Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв.
Работу над этюдами лучше вести на плотной бумаге, натянутой на планшет. Лишь мелкие цветные акварельные наброски можно делать на отдельных листах без наклеивания.
В первых этюдах акварелью нужно избегать натуры в пестрой одежде с мелкими узорами. Такая постановка сильно усложнит живописную задачу, так как трудно сохранить ощущение цельности общей формы при дробности рисунка на костюме.
Иногда в работе акварелью применяют гуашевые краски, главным образом белила, и ведут живопись смешанным способом, выявляя гуашью более корпусно и плотнее светлые участки изображения.
В помещенных в этой книге акварельных этюдах мастеров можно видеть, как умело использовали они возможности этой техники в решении творческих задач.
Акварель В. И. Сурикова «Девушка с гитарой» передает фигуру цельным силуэтом на белом фоне. Детально написаны голова, руки, а сложное по тонам голубовато-серое платье выполнено очень легко и свободно в передаче формы.
В крупном по размеру этюде В. А. Серова «Натурщица» фигура написана в довольно сложной, но выразительной по пластике позе с красивым поворотом головы. Освещенные места фигуры выполнены корпусными прокладками с гуашевыми белилами. Этим же способом написано и белое платье, лежащее на коленях натурщицы, и небольшая часть фона. Теневые участки лишь слегка прикрыты акварелью, так как серовато-охристый цвет бумаги уже сам по себе составляет достаточный контраст к освещенным местам.
Большие тональные прокладки теневой части головы, спины и рук очень обобщенны и определенны по своему силуэту и имеют едва заметные тонкие цветовые градации.
Наиболее темным тональным пятном читается большая по массе, широко написанная драпировка, Освещенная часть головы оттенена довольно темным пятном фона, а теневая часть попадает на более светлый участок. Поэтому хорошо чувствуется определенное расстояние между натурой и фоном.
Этюд написан очень условно и сдержанно в передаче цветовых отношении, но с большим разнообразием в тоне. Предметы интерьера намечены очень обобщенно и хорошо согласованы с постановкой.
Во втором этюде В. А. Серова, выполненном с женской натуры, тональные контрасты в основном использованы на выявление пластики обнаженной фигуры, которую хорошо выделяет падающая на фон тень.
Акварель С. В. Иванова «В поисках работы» показывает идущую в полдень группу крестьян. Освещение передано путем контрастных отношений света и тени, хорошо выявляющих форму. Этюд написан очень уверенно и легко, с умелым использованием свойств акварели.
Живопись фигуры гуашью представляет для студентов значительную трудность, так как после высыхания краски сильно светлеют и требуется большая практика, чтобы писать с расчетом на высыхание, предугадывая нужный тон.
Но овладеть навыками в живописи фигуры этой техникой необходимо.
Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность,
В гуаши трудно передавать тонкие тональные переходы тела человека, моделировать форму, использовать богатство живописных отношений, которые имеются в натуре. Однако, несмотря многие затруднения в работе гуашью, в этой технике также можно применять разнообразные приемы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать можно только колонковыми кистями или щетинными, но не беличьими.
В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщицы в национальном костюме.
Рассматривая произведения выдающихся мастеров, можно видеть, насколько различно использована ими техника гуаши.
Большие возможности представляет работа над живописью фигуры в технике темперы. Преимущество темперных красок перед гуашью состоит в том, что они почти не высветляются при высыхании и имеют звучные цвета, так как приготовлены на эмульсионных связующих веществах, куда входит масло.
Ввиду того что в темпере разбавителем является вода, эта техника позволяет применять многие приемы, свойственные акварели и гуаши, но имеет и свои особенности.
В живописи головы и фигуры хорошо использовать такие приемы, как письмо «по сырому», многослойную живопись, живопись раздельным мазком и технику «а la prima», когда нужно взять цветовые отношения сразу во всю силу, решая форму свободными мазками, без расчета на дальнейшую прописку.
Темперные работы обычно отличаются декоративностью живописной трактовки. Это нужно учитывать и в самой постановке, подбирая поворот фигуры, освещение и аксессуары с крупными тональными массами. Темпера позволяет быстро и широко раскрывать в цвете большие участки холста, лаконично, хотя и несколько условно, передавать теневые и освещенные места предметов, крупные складки одежды и драпировок, а также обобщенно решать фон. В соответствии с этими задачами и размер холста нужно брать не меньше 50х70 см. Кроме того, темперой хорошо работать на картоне и на плотной, натянутой на планшет бумаге.
В начале этюда работу лучше вести без белил, а применять их в конце в смесях для корпусного решения освещенных мест. Живопись темперой позволяет очень убедительно передавать форму при верно взятых цветовых и тональных отношениях. Кисти нужно применять колонковые (как круглые, так и плоские) и щетинные. Ввиду сложности этой техники и ограниченности времени по всему курсу живописи студентам-заочникам художественно-графических факультетов можно ограничиваться этюдами одетой фигуры, так как в живописи обнаженного тела труднее достичь в темпере мягкого соединения тонов в передаче живой формы.
Работая над этюдами в различной технике, основной целью нужно считать передачу натуры, а различные особенности красок художник должен использовать как вспомогательные средства живописи.