Великодушие Сципиона

Классицизм в музыке

Классицизм в живописи.

Классицизм в архитектуре и градостроительстве.

Основные черты классицизма.

Классицизм в художественной культуре 17-18 веков

Вопросы и задания.

Барокко в музыке Вивальди

Музыке присущи элементы "зрелищности", выявляющиеся в состязании солиста и оркестра (по выражению Б. В. Асафьева - в ней было что-то от театра, дискуссии). В непрестанном чередовании tutti и solo, целого и части (в этом нашла своеобразное преломление ритурнель) раскрывается смысл формы концерта и, вместе с тем, создаётся игра звуковыми массами и звуковыми светотенями. В. был великим мастером этих рембрандтовских приёмов в музыке. В муз. содержании концертов В. воплощены черты, характерные для "позднего барокко". В его концертах впечатляет, с одной стороны, монументальность, пафос (в особенности в первых частях), с другой - мягкая лирика медленных средних частей.

Большинство его adagio - это род лирич. арии, где в центре внимания слушателя - виртуоз, выражающий собств. индивидуальность, подобно певцу в кульминац. моментах оперы. Музыка B. впитала элементы красочного венецианского муз. фольклора, богатого напевными канцонами, баркаролами, зажигательными танц. ритмами, - отсюда конкретность, изобразительность тематизма его концертов. Широко распространён у В. излюбленный в итал. нар. музыке размер 6/8 (размер мн. итал. нар. танцев). Особенно разнообразно трактуется танц. форма сицилианы. Вместе с тем в концертах В. творчески переработал стилистич. особенности монумент.-декоративного иск-ва венецианской вок.-инстр. полифонич. школы, с её системой "cori spezzati". Применяя часто аккордово-гармонич. склад, он мастерски использовал полифонич. линеарную манеру письма, охотно прибегал к контрапунктич. формам, к-рые выдвинул муз. ренессанс 16-17 вв.

1) - Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

2) - Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, она богата духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

3) - Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

2) Приемы, предвосхищающие градостроительство XVII—XVIII веков, характерны для созданного Микеланджело близ римского Форума ансамбля площади Капитолия, нового светского центра города, в котором проявилось стремление подчеркнуть связь папской столицы с античным Римом. Строительство началось в 1546 году и включает в себя перестроенный Микеланджело Палаццо Сенаторио, Палаццо деи Консерватори, главное здание Капитолийских музеев, а также античную конную статую Марка Аврелия. При папе Сиксте V (понтификат 1585— 1590) были проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехристианские базилики и связавшие районы Рима в единую систему.

Для градостроительства барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны.

3) Особенности барочной Архитектуры

* Крупномасштабные фрески потолка

* Драматическое или однородное использование света

* Драматическое центральное проектирование на внешнем фасаде

* Богатое использование украшений, таких как пластырь или штукатурка, мраморное или поддельное окончание

* Использование интерьеров как раковина(снаряд) для живописи(картины) и скульптуры (особенно во время последнего Барокко)

* Использование колонок, куполов, башен и овальных окон.

4) Питер Пауль Ру́бенс[1] (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: [ˈpitər 'pʌul 'rybə(n)s]; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — плодовитый южнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606—1669) — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи[1]. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство[2]. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Веласкес

В основном это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. («Завтрак», около 1617—1618; «Старая кухарка», около 1620; «Завтрак двух юношей», «Водонос», около 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов» (1619); «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620).

5)Музыке присущи элементы "зрелищности", выявляющиеся в состязании солиста и оркестра (по выражению Б. В. Асафьева - в ней было что-то от театра, дискуссии). В непрестанном чередовании tutti и solo, целого и части (в этом нашла своеобразное преломление ритурнель) раскрывается смысл формы концерта и, вместе с тем, создаётся игра звуковыми массами и звуковыми светотенями. В. был великим мастером этих рембрандтовских приёмов в музыке. В муз. содержании концертов В. воплощены черты, характерные для "позднего барокко". В его концертах впечатляет, с одной стороны, монументальность, пафос (в особенности в первых частях), с другой - мягкая лирика медленных средних частей.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558; клуатр церкви Санта Мария делла Карита [ныне Музеи Академии]; фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562; Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 [завершена В. Скамоцци к 1610]; «Иль Реденторе», то есть [церковь] Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592; Санта-Мария делла Презентационе, или «Ле Цителле»; Санта-Лучия, разобрана в сер. XIX в. при строительстве железнодорожной станции). Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах главное — динамика форм, иногда — взволнованная патетика.

Роберт Адам (работавший в сотрудничестве с братом Джеймсом) стал самым востребованным архитектором в Британии. Ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Свежий подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов (термальное окно, серлиано) свидетельствовал о глубинном проникновении Адама в сущность античного искусства. Постройки: Кедлстон-холл, Сайон-хаус, Реджистер-хаус, Остерли-парк.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.

«Великодушие Сципиона», «Пастухи Аркадии», «Танкред и Эрминия».

Немногочисленные живописные произведения Агостино Карраччи (лучшие из них — фрески в Палаццо Фарнезе в Риме, выполненные вместе с братом Аннибале, «Причащение св. Иеронима» и «Вознесение Богородицы» в Болонской пинакотеке) отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом.

Агостино был более известным гравёром, чем его брат Аннибале. Подражая Корнелису Корту, он достиг больших высот в мастерстве гравирования. Наиболее известные из его гравюр: «Распятие» (с Тинторетто, 1589), «Эней и Анхис» (с Бароччио, 1595), «Богородица с Младенцем» (с Корреджо), «Искушение св. Антония», «Св. Иероним» (с Тинторетто), а также некоторые гравюры с собственных работ.

Клод Лоррен с большим мастерством изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие — более плавно, в холодноватом тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи.

Лоррен, в отличие от Пуссена, выходил за рамки метафизического (читай — академического) пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он — первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Его работы оказали влияние на развитие европейского пейзажа, в частности, на Уильяма Тёрнера

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Вопросы и задания:

1) Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII - начало XIX в. В XVIII в.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка – представлен классицизм.

2) От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство—это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции. Сведение архитектуры только до выполнения градостроительных задач влечет за собой упрощение и типизацию ее форм.

3) Архитектор классицизма отвергает «взбитые сливки» барокко и настаивает на эталонах гармонии, строгости, логической ясности и монументальности. Собственно, для него не стояло вопроса, объективно искусство или нет. Конечно, объективно, а сам он служит вечности и всему неизменному. Отсюда равнение на ордерную систему, регулярность планировки и симметрию. Человек, как мы помним, это звучит гордо. А регулярность четкость – именно то, что отличает творение человека от стихийной асимметрии природы. Для зданий и парков все это означало появление уходящих в перспективу рядов колонн, идеально подстриженных кустов и десятки метров совершенных скульптур. А завитки, архитектурные складки и рюши – от лукавого. Архитектор классицизма чаще всего был туристом и ездил в Италию и Грецию смотреть на развалины, творения Палладио, Скамоцци и рисунки Пиранези, а после нес это знание в собственную страну. Так, в частности, случилось и с Иниго Джонсом, ответственным за насаждение классицизма в Британии, и с Робертом Адамом, изменившим облик Шотландии. Немцы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель, сойдя с ума по красотам Парфенона, застраивают в неогреческом духе Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями.

Французы Жак-Жермен Суффло, Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле создали собственные варианты классицизма: первый все больше осваивал пространства вокруг здания, а Леду и Булле увлеклись радикальной геометризацией форм. Французы (а за ними и русские) вообще из всех европейцев оказались самыми чувствительными к роскоши имперского Рима и, не стесняясь, копировали триумфальные арки и колонны.

4) См. вопрос № 3.

5) Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

6) Николя́ Пуссе́н. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

Родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся в Риме с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. После смерти Марино, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.

«Великодушие Сципиона», «Пастухи Аркадии», «Танкред и Эрминия».

Картина по мотивам взятия Нового Карфагена (современной Картахены), испанской твердыни пунийцев во время второй Пунической войны, которую Сципион захватил вместе с несметными сокровищами, заложниками от испанских племен и крупным запасом провианта. За один день, кстати, захватил.

Собственно, великодушие Сципиона заключалось в том, что он освободил заложников и организовал их отправку по домам, а так же сберег честь знатных девушек из этих испанских племен, чем завоевал дружбу и расположение многих испанцев, перешедших на сторону Рима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: