Эволюция феодальных отношений у народов Северного Кавказа.
Этническая карта Северного Кавказа в XVI-XVII вв.
Обрел бессмертие народ...
В сказанья этих величавых
Лекция. Народы Северного Кавказа XV-XVIII вв. (2 часа)
Этническая карта региона в XVI—XVII вв., как и в предыдущие эпохи, не оставалась неизменной. Многие этнические названия, известные в прошлом, постепенно исчезали. Происходило складывание более крупных этнических объединений, которые постепенно консолидировались в народности. В описываемое время на Северном Кавказе окончательно сложились территориально-языковые общности. Одной из крупных этнических общностей региона являлись адыги, известные в источниках данной поры под общим названием черкесов. По сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби, «страна Черкестан простирается от склонов Анапских гор, вплоть до берегов реки Кубани»'. Западную часть Черкесии в 40—60-х годах XVII в. занимали адыгские племена.
К началу XVI в., с отходом кабардинцев на восток от бассейна Кубани, завершается процесс расселения абазин по верховьям Лабы, Уруха, Большого и Малого Зеленчуков и бассейна Верхней Кумы. Карачаевцы и балкарцы занимали смежную территорию у отрогов Эльбруса.
Карачаевцы к 30—40-м годам XVII в. прочно обосновались в верховьях Баксана. На карте А. Ламберти (XVII в.) карачаевцы (карачполи) помещены на территории нынешнего Карачая. Согласно русским источникам 1639 г., карачаевцы жили по Баксанскому ущелью. В первой половине XVII в. часть карачаевцев из-за феодальных раздоров выселилась в верховья Кубани.
В первой половине XVII в. балкарцы были расселены по Балкарскому ущелью вдоль р. Черек. Местоположение балкарских поселений не изменилось и во второй половине XVII в. Граница между западной (Закубанской) Черкесией и Кабардой проходила от Эльбруса на север по Пятигорью до верховьев Кумы. Восточный предел адыгейской этнической группы составляли кабардинцы. К XVI в. они занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья, по правому берегу Терека и левому берегу Сунжи. Пятигорье в описываемое время уже не было местом их постоянного жительства.
В связи с распадом в конце XVI в. Кабарды на Большую (от Малки до Уруха) и Малую (от Уруха до Среднего Терека и по правому берегу Терека), происходили массовые внутрнэтнические передвижения населения, охватывавшие большие пространства края, хотя и не все эти территории были местом постоянного их обитания. Подвижность кабардинцев связана была не только с характером их хозяйства и внутриполитическими событиями, но и с постоянной опасностью крымско-султанской агрессии.
Этническая территория осетин находилась преимущественно в пределах горных ущелий, у верховьев Терека и его левых притоков: Гнзельдон, Фиагдон, Ардон и Урух. В описываемое время происходил также процесс этнической ассимиляции отдельных групп осетин в соседних с Дигорней ущельях. Продолжалась начавшаяся в предыдущие эпохи миграция части осетин в Южную Осетию.
В XVI—XVII вв. как ингуши, так и чеченцы именовались по названиям отдельных обществ. Лишь грузинские источники называют их «кисти». Народы Дагестана называли чеченцев «мычигиш», точно так же и русские источники нередко именуют всех чеченцев «мичикизы» — термином, заимствованным у кумыков Дагестана. В русских документах того периода встречаются и названия отдельных обществ. Как и прежде, чеченцы и ингуши населяли труднодоступные горные ущелья к востоку от верхнего течения р. Терек до Дагестана. К концу XVI в. завершилось переселение кистинцев-бацбийцев в Тушетию, где они стали называться «цоветушмны». В XVII в. началось также переселение чеченцев и ингушей к р. Сунже, постепенно приближаясь к городкам терских казаков.
Некоторое перемещение населения в описываемое время происходило и в Дагестане. К концу XVI в. относится миграция тюменцев в Засулакскую Кумыкию.
В XVII в. завершается процесс переселения части цахуров из Дагестана на юг, в пределы Северо-Западного Азербайджана. В XVII в. цахурские султаны обосновались в с. Елису.
В XVI—XVII вв. продолжалось и переселение аварцев в Джаро-Бело-каиы.
Миграция части населения Южного Дагестана на южные склоны Главного Кавказского хребта была связана с формами ведения их земледельческо-скотоводческого хозяйства, в результате чего горцы Дагестана оседали на постоянное жительстве в указанных pайонах.
Миграция ногайцев на Северный Кавказ, в частности в Пятигорье, как указывалось выше, началась в XV в. В XVI—XVII вв. многочисленные передвижения ногайцев в районы Приазовья, Причерноморья по Кубани, Зеленчукам, Баксану, Тереку и оседание их среди местного населения были постоянным явлением. Особенно заметно этот процесс происходил в середине XVI в., когда Ногайская Орда, раздираемая внутренними противоречиями, разделилась на Малую и Большую орду. Отдельные подразделения Малого Ногая в начале XVII в. с Дона откочевали «с улусными людьми к Теркам в Кумыки» и кочуют, по словам современника, «ныне меж Койсы и Аксаю».
В 40-х годах XVII в. по западному побережью Каспийскою моря кочевали отдельные подразделения ногайцев во главе с ханами Уракон и Карасой. Вначале владетели Кумыкии не препятствовали их расселению. Но когда приток поселенцев по Сулаку заметно увеличился, владетели Засулакской Кумыкии переселяли их в низовья Терека и Сулака. Как и следовало ожидать, эти меры намного обострили противоречия между ногайскими мурзами. В итоге междоусобной борьбы некоторая часть ногайцев, не желая оказаться под властью местных мурз, откочевала на левый берег Терека. С этого времени их стали именовать черными, простыми ногайцами, не имевшими мурз.
На Северо-Западном Кавказе среди адыгов в описываемое время жили абазины. Эвлия Челеби называет ряд этнических групп, находившихся между Бзыбыо и Туапсе, говоривших «и по-абазннски и по-черкесски»: смешанная абазо-адыгскяя группа хамыш (кумыш); саджа-сад-зы — джипеты — абхазцы. Абазины жили между адыгами и северо-западнее Туапсе — у Анапы вплоть до Кубани.
Развитие экономики. Сельское хозяйство на Северном Кавказе в XVI—XVII вв. продолжало развиваться на основе традиционно установившегося естественного разделения труда. Процессы консолидации территориально-языковых общностей, развитие экономической жизни северокавказских народов в этот период приводили к дальнейшей стабилизации и дифференциации хозяйства по зонам.
Основными культурами, возделываемыми жителями Северного Кавказа, по-прежнему были просо, рожь, овес, ячмень, пшеница, бобы местного происхождения, которые отличались засухоустойчивостью, стойкостью против вредителей и болезней, скороспелостью.
Зерно мололи с помощью водяных мельниц, строившихся вблизи селений. Применялись также и ручные мельницы простой конструкции.
Наряду с земледелием на плоскости и в предгорьях Северного Кавказа было развито стационарное и отгонное скотоводство.
В экономике населения горных и высокогорных районов Северного Кавказа ведущей отраслью продолжало оставаться овцеводство. Летом скот пасли на горных пастбищах и в речных долинах, а с осени перегоняли в равнинные зоны на зимние пастбища. На летних пастбищах стада каждого аула обычно занимали определенный участок, а после перегона на равнинные пастбища и первого снегопада их размещали по зимним хуторам, кошам и ставили на кормление сеном. Кочевое скотоводство было развито у ногайцев. В поисках подножного корма для скота ногайцы передвигались по степям Северного Кавказа. На зиму скот в кошары не загонялся, и от сильных морозов погибало большое количество овец. В XVII в. под влиянием соседей ногайцы стали заниматься земледелием. Весной они засевали поля просом и уходили кочевать. Осенью же возвращались на свои поля и собирали урожай. Однако переход от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и стационарному скотоводству у ногайцев происходил очень медленно.
Все народы Северного Кавказа, как известно, занимались коневодством. Но особенно коневодство было развито у западных адыгов и кабардинцев, где оно носило отраслевой характер. Лошади «черкесской» и «кабардинской» пород славились красотой, быстротой своего бега и высоко цепились на виутреппих и международных рынках.
Рыболовством занимались жители восточного берега Азовского и западного побережья Каспийского моря: «Около города Терка...— свидетельствует тверской купец и путешественник Ф. А. Котов,— находится остров Чечеиь.... Этот остров большой, и около него много рыбы, на нем терские жители, тарковские кумыки и горские черкесы ловят рыбу» ".
Большая часть Закубанья, Чечни и Ингушетии была покрыта лесом. Лес использовался для строительства домов и мостов.
Дальнейшее разделение труда, общее развитие производительных сил, увеличение внутреннего и внешиего обмена способствовали повсеместному развитию домашних промыслов.
Горцы Северного Кавказа, свидетельствует Кемпфер, «очень трудолюбивы и добывают даже железо из рудников, которое они также куют и изготовляют из него всякого рода орудия». Горными промыслами, добычей нефти и, особенно, руды занимались осетины, чеченцы, ингуши, народы Дагестана. Известно даже, что в чеченских обществах покупали свинец жители русских городов Северного Кавказа.
Все народы Северного Кавказа, как и ранее, занимались обработкой дерева, камня, глины, кожи, шерсти.
