Социально-экономическая и политическое развитие СССР в 1991-1999 гг. Распад КПСС и СССР. Политика Ельцина.
Г. Выбор пути политического и социально-экономического развития. Цели перестройки.
В апреле 1985 г. происходит переход к политике перестройки. Необходимость в этом возникла из-за наступившего в середине 1980-х экономического и политического кризиса, из-за отставания СССР по показателям экономического развития, роста коррупции, развития теневой экономики, нарастания негативных явлений в общественно-политической жизни, национальной политике, международных отношениях.
Задачи: коренное обновление жизни общества, ускорение социально-экономического развития, исполнение различных форм коопераций в трудовой деятельности, усовершенствование в управлении предприятиями, рефинансирование политической системы, проведение правовой реформы, демократизация жизни общества и др.
12 июня 1991 г. – избрание всенародным голосованием президентом РСФСР Ельцина. 8 декабря 1991 г. – Беловежское соглашение. Решение руководства России, Белоруссии и Украины о роспуске СССР и создании СНГ. 25 декабря 1991 - отставка Горбачева с поста президента СССР. В январе 1992 г. - начало радикально-экономические реформы в РФ.
Реформа «прихватизации», акции, политика «золотые горы».
В 1998 августе – финансовый кризис в РФ.
31 декабря 1999 г. – добровольный уход Ельцина в отставку. Назначение президентом Путина.
Международная напасть достигает наивысшей точки.
В декабре 1987 г. – подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. - подписан договор между США и СССР об ограничении стратегического наступательных вооружений (ОСНВ-1), в январе 1993 г. ОСНВ-2.
В июне 1994 г. Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенная государствами, членами НАТО. В мае 1997 г. - подписание в Париже Основополитического акта между руководителями стран НАТО и России. Новый курс реформ. 26 марта 2000г- избрание президентом РФ В.В. Путина.
В 1983 г. в шведском городе Уппсала был создан фонд «Слово жизни», который возглавил проповедник Ульф Экман, главный лидер «Теологии процветания» в Скандинавии и духовный руководитель его экспорта в Россию. В 1981-1982 гг. Экман обучался в библейском училище Хейгина в США, и с тех пор между американской и скандинавской «Теологией процветания» поддерживаются тесные связи. В Швеции «Слово жизни» пользуется успехом — у него более 200 филиалов в стране, а журнал «Слово жизни» (Livets Ord) выходит 35-тысячным тиражом, что для Швеции весьма солидно. «Слово жизни» (швед. Livets Ord, дословно англ. Word of Life) — религиозная община, относящаяся к Движению веры, также — международное объединение поместных протестантских пятидесятнических общин. На конфессиональном поле «Слово жизни» позиционионируют как протестантское движение умеренно- харизматического направления а также как неопятидесятническое движение. (1, 301).
В «Слове жизни» присутствует ярко выраженная тенденция спиритуализировать человеческую деятельность и различные земные явления, объясняя их результатами действия духовных сил: все «нехристиане» и весь нехристианский мир — не более чем безвольное орудие в руках этих сил. Но это положение можно изменить. Как считают сектанты, духовный мир управляется и функционирует согласно определенным законам, знание которых может дать в руки человеку огромную силу. Обращение и духовные дары, которые человек получает при крещении, дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире. Эти сила и власть в духовном мире нужны христианину, чтобы добиться исполнения самых сокровенных своих желаний в этом мире. Дело в том, что, по вере «Слова жизни», христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть — и не может не быть — богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда — «теология процветания»). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства. Темой конференции «Слова жизни» в 1986 г. был лозунг «Вы — боги». Правда, Ульф Экман позднее говорил, что эти слова не следует понимать буквально. Тем не менее если внимательно прочитать его писания, то этот лозунг будет единственным логическим выводом из учения «Теологии процветания», которое утверждает, что после обращения природа человека полностью изменяется с сатанинской на божественную; следовательно, человек делается Богом. И даже Сам Иисус Христос зависит оттого, как христиане используют свою власть над демонами, которую Он им передал, потому что Сам Он больше ничем не может помочь Своим последователям.
Многие члены неопятидесятнических сект страдают депрессивными состояниями, среди них нередки попытки самоубийства. Поданным шведской статистики, процент бывших членов секты «Слово жизни», которые оказались в психиатрических лечебницах, гораздо выше средних показателей. Многие из покончивших с собой членов секты до вступления в нее к психиатру не обращались. По данным, опубликованным в шведской газете «Sidsvenskan» 13.06.1991 г., клинический терапевт из Уппсалы Г. Свартлинг сообщает, что 85% обследованной группы, состоявшей из членов «Слова жизни», заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении личного благосостояния из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93% сообщили, что они подвержены приступам панического страха и расстройству сна; 25% всерьез предпринимали попытки самоубийства. Свартлинг делает вывод, что душевнобольные пациенты — члены «Слова жизни» — получают очень серьезные умственные повреждения с симптомами, указывающими на шизофрению.
Одна из причин серьезных психических расстройств — род исповеди, обязательной для всех членов секты. Исповедь основана на том же главном принципе «Движения веры» — «силе изреченного слова»: всякое слово обладает творческой силой, поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником; можно исповедоваться лишь в том, что свят и всесилен. Таким образом, человек остается один на один со своими внутренними проблемами и слабостями, которые он должен в себе подавлять, не имея права их высказать. Но он не может не замечать их присутствие в себе — и это при том, что, как он видит своими глазами, все остальные члены секты уверяют, что давно уже стали святыми и избавились от своих грехов. В конце концов это приводит адепта к раздвоению личности, шизофрении, депрессивным состояниям. Человек даже не может сам себе признаться в своих ошибках, потому что винить он может только себя — Бог уже дал ему все, что мог, и больше Ему дать нечего. (2, с. 412).
В Донецке поместная церковь «Слово Жизни» появилась 1 мая 1990 г., на сегодняшний день число ее членов — около 4 тысяч человек. Руководит ею Леонид Николаевич Падун (род. в 1960 г.). В 1991-92 гг. он прошел обучение в «Библейском центре» г.Уппсала, после чего решил открыть подобное учебное заведение в Украине. Так в 1993 г. в Донецке появился Библейский институт «Слово Жизни». Обучение в нем длится 2 года. На 1-2 курсах изучаются такие предметы, как «Всепобеждающая вера», «Исцеление», «Божий взгляд на деньги», «Характер Бога», «Демонология», «Молитва и ведение духовной войны», «Здоровый образ жизни» и др., существует факультет подготовки служителей детям и журналистики. Обучение в институте проходит на двух факультетах: пасторско-миссионерском и дьяконско-администраторском. Программа рассчитана на два года. На первом курсе преподаются общие дисциплины и дополнительно анализируются способности студентов. На втором курсе обучаются лишь те, кто отвечает всем требованиям учебного заведения. Кроме теологических дисциплин, изучаются Конституция и история Украины, Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях". (3, с. 57).
В 1993 г. образовалось всеукраинское объединение церквей — Украинская Христианская Евангельская Церковь, а в 1996 г. — миссия «Слово Жизни». Организация довольно активно проповедует свое учение, издается газета, на Первом национальном канале выходит передача.(4, с. 1).
«Слово Жизни» причисляет себя к пятидесятникам-протестантам, однако у них не так уж много общего, это, скорее, неопятидесятническая организация. Напомним, что пятидесятники — течение в протестантизме, возникшее в начале 20 века в США и получившее название в честь дня Пятидесятницы, когда в Иерусалиме на апостолов сошел Святой Дух и они заговорили на иных языках (Деян.2:1-4). Термин «неопятидесятники» (харизматы) относится к течениям, вышедшим из пятидесятничества; хотя они сохраняют в основе своей черты учения, но многие доктрины трактуют по-иному. На первый план в этом движении выдвигается учение о харизме, практика духовных даров. (1, с. 303).