Учение В. Вундта

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии

Значение эволюционных идей Ч. Дарвина.

Чарльз Дарвин (1809-1882) не сразу нашел свое призвание в жизни. Он последовательно разочаровывался то в медицинском, а затем в теологическом образовании, пока его наставник из Кембриджского университета не определилиего в качестве натуралиста на корабль «Бигль», совершавший кругосветное плавание вдоль побережья Южной Америки, через Таити и Новую Зеландию с 1831 по 1836 гг. Материалы, собранные в этом плавании, явились фактологической основой для эволюционной теории, изложенной в книге «Происхождение видов путеместественного отбора» (1858 г.). До Дарвина эволюционные идеи высказывал Аристотель, Ламетри, Ламарк.

Мысль о борьбе за выживание Дарвин позаимствовал у Томаса Мальтуса («Опыт о законе народонаселения»), который доказывал, что производство продовольственной продукции растет в арифметической прогрессии, в то время как народонаселение увеличивается в геометрической.Дефицит питание, по мнению Мальтуса, может привести к выживанию наиболее сильных и жестоких. Дарвин распространил этот принцип на мир живой природы и сформулировал концепцию естественного отбора. Так как основной формой закона наследственности является изменчивость вида, то потомки будут более приспособленными к среде обитания, чем их родители.

Теория Дарвина входила в разрез не только с религиозной концепцией сотворения мира, но и с механистической концепцией мира И. Ньютона, которая также предполагала неизменность мира. Возможно, в этом заключалась одна из причин того, что Дарвин не публиковал свой труд в течение 16 лет после написания.

1871 г. – «Происхождение человека и половой отбор», где дано доказательство происхождения человека от животных предшественников.

1872 г. – «Выражение эмоций у человека и животных», где Дарвин анализирует эволюционный смысл выразительных мимических движений при переживании эмоций. Дарвин сделал вывод, что у животных эмоции имеют сигнальное значение, а у человека являются атавизмами.

Наиболее важным следствием теории эволюции является появление ключевого понятия – развитие, которое разрабатывалось в трех направлениях:

- в зоопсихологии применительно к филогенезу (На какой стадии развития живого возникают свойства психического? В чем заключается сходство и различие поведения животных и человека?)

- в детской психологии применительно к онтогенезу (Какова специфика развития психических свойств и функций в онтогенезе?)

- в психологии народов применительно к истории человеческой цивилизации.

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832—1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспериментальная. Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мей-ман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), Э. Скрипчур, Д. Эыджелл, Ст. Холл (Америка), В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, Н, Н. Ланге (Россия) и др. Так сложилась школа Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.

Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных— на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в..

Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. В них отражается попытка выйти за рамки описания, выявить собственные свойства субъективного мира — их Вундт называет самостоятельной психической причинностью в отличие от физиологических механизмов психических процессов.

Из всего сделанного Вундтом наиболее исторически значимым явились введение им в психологию эксперимента, организация Института экспериментальной психологии и основание специального журнала «Психологические исследования» (первоначально «Философские исследования»), который стал (после «Mind», основанного А. Бэном в 1876 г.) первым собственно психологическим журналом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: