Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Культурная революция




Коллективизация

Взяв курс на индустриализацию, советское руководство столкнулось с проблемой нехватки средств и рабочих рук для промышленности. Полу­чить то и другое можно было, прежде всего, от крестьянства, которое к кон­цу 20-х годов составляло 80% населения страны. Произвести перекачку средств из деревни в промышленность путем установления заниженных цен на сельхозпродукцию не удавалось. Крестьяне отказывались прода­вать свою продукцию на невыгодных для себя условиях. Кроме того, мел­кие, технически слабо оснащенные крестьянские хозяйства были не в состоянии обеспечить растущее городское население и армию продуктами, а развивающуюся промышленность — сырьем.

Выход был найден в создании коллективных хозяйств. Ленин и осно­ванные на его идеях решения XV съезда ВКП(б) предусматривали мед­ленный, постепенный и добровольный процесс кооперации. Однако прак­тика социалистического строительства диктовала быстрые, жестокие тем­пы и методы.

Переход к политике коллективизации начался летом 1929 г. вскоре по­сле принятия первого пятилетнего плана. Крестьян начали насильно за­гонять в колхозы. Сопротивление оказали в основном зажиточные крес­тьяне, получившие название кулаков. Политика коллективизации сопро­вождалась ликвидацией кулачества. В маховик репрессий попала значи­тельная часть среднего, а подчас и беднейшего крестьянства. Всего рас­кулачиванию, ссылкам, расстрелам подверглось от 10-15 млн человек. Основная масса репрессированных трудилась в нечеловеческих условиях на стройках народного хозяйства, лесоповале, в горно-добывающей про­мышленности.

Крестьяне, подвергшиеся социалистическому переустройству, начали массовый забой скота. В некоторых регионах прошли вооруженные ан­тиколхозные выступления. Это вынудило руководство пойти на времен­ные уступки. В марте 1930 г. Сталин переложил ответственность за ужасы коллективизации на местные органы власти. Было принято постановле­ние ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном дви­жении». Произошел массовый выход крестьян из колхозов.

Однако в этом же году колхозное наступление возобновилось. Села, население которых не вступало в колхозы, заносились на «черные дос­ки», К ним прекращался подвоз товаров. Единоличников сгоняли на не­удобные земли, увеличивали их налоговое обложение.

Из колхозов полностью забирали собранный урожай. В результате в 1932 -1933 гг. ряд сельских районов поразил голод (Украина, Северный Каика», Казахстан и др.). Голодной смертью погибло несколько миллио­нов крестьян.

При проведении коллективизации партия большевиков опиралась на беднейшую часть крестьянства, рабочий класс. 35 тыс. рабочих было на­правлено II деревню для организации колхозов.




Коллективизация серьезно подорвала производительные силы сельско­го хозяйства. По некоторым показателям уровня 1928 г. удалось достичь только в середине 50-х годов. Таким образом, промышленность получила средства и дешевую рабочую силу, необходимые для ее развития, за счет разорения деревни.

В 30-е годы русской интеллигенции и культуре был нанесен еще боль­ший удар, чем за предшествующий период советской истории. Это было вызвано стремлением власти до конца ликвидировать идейную оппози­ционность, полностью утвердить господство коммунистической идеологии.

В 1930—1931 гг. ОГПУ обвинило интеллигенцию в создании «вреди­тельских» организаций: «Всенародный союз борьбы за возрождение сво­бодной России» (историки — С. Ф. Платонов и др.); «Трудовая крестьян­ская партия» (экономисты-аграрники — А. В. Чаянов и др.); «Инженер­ный центр» или «Промпартия»; «Союзное бюро ЦК РСДРП меньшеви­ков» (экономисты); военных теоретиков, офицеров и генералов царской армии, находившихся на службе в РККА. Репрессии по отношению к ин­теллигенции в 30-е годы приняли такой массовый характер, что НКВД создало целую сеть cпециaльных тюpeмныx научных институтов.

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «6 перестройке лите­ратурно-художественных организаций», которое предусматривало роспуск всех художественных групп и создание единых организаций творческой ин­теллигенции. В августе 1934 г. был создан Союз писателей СССР (первым председателем правления стал М. Горький), затем союзы художников, ком­позиторов и т. д. Для руководства художественным творчеством при Совнар­коме был образован Комитет по делам искусств. Перед художниками была поставлена задача «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе со­циализма». Таким образом, в начале 30-х годов большевистская партия прак­тически полностью поставила литературу и искусство на службу коммунис­тической идеологии и пропаганде. Участь художников, не приспособивших­ся к коммунистическому диктату, была, как правило, трагичной. Многие из них погибли в лагерях и застенках НКВД.



В то же время военные и экономические потребности страны застав­ляли руководство расширять систему подготовки специалистов, уделять внимание развитию науки. По переписи 1939 г., 4/5 населения умели чи­тать и писать. Было осуществлено обязательное начальное обучение, в городах — семилетнее образование. Расширилась сеть учебных заведений. Перед войной в стране насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. с высшим образованием. В 1933—34 г. в СССР на­считывалось более 714 вузов.

Среди наиболее известных достижений советской науки и техники этого периода были: изучение и освоение Арктики (экспедиции О. Ю. Шмидта, И. Д. Папанина), открытие геологами новых запасов полезных ископае­мых (под руководством П. П. Лазарева, И. М. Губкина), сверхдальние по­леты экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, разработка теории косми­ческих полетов К. Э. Циолковским, изучение реактивного движения, ра­кетостроение (С. П. Королев, В.П. Глушко) установление мировых рекор­дов высоты советскими стратостатами, изучение атомного ядра, органи­зация производства искусственного каучука и многое другое.

Для искусства этого периода ведущим направлением был реализм с его парадностью, монументальностью, прославлением вождей (всевозмож­ные ленинианы), помпезностью (скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», попытка строительства гигантского Дворца Советов на ме­сте разрушенного храма Христа Спасителя), что отражало стремление го­сударствам





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 454; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8333 - | 7269 - или читать все...

Читайте также:

 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.