Задание 10
Задание 9
Задание 8
Задание 7
Задание 6
Задание 5
Задание 4
Задание 3
Задание 2
Задание 1
Контрольная работа №1
Семестр
Наименование тем и их содержание
Цели и задачи контрольной работы
Основная цель контрольной работы: формирование практических навыков и умений применения живописных материалов, техник, колористических приемов в создании композиционно-живописного решения эскизов костюма.
Задачи контрольной работы:
· обучить теоретическим и практическим приёмамцветовой и тональной обработки формы, включая понятие локального цвета, цветового пятна, цветовых отношений, колорита, цветовой гармонии, контраста, а также: объёма и ритма цветовых пятен на основе натурных постановок для последующего использования в творческой практике;
· овладеть методами моделирования пространства и объёма посредством цвета и тона, построения цветоритмической композиции с использованием различных живописных техник;
· сформировать навыки и умения для изображения реального предмета и его художественного образа для создания завершённых живописных и декоративных композиций средствами живописи.
· развивать творческие способности студентов для дальнейшей практической деятельности.
Тема: Натюрморт из предметов быта на фоне драпировки в разных техниках и материалах (акварель, гуашь)
Цели работы:
· ознакомиться с последовательностью ведения работы над натюрмортом (см. лекцию «Живопись»);
· усвоить понятия при изучении различных живописных техник (локальный цвет, цветовая среда, цветовая гармония, искусственное и естественное освещение) (см. лекцию «Живопись»);
· закрепить умения работы с цветом на свету и в теневой части простого натюрморта из бытовых предметов.
Средства обучения: бумага фА3 (2 листа акварельной бумаги, 8 листов ватмана для гуаши), художественная гуашь, акварель, палитра, кисти синтетические плоские (№ 5-6; 10-15) и круглые (№3-5), ёмкости для воды, губка, салфетки для вытирания кистей и рук.
Литература:
1. Гильман Р. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для вузов / Р. А. Гильман. – М., 2005.
2. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 272 с.: ил.
1. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008. – 144 с.: ил.
2. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. – М.: «Академия», 2007. – 144 с.
Выполнить натюрморт гуашью в технике двухтоновая «гризайль» из трёх предметов быта простых по форме и отличных по тону на фоне драпировки. Например, кувшин, кружка, луковица.
Задачи:
· используя чёрную или коричневую гуашь и белила выполнить светотеневую моделировку формы предметов натюрморта и драпировки;
· с помощью тональных отношений выделить передний план натюрморта, добиваясь свето-тональной целостности натюрморта.
Выполнить натюрморт акварелью из трёх бытовых предметов в контрастных тонах на фоне драпировки в технике «лессировка». Например, яблоко, груша, чайник.
Задачи:
· передать цветом объёмы и характерные особенности фруктов (изгибы и «западания» их форм, цветовую неоднородность);
· выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта.
Выполнить натюрморт из трёх предметов (например, овощи) в контрастных тонах на фоне драпировки в технике «по-сырому» акварелью.
Задачи:
· на увлажнённой губкой бумаге, размещённой горизонтально на поверхности стекла быстро выявить цветом объёмы и формы предметов;
· обратить внимание на вплавление (перетекание) одного цвета в другой, стараясь сохранить чистоту и яркость цвета, добиваясь цветовой и эстетической целостности натюрморта.
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов (например, три цветных сосуда) на фоне контрастной драпировки в технике «пуанте»
Задачи:
· определить цветовые и тональные отношения пространства натюрморта;
· небольшими мазками «вылепить» форму предметов и драпировки, обращая внимание на разницу цветов на свету, в полутенях и тенях, добиваясь цветовой целостности натюрморта.
Выполнить этюд натюрморта гуашью из нескольких предметов, созвучных по содержанию с естественным боковым освещением в интерьере (например, сумка, туфли, однотонный шарф или платок) приёмом «а-ля прима» за один сеанс, без переписывания отдельных участков.
Задача:
· выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта.
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов на фоне драпировки в тёплых тонах в любой технике (например, жёлтые и красно-оранжевые яблоки на фоне оранжевой (терракотовой) драпировки).
Задачи:
· выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта;
· обратить внимание на особую эмоциональную притягательность, вызываемую тёплыми оттенками цвета.
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов на фоне драпировки в холодных тонах в любой технике (например, фиолетовые баклажаны и кобальтовая чашка на фоне синей (сине-зелёной) драпировки).
Задачи:
· выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта;
· обратить внимание на особое эмоциональное ощущение бесконечности, таинственности и загадочности, вызываемое холодными оттенками цвета.
Выполнить натюрморт гуашью из трёх предметов на фоне драпировки в контрастных тонах в любой технике (например, фиолетовый баклажан, жёлтый лимон, красное яблоко на фоне жёлто-зелёной драпировки).
Задачи:
· выявить общую форму, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики, добиваясь цветовой целостности натюрморта;
· обратить внимание на особое эмоциональное ощущение бесконечности, таинственности и загадочности, вызываемое холодными оттенками цвета.
Выполнить натюрморт гуашью с цветами и фруктами на фоне драпировки с орнаментом.
Задачи:
· выявить общую форму предметов натюрморта, локальный цвет, цвет тени, света, рефлексы, блики;
· определить цветовые и тональные отношения между предметами;
· выполнить моделировку формы предметов средствами живописи;
· добиться живописных эффектов (блик, рефлекс, нюанс) и цветовой целостности натюрморта.
Выполнить гуашью копию фрагмента натюрморта с репродукции художников (П. Сезанн, К. Петров-Водкин, К. Коровин и др.).
Задачи:
· выявить общую форму предметов копируемого натюрморта, изучить характер цветов в тени, на свету, рефлексы и блики;
· определить цветовые и тональные отношения между предметами копируемого натюрморта;
· выполнить моделировку формы предметов схожими цветами;
· добиваться схожести живописных эффектов и цветовой целостности копируемого натюрморта/фрагмента.
Результат работы: 10 листов фА3 с выполненными натюрмортами в различных техниках и материалах.
6 семестр
Тема: Этюды и наброски головы и фигуры человека (гуашь, пастель, мягкие и др. материалы)
Цели работы:
· ознакомиться с последовательностью ведения работы над этюдом головы и фигуры человека (см. лекцию «Живопись»);
· дать начальное представление о моделировании головы человека средствами живописи ( Визер В. Живописная грамота. Основы портрета);
· дать начальное представление о моделировании фигуры человека средствами живописи;
· закрепить навыки выполнения набросков фигуры человека в смешанной технике различными материалами.
Средства обучения: бумага фА3 (8 листов ватмана для этюдов головы), бумага фА4 (20 листов для набросков), художественная гуашь, пастель, мягкие материалы, цветные карандаши, палитры, кисти синтетические плоские (№ 5-6; 10-15) и круглые (№3-5), ёмкости для воды, салфетки для вытирания кистей и рук.
Литература:
1. Визер В. Живописная грамота. Основы портрета / В. Визер – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.: ил.
2. Ермолаева Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учеб. пособие для студентов-дизайнеров / Л.П. Ермолаева. – М.: Издательство Гном и Д, 2001. – 120 с.: ил.
3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 272 с.: ил.
4. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. – М.: «Академия», 2007. – 144 с.