double arrow

Мировоззренческие основы в просветительской культуре. Просвещение в Европе и Америке


Формирование новой идеологии связано с образованием нового социального слоя. Убеждённые в идеях рационализма, образованные. Не аристократы. Они констатируют нищету и унижение народа, разложение высших слоёв и ставят себе целью изменить ситуацию, используя научное мировоззрение, способное повлиять на массовое настроение. (Смутьяны-холопы они)

Они ратуют за признание прав личности, так появляются естественно-правовые учения. Появляются они в учениях Гоббса, Локка, Гроция в 18 веке. Исходная идея естественно-правовая Гоббса – природа человека зла и эгоистична. «Человек человеку – волк», естественное состояние – «война всех против всех». В этой войне человек руководствует своим естественным правом – правом силы. Естественному праву противостоят естественных законы, которыми является разумное моральное начало человека. Законы самосохранения и удовлетворения потребностей. Поскольку война всех против всех грозит человечеству самоистреблению появляется необходимость изменить естественное состояние на гражданское. Следует заключить общественный договор. Люди добровольно уступают государству часть своих прав и свобод, договариваются о соблюдении законов. Так естественное право силы сменяется гармонией естественных и гражданских законов. Таким образом, государство – необходимое условие культуры. Локк полагал, что не в государстве заключена истина общественной жизни, а в самом человеке. Люди объединяются в общество, чтобы гарантировать человеку естественные права. Это, по мненью Локка, право на жизнь, собственность, труд. Труд и собственность дают людям свободу и равенство. Государство обязано охранять свободную частную жизнь человека. С самого начала естественно-правовые теории имели антицерковную и антифеодальную направленность, так как подчёркивается естественность происхождения права. Которая противостоит теории божественного права в которой религия является источником феодального государства, социального неравенства. Термин просвещения впервые используется Вольером. Приоритет в развитии просвещения принадлежит Франции. И ещё Гердер вместе с Вольтером придумал эту шляпу - просвещение. Кант писал, что просвещение – это выход человек их состояния несовершеннолетия, в котором он находился по своей воле. Несовершеннолетие по собственной воле – это такое, причины которого заключаются не в недостатки рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства им кого-то другого. Девиз просвещения по Канту – имей мужество пользоваться собственным умом.

Идеи просвещения основываются на идеях рационализма. Не случайно литература, искусство прославляют разум, силу человеческого разума – это оптимистическое мировоззрение. Вера в силу человеческого разума. Повийон – «Чудеса человеческого разума». В центре просветительской концепции человека идея естественного человека, огромную роль в ее формировании сыграл роман Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» - человек в естественном состоянии. Это рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости к цивилизации. Именно естественное состояние воспитывает Робинзона. Эстафету от него принял Ж.-Ж. Руссо. В трактате о рассуждении о науках и искусствах сообщает, что естественный человек просвещен, но не науками и искусствами, которые нужны деспотам, чтобы сломить сопротивление людей. Цивилизация смогла создать лишь счастливых рабов, им Руссо противопоставляет дикарей Америки. Промышляя лишь охотой они непобедимы. Никакое иго нельзя наложить на людей, не имеющих потребностей. Концепция естественного человека Руссо развивает также и в трактатах о происхождении и основаниях неравенства между людьми, об общественном договоре. Происхождение неравенства объясняется исторически. Вольтер и Монтескье резко критиковали идею священности власти духовенства. Бог дискредитировал себя, потому что долгое время его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления своей власти. Затем просветители занимались разработкой социальных утопий.

Сначала строится переустройство общества, а затем теория универсального общества. Каждый старался определить естественное состояние человека, которое виделось в социальной действительности материального благосостояния. Руссо считал, что в состоянии материального благополучия, богатства – развиваются человеческие способности, расширяются идеи, облагораживаются чувства, возвышается душа.

Клод Гельвеций сформулировал понятие добродетели, которое у него измеряется полезностью, а не самоотречением, как это было в христианской морали. То есть человек должен получать от жизни удовольствие, а не служить Богу со свойственным христианину самоотречением. Эту идею поддержал английский просветитель Бентам, которые считал, что добродетель должна основывать на личной пользе, с учетом общественных интересах общества. Так начинается новый этап в развитии просвещения, которое в целом претерпело эволюцию: от разрозненных попыток утвердить идею просвещения, к объединению сил просветителей; от деизма Вальтера к атеизму Дени Дидро. От идеи просвещенной монархии, увлечение Английским строем к разработке революционного изменения французского общественного строя к утверждению идеи республики, принципа равенства. Важнейший лозунг – «Свобода, равенство, братство». В целом просветители создают гармоничную картину мира, поскольку она оптимистична. Формируется идея всемирности, всемирной культуры. Наиболее прославился Иоганн Гердер. Он утверждает равенство культур различных народов и эпох. Одновременно появляется почва для развития Европоцентризма. Долгое время Европейцы не знали чужих культур, а покоряя народы Америки, Австралии, они действовали как завоеватели. Пренебрегали культурой врагов. Тогда как с развитием идеи всемирности сопоставить культуры как равные, однако, своё оказывается важнее, выше чужого. Развитие французскими революции идей Руссо свидетельствовало о новом отношении к человеку, поэтому в социальном плане стали появляться идеи противоречащие идеям рабства.

«Права человека» Томаса Пена вышли в 1791 году.

«Отстаивание прав женщин» Оунстоункрафт 1792 год. Первая страна запретившая рабство стала Дания. Потом в 1794 запретила Франция. В 1807 году рабство было отменено в Британской империи. Идеи просвещения определили развитие американской культуры. Центром просвещения в Америке становится Филадельфия, здесь создана первая в Америке библиотека, первый юридический журнал. Первая медицинская школа и госпиталь, с этим городом связаны просветительские действия Бенджамина Франклина, который сформулировал классические принципы буржуазной морали. Герой нового времени – это человек обязанный всем только себе. Ему присуще трезвость ума, рационалистичность, нацеленность на реальную жизни, с ее материальными радостями. Именно ему принадлежат многие афоризмы, говорящие о буржуазной культуре, буржуазной морали: «Время деньги», «Бережливость и труд к богатству ведут» и т.д.

В основе просветительской культуре стоят идеи Коттан Мезер и Джонатан Эдвардс.

Идеология просвещения способствовала развитию образования. Просветители считают, что воспитание в духе современной науки, современного знания способно улучшить жизнь людей, не случайно Дидро объединил в силах просветителей Вольтера и Монтескье создание толкового словаря или Энциклопедии наук, искусств и ремесел.

Постепенно в Америке складывается более благоприятная ситуация для получения образования, чем в старом свете. Это объясняет появление отцов основателей республики.

Томас Джеферсон автор Декларации Независимости. Он стал Американским интерпретатором учения Локка. Назначением государства он видел – защищать права человека: права на жизнь, собственность, свободу, счастье. Народ может свергнуть государство. Главное правильно распределять власть. Свобода переплетается с обязанностями.

Разочарование в идеалах просвещения выразил роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» - это сатира на идеи просвещения. Свифт усомнился в научном прогрессе.

Эпоха просвещения продлилась около 100 лет, затем наступает реакция на результаты Французской революции. Мыслящая часть европейского человечества, почувствовала, что идеал человека, сформированный культурой возрождения, не соответствует реальной действительности.


Сейчас читают про: