Идеология Просвещения

Идеология Просвещения возникла в XVII веке — ее родоначальником считается английский философ Д.Локк (1632-1704) — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др. В Германии Просвещение связано с именами И.Гердера, И.В.Гете, И.Канта и др.

Главные идеи, составляющие содержание эпохи Просвещения следующие:

1. По своему содержанию XVIII век стал продолжением эпохи Возрождения. Он резко
противопоставил себя «мрачному» Средневековью, то есть более возвысил авторитет и роль разума,
сделал исключительно актуальными идеи гуманизма.

2. Идея культуры приобрела человеческое, гуманистическое измерение. Культура теперь — это
не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

3. Произошла мировоззренческая переадаптация человека. Ее болевая точка — переосмысление человеческой свободы. Для себя человек выявляет, что, свобода носит двойственный характер.

В связи с этим, Э.Фромм пишет1: «Индивид, освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу — вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, — но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни, и на него обрушились сомнения: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим».

Один из самых глубоких мыслителей того времени Б.Паскаль, отвечая на вопрос «Что такое человек во Вселенной?» писал: «Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, и далее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей — конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого возник, и бесконечность, в которой растворяется».

В ответ на требование Паскаля отказаться от исследования природы и его призыв заняться безмолвным созерцанием творений всевышнего культурологи XVII-XVIII вв. в центр общественной жизни ставят разум человека. «Знание — сила», — говорит Ф.Бэкон. «Я мыслю — следовательно, я существую*», — провозглашает Р.Декарт. XVIII век становится веком интеллектуального штурма идеи культуры.

4. Утверждение о том, что «человек разумен» значит, по мнению просветителей, что он может и должен следовать природе. В этом — человеческая мудрость, и она достижима. У самой природы нет ни разума, ни цели, но природа порождает разумных людей. Она рациональна в том смысле, что человек, следуя законам природы, может и должен стать счастливым. Его желания счастья соответствуют законам природы. Природа разумна, ибо разум людей приемлет ее законы, одобряет их, рано или поздно следует им, и в конце концов в действии всех людей законы берут верх.

5. Просветители убеждены в том, что только на основе просвещения возможен прогресс, расцвет ремесла, науки и искусства. И у них складывается вера в особую, решающую роль просвещения в социальном развитии.

«Причина всех бедствий и несчастий людей, — утверждает Гельвеции, — состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди могут только через просвещение, а рост его неодолим. В умах идет скрытая и непрерывная революция и... с течением времени само невежество себя дискредитирует».

1 Фромм Э. Догмат о Христе. М., 1998. С. 143.

Под влиянием этих идей формируется просвещенческая модель культуры, в которой содержание культурно-исторического процесса сводится к развитию разума. Культурность нации или страны в противоположность дикости и варварству первобытных народов состоит в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве. Цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, — сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей естественной природы.

Познакомимся более подробно с взглядами на культуру крупнейших мыслителей XVIII в. — Гердера, Руссо, Канта, Шиллера и Гегеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: