Типология Данилевского.
Каждая цивилизация – архитип по оригинальному плану. Жизнь каждой цивилизации имеет свой предел. Сравнение качеств цивилизаций приводит к более глубокому их пониманию.
Теория Данилевского оказывает влияние на Освальда Шпенглера. Его книга «закат европы». Культура – суть организма, биография. Мировая история – это поляна, где растут пёстрые цветы не похожие друг на друга. Это цивилизации.
Времена года:
Весна – пробуждение жизни;
Лето – создание мощи;
Осень – высшая точка развития;
Зима – угасание творческих сил.
Последователь Шпенглера – Тойнби. Его книга «исследование истории» в 12 томах. Ему принадлежит концепция локальных культур.
Он назвал 13 культурно-исторических типов:
1) Западная +
2) Православная +
3) Исламская +
4) Индийская +
5) Античная
6) Сирийская
7) Китайская +
8) Инда
9) Эгейская
10) Египетская
11) Шумеро-вавилонская
12) Андская
13) Центрально-американская.
(«+» - культурно-исторические типы, которые сейчас существуют)
Развитие цивилизаций:
1) Рост
2) Надлом
3) Распад
4) Гибель
В основе любой цивилизации – религия.
Всё строится на системе «Вызов-ответ»
Слои истории цивилизаций:
1) Сакральный (каждый вызов есть стимул к осуществлению выбора, предоставляемым Богом);
2) Мирской (вызов ухудшение условий жизни, природных условий)
Культурно-исторические концепции складываются и у социологов.
Теория социо-культурной динамики. (Питирим Сорокин)
Система любой культуры определяется тем, как она отвечает на вопрос – «что есть истина?»
Системы:
1) Идеоциональная (Истина сверхчувственна)
2) Идеалистическая (истина чувствена и частично сверхчувственна)
3) Сенситивная (истина чувственна, эмпирическая. Ньютон, Кеплер)
Методы изучения исторической культурологии:
1) Генетический (в процессе изучения процесс приводится к определённому состоянию)
2) Системный (изучение культуры в системе)
3) Сравнительная (ищут сходства и различия при изучении)
4) Семиотический (изучение при помощи знаков)
Семиотика – наука о знаках.
Культура – это текст, который исследователь должен прочесть. Ю. Лотман
Становление человека, как особого существа. Период длился тысячелетия. Простейшая форма периодизации:
1) Каменный век
2) Древнекаменный палеолит
3) Мезолит
4) Неолит
Появляется человек прямоходящий на рубеже среднего и верхнего палеолита, соседом его был кроманьенец (остатки его нашли во Франции). Жил он с 40 по 10 тыс, до нашей эры. Создает протокультуру человечества, оставаясь собирателем, подводят человечество к культуре земледелия. Окончательный переход от человека от собирательства происходит в период неолитической революции.
Человек перешел к оседлому образу жизни (человек начал заниматься земледелием, животноводством). На протяжении тысячелетий формируется единство человечества. Как единое целое, единство культурное, физиологическое, психологическое.
В это время формируются человеческие качества. И некоторое ученые пытаются вывести нравственные чувства из потребности необходимости заботы о детях. Формируются гендерные различия, когда мужик – охотник, а женщина – дом. Работница.
У мужчины развиваются свои качества. У женщин эмоциональная развитость. Как минимум три года безпрестанной заботы со стороны взрослых. Со временем этот период возрастал. Появилась необходимость в постоянной стоянке и было трудно кочевать с детьми. Формируется человек, формируются прототипы семьи. Налаживается сотрудничество между семьями, родовыми сообществами, что приводит к образованию племен, кланов, и в последствии к народам, кланам, нациям. Нравственные принципы первобытности формируются из потребности сохранять социум и продолжать род, т.е это защита жизни, закон ценности жизни.
Например, на каком-то этапе рождаются запреты на убийство одноплеменника. Табу – запрет под страхом смерти. Человек на 80% зверь, животное. Все проступки наказываются смертью. Самосознание воспитывал и очаг. Именно здесь человек творит культуру. Появляется человеческий язык. Понятия. Новые слова, обозначающие явления. Мышление конкретное, наглядное. Абстрактно человек мыслить ещё не умеет. Происходит изменение в голосовом аппарате, человек начинается произносить новые звуки, общаться. Увеличилась продолжительности жизни, 25 лет – это старик.
Первобытность самое продолжительное время, очень маленький объём культурного наследия, на основе которого можно развиваться. 95% времени уходит на добычу пищи. Все в дом. Животные одомашнены первобытными людьми. Первобытный человек – изобретатель, он творит то, чего не было в природе (одежда, колесо, костяная игла, лыжи). Он мыслитель, наблюдает за природой, учиться ориентироваться по звездам, расселяясь по земному шару. У людей развивается потребность в познании мира, вкус к знанию.
Мировоззрение первобытного человека определил анимизм (анима – душа, одухотворение окружающего мира, анимизм). Термин вводит Тайлор (эволюционист, он «позитивный чувак» (Г.Х (с)) – «да нихрена» (Д.Л (с)) в своей работе «Первобытная культура», анимизмом он назвал начальную стадию в развитии всех религиозных представлений в истории человечества. Он говорит о том, что анимизм – это минимум религии. Он исходит из веры философа дикаря, что душа может отделяться от тела, это исходная посылка анимизма. Появляется теория реинкарнации – тотемизм (тотем, его род, принадлежность к роду). Тотемизм – это вера в кровнородственную связь человека с животным. А тотем – это есть и животные, растения, животные первопредок. Основа тотемизма является то, что душа природного первопредка способная вселяться в человеческих младенцев. Человек не отделял себя от окружающего природного мира, он не видел разницу между человеком и животными, для него все едино. Беспомощность человека перед лицом природы, от нее он зависим, он ищет защиты, поддержки. Он ищет отца, первопредка. Результатом тотемизма стали появление различных ритуалов, убийство животных на тотеме.
Анимизм определил магическую практику человека. Магия – волшебство (греч.) Фрезер «Золотая ветвь». Магию поделил на подражательную (гомеопатической) и заразительная (контагиозная). Племя подражает действию животных, разыгрывают процесс удачной охоты. На скалах изображали сцены охоты. Контагиозной можно отнести магию лечебную или вредоносную. Фетишизм (фран. Талисман, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишами могли быть камни, палки, предметы. Формы поклонения разнообразны: от принесения им жертв, до вколачивания в них палок, гвоздей.
Амулет (с араб. гамала – носить, вера в силу амулетов). Таким предметам приписывалась сила охранять их владельцев. Неолитические рыболовы Сибири подвешивали к рыболовным сетям каменных рыб.
Шаманизм (общение с миром духов, которым применяются методы измененных состояний сознаний. Экстатическое общение с сверхъестественной силой. Традиционно их принято называть камлания (исступленная пляска с ударами в бубен, с пением, шаман издает звуки). Дух вселяется в шамана, в бубен, у него появляются способности пророчествовать, лечить. Все мышление первобытного человека синкретично. Синкретизм – это единство, нераздельность, неделимость. Неотделимость человека от природы. Первобытный человек живет в природе, как природное существо, воспринимает весь мир как живое, он только частица природы. Все в мире точно такое же, как человеческое общество. В своих ритуалах человек воздает благодарность лесу, дереву.
Неотделимость человеческой личности от племени. Отсутствует индивидуальное сознание, нет своего «Я».
Сохранялась традиция кровной мести.
Отсутсвие разделения материальной и духовной сферы. Труд и магия неотдельны.
Сама духовная культура нераздельна. Появился синкретизм вещи. Он стала культовой, знаковой, если на нее нанести «тотем», знак племени, она становится более совершенна по красоте. Первобытный человек – проявление синкретизма. В обществе человек – потребитель, производитель. Сам все создает, сам поет и танцует. Сознание первобытного человека мифологично. Отражено в мифе. Первобытный понимает только то, в чем участвует, он не понимает абстракнтых понятий, не знает причинно-следственных связей, он их домысливает. В мифе излагается сакральная история, о том, каким образом появился этот мир, благодаря подвигам сверхъествественных существ. Отвечает на вопросы, как появился человек… (Секас делал) Рассказывает о том, как появились растения, ремесла. Рассказывает, как появилась письменность. Миф – это всегда история.
Ритуал – это система действий, чтобы повлиять на действительность, действия носят символический характер. Делятся на две категории: отрицательный и положительные. Система табу призвана отделить мир священный от мира вульгарного. Запреты могут быть пространственными, например, создание священных пещер, рощ.
Запрет на убийство священного животного.
На каждой стадии человек переходит из одной стадии в другую. Смерть и рождение рассматриваются как особые периоды в жизни человека.
Инициация – вступление в совершеннолетие.
В 4-3 тыс. до н. э. где человек обитает, появляются древнейшие государства востока.
Восток:
- Культура месопотамии
- Египетские
- В междуречьи Тигра и Евфрата
- Культура древней Индии (река Инд)
- Хараппа
- Мохенджо даро
- Культура Китая
Государства являются деспотическими. Правитель и бог - одно и тоже. Появляется политеизм (многобожие).