В XVI—XVII вв. в Дагестане еще больше углубился процесс специализации отдельных населенных пунктов по производству того или иного предмета. Так, сел. Кубачи, Амузги специализировались в основном по обработке железа и цветных металлов, изготовлению вооружения, Балхар, Испик, Сулевкент — по производству глиняной посуды, Андн — по изготовлению бурок, селения Южного Дагестана — по обработке дерева и т. п. В одном из крупных ремесленных центров Дагестана, сел. Тарки, знаменитый путешественник Адам Олеарий встретил «человека по имени Матфия Махмара, из Эттингена Вюртембергской страны... По ремеслу он был ткач бархата бумажной материи».
Социальные отношения. Характерной особенностью усилившегося процесса феодального развития XVI—XVII вв. была децентрализация политической власти феодальных владетелей, рост феодальной фамильной собственности и феодальной раздробленности. Однако не везде на Северном Кавказе феодальные отношения развивались равномерно. В ряде районов, особенно в высокогорной части Северного Кавказа, феодальные отношения находились в стадии становления.
Устойчивость сельских общин приводила к образованию и возвышению крупных союзов общин (в Дагестане, Чечни и Ингушетии и у западных адыгов), которые успешно отстаивали свою независимость в борьбе против наступления соседних феодальных владений.
Господствующим классом в ссверокавказских феодальных государственных организациях были: шамхалы, майсумы, ханы, беки, мурзы—в Дагестане; князья, уорки – у адыгов; алдары — в Осетии; мурзы — у балкар, чеченцев и ингушей.
В XVI в. в составе феодального сословия выделилась еще одна категория, известная в Дагестане под названием «чапка», пли «чапка-тал-хаи», а в Кабарде и на Северо-Западном Кавказе — «тума». Дети феодалов, рожденные от женщин более низкого происхождения, были лишены прямого наследства. Кроме того, в описываемое время сформировалась еще одна группа феодального класса, известная у кумыков под названием «сала-уздени», «сынли-уздени» («лучшие уздени») и «батыри» — у карачаевцев и балкарцев; «эзди» и «бяччо» — у чеченцев и ингушей.
Феодалы, используя право сильного, сосредоточив в своих руках большие массивы летних и зимних пастбищ, подвергали эксплуатации крестьян не только своего владения, но и оказывавшееся под их властью население соседних народов. Причем зависимость части чечено-ингушского, карачаевского, балкарского, осетинского и другого населения от феодалов Кабарды и Дагестана была установлена внеэкономическим путем. В условиях непрекращающейся междоусобной борьбы феодальных владетелей и постоянной угрозы иноземных нашествий некоторые сельские общины, чтобы обезопасить себя, принимали покровительство более сильных соседних феодальных владений с обязательством нести соответствующую подать — «ясак», становились как бы «ясачными людьми» (по терминологии русских источников). Часть сельских обществ нагорной зоны, не имея для содержания скота зимних пастбищ, вынуждена была пасти свой скот на пастбищных землях, принадлежащих соседним феодалам, что ставило их в зависимое положение от владельцев пастбищ. Известно, что осетинские общества Дигор и Стургор, жившие в ущелье р. Уруха, платили «ясак» феодалам Большой Кабарды («с кабака по 10 коров, или быков, да по ясырю, да по лошади по доброй, да со двора по овце по суягной, да по четверику пшеницы, да по четверику проса»). В ясачной зависимости от кабардинских князей находились чеченское общество Шубут, а также ряд балкарских, ингушских, осетинских и абазинских обществ ".
Шамхалы, хапы, уцмии, князья-иши, мурзы и члены их семей выступали верховными собственниками всей земли (пашен и пастбищ).
Наряду с государственной собственностью члены феодальных фамилий имели частновладельческие земли, которые обрабатывались зависимым от них крестьянством (по терминология русских источников «пашенными людьми»).
Во всех северокавказскпх феодальных владениях и союзах сельских обществ основную часть населения составляли лично свободные крестьяне: уздени — в Дагестане, Балкарин, Чечне и Ингушетии, тлофокотли — у адыгов, акави – у абазин, адамихаты — в Осетии. Они составляли сословие лично свободных общииников, незакрепощенных крестьян, которые находились у разных народов в различной степени зависимости от верховных правителей, феодалов или общинной знати.
Категория крепостных пополнялась также из пленников-ясырей, посаженных на землю. Однако самой бесправной частью населения являлись рабы — лаги, лай, уиаты. Основным источником образования категории рабов по-прежнему являлись пленные.
Жестокая эксплуатация рабов, посаженных на землю, осуществлялась путем взимания государственных повинностей в пользу правителей верховных собственников феодальных владений.
С постоянным углублением феодальной раздробленности, наряду с государственной формой эксплуатации в процессе развития сеньориальных отношений в превращения общинной знати в феодалов, появляется частная собственность типа феодального аллода. Однако этот процесс протекал здесь чрезвычайно замедленно. Государственная собственность по-прежнему являлась основой развития феодальных производственных отношений.
Углубление феодальной раздробленности. Политический строй феодальных владений Северного Кавказа соответствовал уровню их социально-экономического развития, Шамхалы, ханы, уцмин, майсумы, беки — в Дагестане, уорки. пши — в Кабарде и у западных адыгов, мурзы — в Осетии, Чечено-Ингушетии, Балкарии и Карачае, хотя и отличались друг от друга, все же являлись верховными сюзеренами на подвластной им территории. Носители верховпой власти в Кабарде и в некоторых владениях Дагестана формально выбирались па высшем совете представителей патриархально-феодальной знати из владельческих фамилий пожизненно, по принципу старшинства. Младшие представители господствующей фамилии несли службу на местах, хотя их зависимость от центральной власти в ряде владений зачастую была номинальной.
Административное устройство феодальных владений было несложным. Шамхальство, ханство, уцмийство, майсумство, княжества Северного Кавказа делились на отдельные территориальные объединения — магалы, джамааты, кабаки. Верховная власть была сосредоточена в руках самого владетеля. Административные, правовые и судебные функции во владениях центральная власть осуществляла с помощью дружины, отдельные представители которой были связаны с владетелями патриархальными узами аталычества и молочного братства. Во время войны феодальные правители собирали народные ополчения. Причем, по горским адатам. в случае опасности все мужское население обязано было встать на защиту родины. Уклонившихся облагали крупным штрафом или изгоняли из пределов владения. Низовой административной единицей являлась община, которая делилась на магалы и тухуиы, состоявшие из малых индивидуальных семей, связанных между собой родственными и хозяйственными узами. Общины, не входившие в состав феодальных владений, были объединены в мелкие и крупные военно-политические союзы. Наибольшее число их было в Дагестане, Чечне и Ингушетии, а также у части западных адыгов. В состав некоторых союзов входило не только этнически однородное, но и разноязычное население. Союзы эти объединяли от 3 до нескольких десятков сельских обществ. Однако в зависимости от конкретных исторических условий число селений, входивших в союзы, менялось.
В конце описываемого времени в ряде наиболее развитых союзов сельских общин (Акуша-Дарго и др.) власть старшин постепенно стала превращаться в наследственную.
В осетинских обществах административная власть давно была сосредоточена в руках феодалов-уазданов. Наиболее крупные и многолюдные союзы имели большой политический вес. Владетели искали сближения и поддерживали с ними дружественные и союзнические отношения. Известно, что кадий Акуша-Дарго со своей свитой участвовал в коронации шамхала тарковского. Только ему «как почетнейшему» «по... обычаю» принадлежало право надевать на вновь избираемого шамхала папаху и опоясывать его мечом, за что он получал соответствующее вознаграждение.
В описываемое время чуть ли не во всех союзах сельских общин Северного Кавказа территориальный принцип расселения стал господствующим. Условия жизни их содействовали усилению политических прав сильных семей. Должность старшин в союзах сельских общин Дагестана, Балкарин, Чечни и других стала достоянием исключительно членов определенного тухума. У всех народов Северного Кавказа как органы самоуправления значительную роль играли мирские сходы. В них участвовали представители всего мужского населения данного общества.
На сходах решались разнообразные вопросы, связанные с распределением общинных земель, выпасом скота, началом сельскохозяйственных и общественных работ, выборами административных лиц. Для решения общих для всех вопросов, таких как вопросы войны или мира, урегулирования взаимоотношений между обществами и феодальными владетелями, заключения соглашения и утверждения новых адатных норм, собирались сходы представителей всех общин, объединявшихся в союз, или даже всего народа, как это было в Чечне.
По существу, сход представителей обществ давно уже перестал быть органом народовластия. Первоначальные функции схода суживались по мере выделения и усиления верхушки феодализирующейся знати, а к описываемому времени фактически высшим органом управления во многих союзах сельских общн Дагестана и других мест стали советы, состоявшие из должностных лиц и верхушки богатых тухумов. Однако определить точно число союзов сельских общин на Северном Кавказе не представляется возможным. Согласно сведениям Эвлия Челеби, только в одном Дагестане их было 47 ".
Политическое устройство Северного Кавказа в XVI—XVII вв. характеризовалось чертами феодальной раздробленности, обусловленной усилением феодальной ленной собственности и развитием вассалитета.