double arrow

Культура как предмет исторического исследования. Методы исторического изучения культуры


Средневековый город.

Раннее Срелевековье в истории Европы было абсолютной победы деревни над городом. Очаги городской жизни сохранялись в Италии, Испании и Южной Франции. В других странах крупные города Античности пришли в упадок. Главными стали феодальные замки и всё, что было расположено вокруг него.

В XI-XII вв. Европа начинает покрываться городами. Многие города начинали развиваться на руинах римских городов. Но появляются и абсолютно новые города.

-Европа переживает увеличение населения;

-Хаос раннего средневековья закончился, миграции населения закончились и начала бурно подниматься экономика.

-От сельской экономики в эпоху Зрелого Средневековья начинает отделяться ремесло и торговля. И города возникали как центры концентрации этих новых отраслей экономики.

Средневековый город встраивался в феодальную систему, т.к. изначально для феодальной системы город был инородным телом. И выражалось это тем, что любой город автоматически занимал землю, конкретному феодалу, а значит должен был вступать с ним в отношения. Поэтому жители городов облагались оброком или разнообразными повинностями в пользу сеньора.




Городская прослойка формировалась из: торговцы; крестьяне, порвавшие с сельским трудом, деклассированные феодалы.

Отношения с феодалом заставляли горожан объединяться. Город становился не просто поселением, а аналогом крестьянской общины, куда доступ чужому был либо закрыт, либо обставлен множеством условий. Одно из таких условий заключалось в том, что человек мог получить право жителя данного города не ранее чем через год, пребывания в нём.

Становясь корпорацией, город приобретал очень существенные возможности в отстаивании своих прав в отношении с феодалами.

Право на самоуправление, о не подчинении города феодальной власти. Города, которые добивались своего становились - коммуной.

И зрелое Средневековье стало временем коммунальной борьбой. И особо борьба приобрела во Франции, где королевская власть видела врага. С помощью городов короли могли подавлять сопротивление крупных феодалов. Это станет важным этапом к централизации государства.

В средневековой Германии особую группу занимали имперские города. Они становились самостоятельными субъектами. Города пользовались большими привилегиями. Имперские города пользовались большим самоуправлением.

На базе городов возникает сословие горожан – бюргеров. Из них в последствии возникнет буржуазия.

Одна из главных функций города -ремесленная. Была установлена система цехов, против конкуренции. В каждом городе ремесленники одной специальности объединялись в корпорации. Доступ в любой ремесленный цех был невозможен. Чтобы стать членом цеха нужно было быть сначала учеником-подмастерьем-мастером. Во-вторых внутри каждого цеха корпорации существовала сложная система регламента производства., качество сырья, качество изделия, набор инструментов, набор технологий был жёстко от регламентирован. Отступление от этих правил каралось изгнанием из цеха. Цеховая система была системой гарантий.



Появление дисциплины систематически изучающей культуры как особые формы организации жизни человека датируется 50ыми годами 19 века.

Дисциплина изучает:

1) Культурно-исторические типы;

2) Устанавливает закономерности функционирования культур;

3) Структурную организацию культур.

Историческая культурология изучает историю с позиций культурологии.

Здесь рассматриваются проблемы:

1) Почему изменяется мир;

2) Изучаются происхождение различных культурных феноменов;

3) Как развивались способы соц.организаций.

Методологическая основа – культурно исторические концепции.

1. Эволюционная концепция. (Морган ,Спенсер,Тайлор)

По Тайлору, культуры должны пройти одинаковые стадии развития. Образцом являются страны Запада. (От дикого состояния к просвещённому).

Идеал – точные науки. Спенсер главный акцент делал на закономерности развития общества. Спенсер уподобляет общество организму. Культура – сверхорганизм осуществляет надорганическое развитие.

Имеют значение:

1) Географические факторы среды соседних культур. (Внешние факторы ).



2) Внутренние факторы (раса, психические качества)

2. Цивилизационный подход ( Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

Цивилизация – это определённый тип развития общества, определяемый техническим и материальным развитием.

Основная идея:

Человечество не является чем-то единым, но представляет собой живую стихию, отлитую в разные формы организмы и самые крупные – культурно-исторические типы, имеющие свои типы развития. Общие черты, по Данилевскому, выражают общечеловеческое.

Отвергается:

1) Единая нить развития человечества.

2) Мнение об истории, как о некой общей цивилизации, отождествляемой с европейской.

Существует множество развивающихся цивилизаций. Каждый вносит свой вклад в сокровищницу человечества.

12 культурно-исторических типов:

1) Египетский;

2) Китайский;

3) Ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический);

4) Индийский;

5) Иранский;

6) Еврейский;

7) Греческий;

8) Римский;

9) Аравийский (новосемитический);

10) Германо-Романский

11) Мексиканский;

12) Перуанский.







Сейчас читают про: