Импрессионизм в искусстве конца 19 века

Если говорить о направлениях в искусстве в конце 19 века, то, безусловно, одним из крупнейших будет являться импрессионизм. Импрессионизм зародился во Франции во второй половине XIX века. Молодые художники хотели выйти за рамки классической живописи, которые ограничивали критики и официальное жюри Сaлона, где в то время выставлялись картины. Что было не так-то легко: ни критики, ни публика не хотели принимать картины, столь сильно отличающиеся от привычной академичной живописи в «античном» стиле.

Картины художников нового направления и за картины-то не считали, так похожи они были на быстрые наброски.

Но в этом и была суть нового направления - поймать момент, показать жизнь такой, как она есть. Сюжеты импрессионисты не придумывают, они берут их из повседневной жизни: это все то, что может увидеть любой, лишь выйдя на улицу.

Предшествующая импрессионизму Барбизонская школа, Руссо и Милле также пришли к этому выводу, показывая жизнь реальной и правдивой. К тому же в отличие от импрессионистов представители Барбизонской школы обращали свое внимание в первую очередь на природу, изображая пейзажи.

Художники стали использовать совершенно новую технику рисования. Краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно отдельными мазками. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, их стоит рассматривать с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и складывается представление о картине.

Импрессионисты открыли для себя интересную технику использования фотографии: если раньше фотография использовалась при работе над картиной в мастерской, то художники нового направления нашли в ней много схожего с импрессионисткой техникой. Камера «ловила мгновение» и запечатлевала его таким, каково оно было на самом деле. Дега называл фотографию «магическим мгновением». К тому же стоит иметь в виду, что в то время фотография отличалась особо долго выдержкой и снимок получался слегка размытым - это было очень похоже на быстрые мазки кистью.

В отличие от мастеров прошлых лет, импрессионисты не работали в мастерских, заканчивая и дорабатывая там свои эскизы. Именно среди них становится популярной техника пленэра - то есть работы на открытом воздухе. Художники выезжали в пригороды (особенно популярен был лес Фонтенбло), где зарисовывали пикники, или же изображали сцены парижской жизни: Моне и Ренуар часто изображали сценки на набережных Сены, также известна серия картин Ренуара из Мулен де ла Галлет.

Импрессионисты открыли для себя интересную технику использования фотографии: если раньше фотография использовалась при работе над картиной в мастерской, то художники нового направления нашли в ней много схожего с импрессионисткой техникой. Камера «ловила мгновение» и запечатлевала его таким, каково оно было на самом деле. Дега называл фотографию «магическим мгновением». К тому же стоит иметь в виду, что в то время фотография отличалась особо долго выдержкой и снимок получался слегка размытым - это было очень похоже на быстрые мазки кистью.

На одном из Салонов (в 1865 году) была выставлена картина Мане «Олимпия», которая наделала много шума и была крайне негативно воспринята критиками и вызывала волну протеста.

Картина является переосмыслением знаменитого полотна Тициана «Венера Урбинская».

Но на Картине Мане изображена не какая-то абстрактная модель, а Виктория Меран, хорошо известная публике того времени. Она была актрисой, а также играла на гитаре и рисовала. К сожалению, она стала алкоголичкой и умерла в страшной бедности.

Она же была изображена на скандально известной картине Мане «Завтрак», написанной двумя годами раньше. Критики называли эту картину порнографической: двое одетых мужчин сидят рядом с совершенно обнаженной женщиной, которая, совершенно не стесняясь свой наготы, открыто смотрит вперед, устремляя свой взгляд на невидимого зрителя. Возможно, относись сюжет к излюбленной академиками античности, картина и не вызвала бы столько нареканий?..

Вдохновленные именно этой картиной, молодые импрессионисты открыли для себя технику пленэра и начали создавать композиции с фигурами на открытом воздухе. Кстати, картина Клода Моне также называется «Завтрак» (вообще, как вы заметили, импрессионисты называли свои картины максимально просто и понятно), и изображает пикник в лесу.

Но далеко не всегда импрессионистов интересовали люди или природа. Куда интереснее было передать, например, движение воздуха или падение солнечных лучей. Например, на картине Моне «Вокзал Сен-Лазара» главным предметом изображения является даже не сам вокзал или поезд, а дым, который клубами поднимается из дымящей трубы.

На картине Ренуара «Качели» особенно хорошо видна импрессионистская техника - посмотрите на игру света и тени, на яркие солнечные пятна, падающие сквозь ветки деревьев на землю и фигуры людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: