double arrow

С. В. Иванов В поисках работы. Акв


Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв.

Работу над этюдами лучше вести на плотной бумаге, натянутой на планшет. Лишь мелкие цветные акварельные наброски можно делать на от­дельных листах без наклеивания.

В первых этюдах акварелью нужно избегать натуры в пестрой одежде с мелкими узорами. Такая постановка сильно усложнит живописную зада­чу, так как трудно сохранить ощущение цельности общей формы при дроб­ности рисунка на костюме.

Иногда в работе акварелью применяют гуашевые краски, главным обра­зом белила, и ведут живопись смешанным способом, выявляя гуашью более корпусно и плотнее светлые участки изображения.

В помещенных в этой книге акварельных этюдах мастеров можно видеть, как умело использовали они возможности этой техники в решении творче­ских задач.

Акварель В. И. Сурикова «Девушка с гитарой» передает фигуру цель­ным силуэтом на белом фоне. Детально написаны голова, руки, а сложное по тонам голубовато-серое платье выполнено очень легко и свободно в пере­даче формы.

В крупном по размеру этюде В. А. Серова «Натурщица» фигура на­писана в довольно сложной, но выразительной по пластике позе с краси­вым поворотом головы. Освещенные места фигуры выполнены корпусными прокладками с гуашевыми белилами. Этим же способом написано и белое платье, лежащее на коленях натурщицы, и небольшая часть фона. Теневые участки лишь слегка прикрыты акварелью, так как серовато-охристый цвет бумаги уже сам по себе составляет достаточный контраст к освещенным местам.

Большие тональные прокладки теневой части головы, спины и рук очень обобщенны и определенны по своему силуэту и имеют едва заметные тон­кие цветовые градации.

Наиболее темным тональным пятном читается большая по массе, ши­роко написанная драпировка, Освещенная часть головы оттенена довольно темным пятном фона, а теневая часть попадает на более светлый участок. Поэтому хорошо чувствуется определенное расстояние между натурой и фоном.

Этюд написан очень условно и сдержанно в передаче цветовых отноше­нии, но с большим разнообразием в тоне. Предметы интерьера намечены очень обобщенно и хорошо согласованы с постановкой.

Во втором этюде В. А. Серова, выполненном с женской натуры, тональ­ные контрасты в основном использованы на выявление пластики обнажен­ной фигуры, которую хорошо выделяет падающая на фон тень.

Акварель С. В. Иванова «В поисках работы» показывает идущую в полдень группу крестьян. Освещение передано путем контрастных отно­шений света и тени, хорошо выявляющих форму. Этюд написан очень уве­ренно и легко, с умелым использованием свойств акварели.

Живопись фигуры гуашью представляет для студентов значительную трудность, так как после высыхания краски сильно светлеют и требуется большая практика, чтобы писать с расчетом на высыхание, предугадывая нужный тон.

Но овладеть навыками в живописи фигуры этой техникой не­обходимо.

Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей спо­собностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую по­верхность,

В гуаши трудно передавать тонкие тональные переходы тела человека, моделировать форму, использовать богатство живописных отношений, ко­торые имеются в натуре. Однако, несмотря многие затруднения в работе гуашью, в этой технике также можно применять разнообразные приемы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать можно только колонковыми кистями или щетинными, но не беличьими.

В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в сме­сях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхно­сти. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении на­турщицы в национальном костюме.

Рассматривая произведения выдающихся мастеров, можно видеть, на­сколько различно использована ими техника гуаши.

Большие возможности представляет работа над живописью фигуры в технике темперы. Преимущество темперных красок перед гуашью состоит в том, что они почти не высветляются при высыхании и имеют звучные цве­та, так как приготовлены на эмульсионных связующих веществах, куда входит масло.

Ввиду того что в темпере разбавителем является вода, эта техника поз­воляет применять многие приемы, свойственные акварели и гуаши, но имеет и свои особенности.

В живописи головы и фигуры хорошо использовать такие приемы, как письмо «по сырому», многослойную живопись, живопись раздельным мазком и технику «а la prima», когда нужно взять цветовые отношения сра­зу во всю силу, решая форму свободными мазками, без расчета на дальней­шую прописку.

Темперные работы обычно отличаются декоративностью живописной трактовки. Это нужно учитывать и в самой постановке, подбирая поворот фигуры, освещение и аксессуары с крупными тональными массами. Темпера позволяет быстро и широко раскрывать в цвете большие участки холста, лаконично, хотя и несколько условно, передавать теневые и освещенные ме­ста предметов, крупные складки одежды и драпировок, а также обобщенно решать фон. В соответствии с этими задачами и размер холста нужно брать не меньше 50х70 см. Кроме того, темперой хорошо работать на картоне и на плотной, натянутой на планшет бумаге.

В начале этюда работу лучше вести без белил, а применять их в конце в смесях для корпусного решения освещенных мест. Живопись темперой позволяет очень убедительно передавать форму при верно взятых цветовых и тональных отношениях. Кисти нужно применять колонковые (как круг­лые, так и плоские) и щетинные. Ввиду сложности этой техники и ограни­ченности времени по всему курсу живописи студентам-заочникам художественно-графических факультетов можно ограничиваться этюдами одетой фи­гуры, так как в живописи обнаженного тела труднее достичь в темпере мягкого соединения тонов в передаче живой формы.

Работая над этюдами в различной технике, основной целью нужно счи­тать передачу натуры, а различные особенности красок художник должен использовать как вспомогательные средства живописи.


Сейчас читают про: