. При этом трудно убедительно передать форму, так как многочисленные рефлексы, падающие на натуру со всех сторон, затрудняют выявление объема. Кроме того, нет возможности сравнивать сильные контрасты света и тени. Однако эта задача чрезвычайно увлекательна в колористическом отношении, но она посильна лишь тем, кто имеет уже большой опыт в живописи.
Работа над живописью фигуры на пленере требует большого опыта, который достигается путем регулярной, многолетней, самостоятельной работы над этюдами.
Наряду с длительными по времени заданиями, которые составляют основу обучения живописи, студентам приходится выполнять и краткосрочные этюды. Этюд, решенный в короткий срок (2—3 часа), помогает подметить в натуре и передать на холсте основные тональные и цветовые акценты, а это в свою очередь очень важно сохранить и в работе над длительным заданием, так как на холсте большого размера гораздо труднее передать взаимосвязь живописных отношений, отличающих данную постановку.
Кроме своей вспомогательной роли в решении ряда учебных задач, краткосрочные этюды занимают особое место в овладении техникой живописи. Работа над этюдами обогащает изобразительные средства художника. Кратковременный этюд требует определенной лаконичности в передаче натуры, обобщенной трактовки формы, так как должен показать самое существенное б изображенном человеке. Работа над такими этюдами, проводимая студентами самостоятельно в самых различных условиях (особенно при сборе материала для композиции), развивает наблюдательность, остроту глаза, способность чутко воспринимать цветовые отношения в натуре.
Будь то длительная работа или краткосрочный этюд, студенту необходимо направлять свое внимание на объёмно-пространственное восприятие натуры. Нужно избегать плоского изображения (например, при изображении натуры в профиль), которое нельзя оправдать условиями освещения. Краткосрочный этюд, выполненный средствами живописи, должен сохранить ту убедительность цветовых отношений, которая имеется в натуре.
Рассматривая в музеях этюды выдающихся мастеров, мы часто восхищаемся той легкостью и свободой в живописи, которая присуща тому или иному художнику. Но это далось мастеру только большой практикой в живописи, благодаря которой приобретаются навыки свободной передачи характера живой формы. Не впадая в манерность и подражание, студенту, овладевающему живописью, также нужно стремиться к уверенности и выразительности мазка, так как чрезмерно кропотливое, вымученное письмо делает этюд сухим, безжизненным. Никак нельзя рассматривать быстрые этюды как отдых между длительными постановками. Это ведет к рыхлости рисунка, к приблизительности в передаче тональных и цветовых отношений.
Работая над длительной постановкой, студенты имеют возможность вести работу последовательно, делая подготовительный рисунок, подмалевок, выявляя форму и, наконец, обобщая некоторые детали. В кратковременном же этюде нет возможности разграничить все эти задачи, а приходится сразу, одновременно с рисунком, обобщенно лепить форму тоном и цветом. Краткосрочные этюды фигуры помогают овладению определенными техническими навыками в живописи.
Наибольшее значение приобретают различные этюды фигуры в период сбора натурного материала к дипломной работе в области живописи. К этому времени студент уже должен свободно владеть кистью в быстрой передаче на картоне или на холсте нужного персонажа в короткий срок. Достичь этого можно лишь постоянной практикой.
Надо больше делать краткосрочных этюдов в период летней практики на природе, на производстве и, наконец, в домашних условиях, изображая людей различных возрастов, с различными характерными особенностями.
В стенах института, в частности, рисунок и живопись детской фигуры специально не изучается, поэтому нельзя упускать возможность практиковаться самостоятельно в работе над этюдами, например, школьников.
В изображении детей нужно избегать надуманности, слащавости, умиления. Надо стремиться к передаче в этюде жизненности и простоты. Очень интересными и нужными для композиционных работ могут быть этюды, изображающие школьников, занятых определенным трудом и во время отдыха.
В процессе обучения большинство учебных постановок и домашних заданий выполняются масляными красками. Кроме выполнения длительных по времени заданий, студенты пишут эскизы длительных постановок, а также кроткосрочные этюды маслом как упражнения в обобщенном решении характерных особенностей натуры.
Практические навыки, полученные в кратковременном этюде, безусловно, обогащают и процесс живописи в длительной постановке.
Наряду с кратковременными работами маслом студентам в период обучения на старших курсах необходимо выполнять как в стенах института, так и в домашних условиях этюды головы и фигуры акварелью, гуашью и темперой.
Учителю рисования нужно хорошо владеть этими материалами уже потому, что акварель и гуашь широко используются в школьной практике. Навыки, приобретенные при работе над этюдами фигуры в этих материалах, необходимы, конечно, и для творческой работы будущего художника-педагога.
Для работы акварелью делают сначала на бумаге легкий линейный рисунок всей фигуры натурщика. Затем наносят акварелью прокладки больших поверхностей как предварительную цветовую подготовку для последующих покрытий. За одно покрытие в акварельном этюде трудно достичь необходимой силы тона. Но нужно стараться сокращать число покрытий. В противном случае акварель теряет прозрачность, появляются грязные места. Этюд фигуры лучше начинать с мест, имеющих активные и легко определимые цветовые пятна, от которых зависят основные живописные отношения. В акварели приходится вести этюд от светлого к темному. Первым слоем покрывают большие поверхности формы. Последующие прокладки определяют полутона, рефлексы и, наконец, наиболее сильные теневые участки.
Таким путем постепенно достигают в этюде передачу формы головы или всей фигуры. Разумеется, в портретном этюде более детально нужно написать голову, руки.
Одежда может быть выполнена свободнее, с передачей лишь основных крупных складок. Если натурщица одета в костюм с узорами, то вначале нужно сделать общую заливку более светлым тоном, а после того, как он подсохнет, нанести узор, подчиняя его форме складок.
Кроме работ с подготовительным рисунком, нужно делать и кратковременные этюды с натуры кистью, без помощи карандаша. Наметив кистью лишь самые основные формы, обобщенно решают освещенные и затемненные участки фигуры. Хорошо делать, например, акварельные наброски фигуры, расположенной в интерьере против света, когда обобщенно читается силуэт. Такой этюд можно решить крупными заливками теневой части фигуры. В акварельных этюдах часто работают «по влажному», когда на непросохшую первую прокладку цветом наносят мазки. Однако такая техника хороша не везде. Если этот способ уместно применить, например, в передаче легких складок на одежде натурщика или в предметах интерьера, находящихся в тени, то в изображении головы или рук он не пригоден, так как здесь нужно добиться четкого выявления формы.
В акварельных работах корпусно лучше писать освещенные места фигуры, а более лессировочно, сочнее передавать теневые участки. Это будет способствовать убедительности изображения живой формы, ввиду того, что в натуре в освещенных частях отношения всегда контрастнее и четче, чем в тени.
Небольшие акварельные этюды фигуры необходимо выполнять колонковой кистью, отличающейся по сравнению с другими упругостью. Это позволит разнообразно вести технику письма, сочетая корпусные мазки с водянистыми покрытиями.