Классификация логистических цепей
· По количеству участников:
o Простые цепи (два участника);
o Цепи средней сложности (до 6 участников) – в построении данной цепочки необходимы ресурсные и функциональные характеристики каждого звена данной цепочки;
o Сложные цепи (до 15 участников) – главная особенность, в том что в ней появляются несколько управленческих звеньев;
o Сверхсложные цепи (свыше 15 участников) – данные цепи характеризуются плохой управляемостью, низкой координацией и плохим контролем и в данных цепях присутствуют потери;
· По составу и структуре выполняемых звеньями функций:
o Однофункциональные цепи;
o Многофункциональные цепи;
· По проводимому товарному ассортименту:
o Моноцепи (проводится один товар или товарная группа);
o Интегральные цепи;
· По времени функционирования:
o Разовые цепи;
o Постоянные цепи;
o Периодические цепи (при использовании данного вида цепи характерно достижение поставленной цели в конкретный временной интервал);
· По взаимодействию в пространстве:
o Открытые логистические цепи (используют возможности и услуги сторонних организаций для решения своих оперативных задач);
o Закрытые логистические цепи (самостоятельно выполняют все логистические и управленческие функции);
· По включению в состав цепи набора операций:
o Только производственные операции;
o Формируют запасы;
o Формируют заказы предприятия;
o Формируют и осуществляют реализационные функции;
o Информационное поле и окружение;
o Осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы;
o Осуществляющие финансовые функции сопровождающего характера;
· По направлению движения:
o Разветвленные;
o Обратно направленные;
1. Для данного этапа характерен анализ производственно-транспортной системы, а также сбор и анализ информации для решения различных технико-технологических, финансовых и информационных задач.
Цель данного этапа – сформировать необходимый перечень требований, необходимых для выполнения и осуществления различного набора логистических операций.
В результате должно быть определено: состав, структура, уровень взаимодействия, а также прочие характеристики материального и всех сопутствующих ему потоков, которые являются ограничениями возможности эффективного функционирования логистического процесса.
Формирование логистической цепи происходит на основе причинно-следственных связей и характеристик, выполняемых звеней. Для каждого звена определяется его потенциал и возможность более эффективного выполнения возможных для него операций.
Также определяется необходимость наличия функций обслуживающего и сервисного характера, которые либо уменьшат либо увеличат затратную часть логистического процесса.
Таким образом на данном этапе должны быть сформированы все ресурсные возможности и все ресурсные ограничения, которые характеризуют оптимальное функционирование логистического процесса.
2. Разработка проектных схем движения всех логистических потоков, присутствующих в системе, определяются все начальные и конечные точки, траектория движения каждого потока, промежуточные точки контроля, которые выполняют координацию движения всех проходящих потоков через звенья, путем ресурсного распределения в зависимости от потенциала каждого звена.
На данном этапе распределяется функциональная нагрузка для каждого звена, которая позволит максимизировать проводимые логистические потоки за определенный временной интервал.
На данном этапе происходит выявление и анализ точек пересечения потоков с учетом ресурсных преобразований, управленческих решений, а также необходимого ключевого влияния на эффективность логистического процесса.
3. Разработка схем обслуживания логистических потоков каждого звена. На данном этапе происходит вторичный анализ и декомпиляция набора функций до логистических операций каждого звена.
На данном этапе происходит анализ зависимости каждого звена от предыдущего звена в цепочке, а также от его функциональных обязанностей.
В итоге определяет ресурсный и функциональный дефицит каждого звена, наличие зависимости звеньев и наличие колебаний функциональной и управленческой нагрузки на различных временных интервалах.
4. Разработка комплексной модели для всех звеньев, включенных в логистическую цепь. Осуществляется контрольная проработка функционирования всех звеньев, при движении всех потоков. Здесь оценивается устойчивость функционирования всей логистической системы и всех логистических цепей с учетом внутри средовых изменений и внутренних форс-мажор, оцениваются тупиковые ситуации, которые приводят к прекращению движения цепи, таким образом на данном этапе определяется нормальные и оптимальные условия, обеспечивающие функционирования логистической цепи при прочих равных условиях.
5. Составление технико-технологических требований к каждому звену логистического процесса.
6. Соотнесение всех существующих потоков в системе между собой и их анализе.
7. Анализ и оценка итогового экономико-финансового эффекта от функционирования логистической цепи, а также всех цепей в целом.