Kультура в период перестройки

Национальные отношения в годы перестройки

Ослабление тоталитарного режима положило начало движению наро­дов СССР к независимости. Этот процесс, вследствие запущенности эт­нических проблем, а также авантюристических действий ряда политиков, сопровождался кровавыми вспышками ненависти и насилия. В результа­те межнациональных конфликтов к 1991 г. в СССР было около одного миллиона беженцев различных национальностей. Все же ведущей тенден­цией в национальном освобождении сойотских народов должен был стать мирный политический процесс.

Новые органы власти союзных республик, сформированные в резуль­тате выборов 1989-1990 гг., оказались настроенными более решительно на перемены, чем общесоюзные. Республики приняли декларации о сво­ем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзны­ми, в некоторых из них были приняты решения о введении должности президента. Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Противостояние центр — республики выразилось в «войне законов», т. е. ситуации, когда центр и республики принимали законы, противоречащие друг другу, в срыве отдельными республиками воинского призыва. Рес­публики, минуя центр, заключали между собой двусторонние соглаше­ния о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в центре, так и в республиках зрела боязнь неуправ­ляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам. Международное сообщество также опасалось неконтролируемого развала Советского Союза. Развитые страны, бизнесмены опасались вкладывать свои капиталы в советскую экономику в условиях политичес­кой нестабильности. Это в какой-то степени заставляло центр и респуб­лики преодолевать разногласия, искать пути к компромиссам и соглаше­ниям.

Весной — летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение «9+1», т. с. девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами. Подписание договора было намечено на 20 августа, однако попытка государственного переворота 19 августа и его подавление изменили ситуацию. Практически все респуб­лики объявили о своей самостоятельности и независимости. Советский Союз фактически распался, что зафиксировал V Внеочередной съезд на­родных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.). За центром остались, по су­ществу, координирующие функции. Начался поиск новых форм и мето­дов сосуществования самостоятельных республик.

Одним из заметных явлений конца 80-х годов было переосмысление истории советского периода. В докладе Горбачева на праздновании 70-летии Октябрьской революции «Октябрь и перестройка: революция про­должается», II публикациях «Правды», «Огонька» и других изданий дава­лись новые, разноречивые оценки Октября, гражданской войны и НЭПа, социалистического строительства. Стали публиковаться документы, не доступные ранее даже специалистам. Приоткрыли свои тайны советские архивы. Процесс переосмысления прошлого проявился и художествен­ной литературе (М Ф. Шатров «Дальше... дальше... дальше...»; А Н. Ры­баков «Дети Арбата») Большой вклад в формирование повою историче­ского сознания внесли публицисты. Диапазон новых подходов к осмыс­лению исторического прошлого колебался от тезиса о случайном иска­жении идеи социализма до ее полного отрицания.

Другой чертой культурной жизни было возвращение изгнанных из со­ветской (и прежде всею русской) культуры имен и произведений. Чита­телю стали доступны произведения лауреатов Нобелевской премии Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына, И. А. Бродского. Были опубликованы книги русских писателей-эмигрантов, как старшего поко­ления (В. В. Набоков), так и относительно недавно выехавших из страны (Э. Лимонов, В. П. Аксенов), прошли выставки художни­ков-эмигрантов (М. Шемякин), скульпторов (Э. Неизвестный).

Вокруг литературных журналов стали группироваться представители различных идейных течений. Сторонники либерально-демократических преобразований объединились вокруг «Огонька», «Знамени», сторонни­ки патриотического направления — «Молодой гвардии», «Нашего совре­менника».

Большой интерес вы звали фильмы о современной жизни: «Так жить нельзя», «Интердевочка», «Небеса обетованные» и др.

По-прежнему у молодежи популярны были многочисленные рок-груп­пы и эстрадные исполнители.

Государственные премии в области литературы за 1988 и 1989 гг. полу­чили А. И. Приставкин («Ночевала тучка золотая»), Ф. Искандер («Санд­ро из Чегема»), Б. А. Можаев («Мужики и бабы»). Широкие дискуссии вызвали произведения молодых писателей: С. Каледина («Смиренное кладбище»), Ю. М. Полякова («Сто дней до приказа»).

В 1988 г. в стране широко отмечалось 1000-летие принятия христианст­ва на Руси. Религия стала играть важную роль в жизни государства. Стали возрождаться церковные храмы, в быт входили религиозные праздники.

Снятие всевозможных идеологических запретов открыло дорогу для творческого простора деятелям искусства, раскрепостило культурную жизнь страны. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммер­циализации культуры, отрицательно сказались на ее материальной базе.

В науке наиболее ярким достижением был полет космического кораб­ля многоразового использования «Буран». В стране развернулся сложный процесс реорганизации научных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: