Общественное движение на рубеже 50-60 гг. XIX в

Особенностью русского общественно-политического движения в период подготовки «великих реформ» явилось единое требование отмены крепостного права представителями различных идейных течений (от сторонников официальной народности — М. П. Погодин, до демократов — А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский). В 1853 г. в Лондоне А. И. Герцен и Н. П. Огарев создали «Вольную русскую типографию», издания которой — альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол» (с 1857 г.) — разрабатывали теорию общинного народнического социализма. В то же время «лондонские пропагандисты», учитывая политическую обстановку в России, широкий общественный подъем, колебания правительства, видели свою роль в сплочении всех антикрепостнических сил, чтобы оказать моральное давление на власть и побудить ее к глубоким преобразованиям в интересах всех слоев общества. Отмена крепостного права была первым требованием «Колокола». Герцен и Огарев считали долгом правительства освободить крестьян с землей за умеренный выкуп. В начале 1858 г. они приветствовали Александра II как деятеля на поприще освобождения крестьян. Другими необходимыми реформами издатели «Колокола» считали введение гласности и отмену цензуры, преобразование судебной систе­мы, введение суда присяжных, изменение порядка местного самоуправления, отмену рекрутчины в армии. О том же писали русские корреспонденты «Колокола», среди которых были известные общественные деятели, литераторы и ученые (К. Д. Кавелин, В. А. Панаев, М. П. Погодин, Б. Н. Чичерин). Герцен издал их политические статьи в специальном сборнике «Голоса из России». «Колокол» остро реагировал на известия о сопротивлении реформам консервативно настроенной бюрократии. Не по­щадил он и самого царя, когда летом 1858 г. до Лондона дошли проекты «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Получив известие об отмене крепостного права, издатели «Колокола» приветствовали этот акт и назвали Александра II «Освободителем».

В самой России отражением общественного мнения стали русские га­зеты и журналы, обсуждавшие на своих страницах острые вопросы современности и главный из них — освобождение крестьян. В «Современнике» (в Петербурге) Н. Г. Чернышевского публиковались записки и статьи с обоснованием необходимости освобождения крестьян с землей за минимальный выкуп. В либеральных изданиях («Отечественных записках» А. А. Краевского (Петербург), «Русском вестнике» М. Н. Каткова (Москва) осуждалось крепостничество, говорилось о преимуществах экономики, основанной на свободном труде и частной собственности, а консти­туционная монархия типа английской с гарантиями свободы слова, с судом присяжных, парламентом и «диктатом» закона представлялась как наиболее рациональная политическая система. Те же ценности свободы личности, свободы совести и слова отстаивала славянофильская периодика, хотя идеологами славянофильства проповедовалась самобытность русского пути, незыблемость самодержавной власти. В защиту свободы и политики реформ выступали и те, кто в николаевскую эпоху занимал консервативные позиции. Так, рьяный поборник теории официальной народности в 1840-е гг., историк и публицист М. П. Погодин теперь, обращаясь к Александру II, писал: «Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! Простите политических преступников... Объявите твердое намерение освободить крестьян... Облегчите цензуру...»

После отмены крепостного права общественное движение утратило некоторую общность позиций, в нем углубился раскол между приверженцами социалистической идеи (демократами), сторонниками постепенных реформ в России «сверху» (либералами) и консерваторами, поддерживавшими только те преобразования, которые помогали сохранить самодержавие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: